на главную страницу

25 Декабря 2004 года

Армия и общество

Суббота

РОССИЯ СОСРЕДОТОЧИВАЕТСЯ

Подготовил Наиль ГАФУТУЛИН.



Встречу главы государства с представителями СМИ можно назвать традиционной, хотя зимой она состоялась впервые. На лето перенесен прямой эфир, в ходе которого Владимир Путин отвечает на вопросы россиян. В Кремле решили, что в зимних условиях его проводить не очень удобно, потому и поменяли эти два мероприятия местами.

     Эта пресс-конференция по сравнению с аналогичными прошлых лет стала самой продолжительной. Президент отвечал на вопросы в течение трех часов. Формально был задан 51 вопрос, однако практически их количество превысило сотню, поскольку многие журналисты старались включить в свой вопрос две-три темы. Подавляющее большинство вопросов касалось внутренней политики России, 15 – международных тем, причем трижды журналисты интересовались отношениями России с Грузией и Абхазией, дважды – с США и Арменией. Одновременно они приглашали главу государства в гости в Нижний Новгород, Калининград, Серпухов, Магнитогорск, Казань, в Якутию, Калмыкию, Алтайский край и Египет.
     
Об итогах года

     Ожидаемый среднегодовой темп роста ВВП (валового внутреннего продукта) будет примерно 6,8 процента. Это соответствует среднегодовым темпам роста российской экономики за последние пять лет. На душу населения в 2004 году ВВП составит около 4 тыс. долларов США. Это более чем в два раза больше, чем в 2000 году, и почти в три раза превышает показатель 1999 года.
     Инвестиции в основной капитал в 2004 году увеличились более чем на 10 процентов. Чуть-чуть меньше, чем в прошлом году, но цифра неплохая. Импорт товаров увеличился почти на 25 процентов. В результате почти двукратного превышения экспорта над импортом мы имеем рекордное за последние годы сальдо торгового баланса – почти 80 млрд. долларов. Владимир Путин отметил, что, говоря об увеличении объема экспорта, имеет в виду не только стоимостное увеличение, но и увеличение физических объемов. Золотовалютные резервы страны увеличились почти на 70 процентов и приближаются к отметке 120 млрд. долларов. Это рекордный показатель за всю историю не только Российской Федерации, но и Советского Союза.
     Важно отметить, что впервые объем золотовалютных резервов превысил объем государственного внешнего долга. Это значит, что Россия стала страной – нетто-кредитором. Экономический рост способствовал увеличению реальных, хочу это еще раз подчеркнуть, реальных – за вычетом инфляции, роста цен – располагаемых доходов населения. Они увеличились на 9 процентов, пенсии выросли примерно на 5 процентов, заработная плата, по разным подсчетам, – от 10 до 12,5 процента.
     Сократилось количество безработных, они у нас составляют примерно 7,4 процента от экономически активного населения. Вместе с тем нужно отметить, что это все-таки в абсолютных величинах большое количество людей – 5,5 миллиона человек. И это, конечно, вопрос, который требует постоянного внимания со стороны правительства.
     Неплохо складывались дела в сфере государственных финансов. Уже пятый год страна живет с профицитом федерального бюджета. Размер стабилизационного фонда превысил 20 млрд. долларов, при этом на треть был сокращен с 1999 года государственный внешний долг, а его доля в ВВП снизилась с почти 60 процентов до 20 процентов.
     Одним из результатов стало присвоение России инвестиционного рейтинга уже двух ведущих мировых рейтинговых агентств. И эти оценки полностью отражают экономическую практику. Если в предыдущие годы в страну поступало около 4 миллиардов долларов США прямых инвестиций ежегодно, в 2003-м – 6,2 миллиарда, в текущем году – около 10 миллиардов.
     Все это позволяет выйти на следующие рубежи и в решении социальных вопросов. С 1 января 2005 года минимальный размер оплаты возрастет на 20 процентов, с 600 до 720 рублей, и соответственно на 20 процентов повысится заработная плата бюджетников всех уровней. С 1 октября 2005 года минимальный размер оплаты труда увеличится еще на 11 процентов – до 800 рублей. Заработная плата работников бюджетных учреждений также возрастет на 11 процентов. В номинальном выражении за 2005 год мы планируем, что заработная плата бюджетников увеличится на треть при инфляции 8,5 процента, то есть примерно на 22,9 процента в реальном выражении.
     Впервые такие повышения начали планировать на два года. К маю 2006 года минимальный размер оплаты труда должен вырасти до 1.100 рублей, таким образом, рост в этой сфере составит за полтора года где-то 83 процента.
     С политической точки зрения минувший год не был простым. И не только для нашей страны, но для всего мира. Владимир Путин отметил, что напряженная ситуация сложилась во многих регионах нашей планеты, и не только на Ближнем Востоке и в Ираке, но и в других регионах. Но, несмотря на все эти катаклизмы, год заканчивается в целом со знаком плюс. Хотя, без всяких сомнений, практически у всех наших граждан в памяти останутся такие события, как трагедия в Беслане.
     В этой связи, подчеркнул Президент РФ, мы и впредь будем уделять необходимое внимание работе внутри страны и на международной арене, направленное на борьбу с террором, будем укреплять правоохранительные органы, нашу политическую систему. Владимир Путин напомнил, что принят закон о новом порядке формирования руководителей регионального уровня. Теперь нужно выработать на практике все механизмы, которые обеспечили бы такое состояние вещей, при котором региональный руководитель чувствовал бы свою ответственность перед страной и был бы чувствителен к проблемам регионов.
     
О нефти

     Все наши энергетические компании, подчеркнул глава государства, увеличили добычу. Нефтяные - на 5,2 процента, газодобывающие - на 3 процента. Соответственно увеличены и поставки энергетического сырья на внешние рынки. Так что в целом динамика там очень хорошая. После принятия ряда решений, направленных на то, чтобы обеспечить приоритетное развитие перерабатывающих отраслей экономики, налоговая нагрузка немножко была перераспределена. Немного, но не в пользу энергетических компаний. Нагрузка на них увеличилась, и увеличился соответственно и их вклад в бюджет страны, который как был, так и остается весьма высоким.
     Говоря о современных способах добычи, президент подчеркнул, что государственные контролирующие организации должны следить за тем, чтобы применяемые способы добычи не были так называемыми колониальными, когда можно вершки схватить, а корешки оставить. И государство, и сами компании должны больше внимания уделить разведке полезных ископаемых. Это ископаемые исчерпаемые, но возможности Российской Федерации здесь еще недооценены. Нужно активнее работать над разведкой и вводом новых месторождений, особенно в Восточной Сибири. По имеющимся ресурсам на сегодняшний день озабоченностей вместе с тем особых тоже не возникает, потому что, по самым усредненным данным, того, что разведано, хватит для спокойного существования на 45–55 лет. Глава государства подчеркнул, что одновременно идет серьезная и активная разведка новых месторождений.
     На пресс-конференции была затронута и тема покупки государственной компанией «Роснефть» компании «Байкал Финанс Групп». В результате этой сделки «Роснефть» стал фактическим владельцем «Юганскнефтегаза», аукцион по продаже которой состоялся несколько дней назад.
     Глава государства сказал, что, на его взгляд все сделано абсолютно рыночными способами. В этой связи президент напомнил о том, как происходила приватизация в начале 90-х годов и как, используя различные уловки, в том числе нарушающие даже тогда действовавшее законодательство, многие участники рынка в то время получали многомиллиардную государственную собственность. Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы.
     
Курилы и Япония

     Тема Курильских островов на пресс-конференции была затронута представителем японского информационного агентства. Отвечая на его вопрос, Владимир Путин отметил, что отношения с Японией развиваются очень неплохо. Товарооборот растет, на политическом уровне происходят регулярные контакты. И очень огорчает, что до сих пор не решен вопрос о мирном договоре, потому что и в японских национальных интересах, и в российских национальных интересах все проблемы, которые мешают развитию наших отношений, – «зачистить», и как можно быстрее. Глава государства выразил уверенность, что Япония не меньше, чем Российская Федерация, заинтересована прежде всего в развитии экономических связей.
     «Что касается заявления нашего министра иностранных дел, то, насколько я видел, - сказал Владимир Путин, - он не предлагал никаких островов». Здесь зал взорвался аплодисментами, а президент подчеркнул, что глава МИДа лишь упомянул о Декларации 1956 года. Эта декларация была ратифицирована в Советском Союзе и в Японии. Российская Федерация является правопреемницей Советского Союза и, разумеется, будет стараться выполнять все международно-правовые обязательства, которые были взяты на себя Советским Союзом, как бы это ни было тяжело.
     В 9-й статье декларации записано, что обязательным предварительным условием возможной передачи двух островов является подписание мирного договора, что однозначно читается как урегулирование всех дальнейших территориальных споров. Президент выразил недоумение, как Япония, ратифицировав эту декларацию, поднимает снова вопрос о четырех островах.
     Глава государства также предложил более внимательно изучить формулировки. В декларации сказано, что Советский Союз готов передать два острова. Не сказано, на каких условиях передать, когда передать и чей суверенитет распространяется на эти территории. Это все предметы для тщательного изучения и совместной работы.
     
О Кавказе

     Тема отношений с закавказскими государствами поднималась в ходе пресс-конференции несколько раз. Владимир Путин отметил, что Россия веками присутствовала на Кавказе вообще, на Северном Кавказе. У страны, разумеется, есть свои интересы и на Южном Кавказе.
     Отвечая на вопрос журналиста из Еревана, глава государства подчеркнул, что Армения относится к нашим стратегическим партнерам. У нас практически нет никаких проблем в двусторонних отношениях.
     Владимир Путин особое внимание обратил на урегулирование карабахского вопроса. И еще раз напомнил российскую позицию. Россия готова выступать в качестве посредника и гаранта договоренностей, которые могут состояться между участниками этого конфликта. Однако стороны должны договориться между собой, а Россия выступит, еще раз подчеркнул глава государства, гарантом и посредником.
     Что же касается других сфер российско-армянских отношений, особенно экономических, то они развиваются неплохо. Россия и Армения сделали шаги навстречу друг другу, были приняты решения об урегулировании всех наших задолженностей и конвертации их в инвестиции. Президент России подчеркнул, что Армения относится к нашим партнерам и на международной арене, а не только на Южном Кавказе. И в целом мы всегда и достаточно эффективно координируем наши усилия во внешнеполитической сфере. Глава государства сказал, что он бы приветствовал такое развитие отношений с Арменией и в будущем. Он напомнил, что на ее территории находится российская военная база. Этому, кстати, радо и местное население, многие представители которого нашли там работу.
     Отдельно на пресс-конференции прозвучала тема Абхазии. Президент подчеркнул, что Россия исходит из тезиса о территориальной целостности Грузии. Но все спорные вопросы, причем такие острые вопросы, как абхазская проблема или южноосетинская, сказал глава Российского государства, должны решаться мирным путем, на основе переговорного процесса и с учетом интересов всех народов, которые проживают на этой территории.
     Что же касается внутриполитической ситуации в самой Абхазии, то Владимир Путин приветствовал договоренности политических сил, которые были недавно достигнуты. Он выразил надежду, что ситуация там в ближайшее время нормализуется и, самое главное, что люди не будут страдать от всех этих политических катаклизмов. Территория и население небольшие, экономика уязвимая. Россия готова здесь быть рядом и поддерживать развитие этой экономики.
     
Украина и двойные стандарты

     Вопрос о ситуации на Украине на пресс-конференции был поднят в связи с тем, что в одном из своих недавних интервью президент Польши господин Квасьневский сказал о том, что для Соединенных Штатов лучше Россия без Украины, чем Россия с Украиной. Владимир Путин отметил, что был крайне удивлен, когда увидел это интервью Александра Квасьневского. У меня такое впечатление, сказал Президент РФ, что это заявление не действующего президента, а человека, который устраивается на работу в связи с истечением срока своих полномочий.
     Российское руководство выстраивает отношения на постсоветском пространстве в исключительно корректном режиме, подчеркнул Владимир Путин. Россия сделала все для того, чтобы постсоветские страны встали на ноги как самостоятельные государства. На постсоветском пространстве развиваются отношения на уровне не просто добрососедства, но истинного равноправия, с полным уважением к прошлому и к будущему этих стран, с ответственностью за будущее развитие наших межгосударственных отношений.
     Один из журналистов в своем вопросе подчеркнул, что на постсоветском пространстве интересы России пытаются подчинить чужим. Отвечая, глава государства сказал, что прежде всего беспокоят попытки решения политических вопросов неправовым способом. Самое опасное, сказал Владимир Путин, - создание системы перманентных революций. Жить нужно привыкнуть по закону, а не по политической целесообразности, которую определяют где-то в другом месте за тот или другой народ.
     Внутри общества должны созреть определенные правила, процедуры. Конечно, нужно обращать внимание, нужно поддерживать и помогать демократиям, но если мы встанем на путь перманентных революций, ничего хорошего для этих стран, для этих народов не будет. Мы погрузим все постсоветское пространство в череду нескончаемых конфликтов, которые будут приводить к достаточно тяжелым последствиям, подчеркнул президент.
     После этого глава государства напомнил о двойных стандартах, о которых так часто говорится. Масса нарушений была выявлена во время проведения выборов в Афганистане, а также в Косово, где двести с лишним тысяч сербов вынуждены были покинуть свои дома и не смогли принять участие в выборах. Однако все эти выборы были признаны демократическими. На очереди выборы в Ираке, при этом всерьез обсуждался вопрос, что ОБСЕ будет контролировать эти выборы с… территории Иордании.
     Владимир Путин напомнил ситуацию с выборами в Чечне, когда международные наблюдатели отказывались проконтролировать там выборы, потому что, по их мнению, условия там не были созданы, хотя и боевые действия на тот период уже давно не велись, и действовали органы власти и управления.
     Аналогичная ситуация по правам человека. Владимир Путин сообщил, что по предложению Евросоюза на юге Македонии, где проживает 20 процентов албанского населения, будет квотное участие национальных меньшинств в деятельности органов власти и управления, в том числе в правоохранительных органах, органах полиции. Такие же примерно условия выдвигаются и Румынии, которая готовится вступить в Евросоюз. Президент России подчеркнул, что это правильные решения. Но когда предлагается такие же стандарты ввести и для Риги, где проживают 60 процентов русских, в ответ звучит твердое: «Нет, там другая ситуация». Хотя какая другая - люди, что ли, второго сорта? Глава Российского государства сказал, что пора прекратить издеваться над здравым смыслом.
     Президент Владимир Путин подчеркнул, что Россия выстраивала и будет выстраивать отношения с нашими ближайшими соседями прежде всего в экономической сфере. Он напомнил, что
     ЕврАзЭС – организация, которая заложила хорошие основы для интеграционного движения на постсоветском пространстве в сфере экономики, подготовила создание другой структуры – Единого экономического пространства. В ЕЭП намерены принять участие Россия, Белоруссия, Казахстан и – до сих пор – Украина. Здесь Владимир Путин предложил подождать, что будет после выборов. Но выразил надежду, что такие тенденции будут сохранены и мы продолжим эту совместную работу.
     
Об отношениях с США

     Я удовлетворен тем, как развиваются наши отношения с Соединенными Штатами в целом. Соединенные Штаты – один из наших приоритетных партнеров. У нас огромный объем экономического взаимодействия. Мы являемся безусловными партнерами при решении ряда острейших проблем современности. Это прежде всего касается совместной борьбы с терроризмом. Здесь я без преувеличения назвал бы наши отношения не просто партнерскими, а союзническими. Мы вместе с Соединенными Штатами являемся крупнейшими ядерными державами мира, и поэтому на нас лежит особая ответственность с точки зрения контроля над вооружениями и нераспространения средств массового уничтожения. За всеми текущими, сиюминутными, полускандальными либо просто привлекающими внимание общественности вещами тактического характера я бы просил вас не забывать эти основополагающие вещи, лежащие в основе наших отношений с Соединенными Штатами. Полагаю, что в основе и наших отношений с президентом Бушем лежат именно эти вещи, наши национальные интересы. Сам Буш, на мой взгляд, является человеком очень порядочным и последовательным. У нас - мы с ним многократно это говорили публично - не всегда совпадают мнения, но я ему полностью доверяю как партнеру. И знаю, что если мы с ним о чем-то договариваемся, то он предпринимает усилия для реализации этих договоренностей. Я действую в таком же направлении.
     Что касается разных мнений по тем или другим проблемам (в том числе, допустим, отношения администрации либо американской общественности к нашим политическим процессам), должен сказать, что и мы тоже не в восторге от всего того, что происходит в США. Вы что, считаете, что избирательная система США лишена всяких изъянов? Что нужно напомнить, как проходили выборы, что ли, те или другие в Штатах? Вы знаете, что комиссия ОБСЕ, когда контролировала выборы на Украине, в Афганистане и в США, одни и те же претензии высказала в том числе и Соединенным Штатам при организации выборов. Скажем, недопуск на все участки наблюдателей – это была претензия со стороны ОБСЕ к организаторам выборов в США. Даже запугивание избирателей там и то было. А что касается неравного, неравноценного допуска к средствам массовой информации? Да действующий политик всегда имеет фору, потому что он всегда на экране при исполнении своих служебных обязанностей. Что, непонятно, что ли? Все всё знают, все всё понимают. Так что там, где критика конструктивная, мы к ней прислушиваемся, но, если просто, как у нас в народе говорят, тень на плетень наводят, – пропускаем мимо ушей.
     
О монетаризации льгот

     Конечно, я понимаю людей - они настороженно относятся к этим предложениям правительства, потому что очень часто государство людей подводило, говорило одно, а делало другое либо совсем ничего не делало. Но сохранять прежнюю систему льготирования людей, которые нуждаются в поддержке государства, тоже было уже нецелесообразно, потому что средства выделялись большие, но до людей в значительной степени не доходили.
     Возьмем только лекарственное обеспечение. Система была какая? Деньги из региональных бюджетов, через региональные бюджеты из федерального, направлялись часто напрямую по различным каналам и различными способами фармацевтическим компаниям, а точнее, тем, которые занимались куплей-продажей лекарств. А люди по бесплатным рецептам нужных лекарств, как правило, не могли получить.
     На практике что происходило? Приходит пожилой человек в аптеку, приносит бесплатный рецепт, ему говорят: нет, по бесплатному рецепту мы вам дать не можем. Нет – по бесплатному рецепту, а за деньги – есть. Деньги человек платит, но рецепт, говорят ему, вы все равно оставьте. При такой системе сколько туда ни направляй денег, всегда будет мало, потому что больше половины украдут. В рыночной системе прежние способы распределения, поддержки государства стали работать неэффективно. Вот в этом все дело.
     Я хочу обратить ваше внимание на то, что таких больших средств, я бы сказал, огромных средств на поддержку слабо обеспеченных слоев населения и льготников государство до сих пор никогда не выделяло. Федеральный бюджет в шесть раз - не на 20 процентов, не на 30, не на 40, не на 50 - в шесть раз повысит свои расходы на эти цели. И при этом до 2006 года по основным параметрам – по лекарственному обеспечению, по проезду на пригородном транспорте, по санаторно-курортному лечению – фактически для потребителей этих льгот они будут сохранены в натуральном выражении. Почему? Потому что если человек получает определенные деньги, а потом из этих средств добровольно оставляет 450 рублей вот на эти виды льгот, то, получая их, он получает их в большем объеме, чем 450 рублей. А с 1 января 2006 года люди могут выбрать уже между льготами в натуральном виде и в виде денежной компенсации.
     При этом хочу обратить ваше внимание на то, что решение это человек должен будет принять в мае 2005 года. Но это же вызывает уже сейчас к жизни конкурентную среду с точки зрения предоставления этих льгот, потому что уже сейчас те, кто предоставляет, допустим, санаторно-курортное лечение, эти предприятия – санатории, дома отдыха – уже сейчас задумались о том, как бы снизить цены, как бы улучшить обслуживание. Они хотят сохранить этих людей как возможных потребителей их услуг. И в современных условиях, думаю, что такая система является гораздо более обоснованной и более адресной, что самое главное.
     
О жилищно-коммунальном хозяйстве

     Проблемы жилищно-коммунального хозяйства очень остры в России на протяжении многих-многих лет. Еще в Советском Союзе они были не менее острыми. Сегодня потребности жилищно-коммунального хозяйства в России – примерно 1,5 триллиона рублей. Регионы страны в следующем году планируют истратить на эти цели где-то 340 миллиардов при соответствующей поддержке федерального бюджета. В коммунальном хозяйстве наблюдаются огромные потери тепла, электроэнергии. И ясно, что до сих пор не созданы необходимые условия для развития этой сферы. Это как раз та область, куда сколько ни давай денег, все равно будет мало. Нужно менять условия функционирования.
     Абсолютно согласен с теми, кто считает, что очень медленно идут преобразования в этой области. Собственно говоря, понятно почему – потому что очень чувствительная тема. Стоит сделать только один мало-мальски неаккуратный шаг – и пострадают миллионы людей. И сейчас-то непросто, а если совершить хоть какую-то ошибку, может быть еще хуже. Но это совсем не значит, что не нужно ничего делать.
     Правительство исходит из того, что эта проблема должна решаться по двум направлениям. Первое: распределить ответственность. Нужно точно и ясно понимать, кто за что отвечает. Этот вопрос разграничения полномочий решается в рамках известных законов о разграничении как раз этих самых полномочий – в 122-м и 95-м законах. Это первое.
     Второе: нужно создать условия, для того чтобы эта деятельность была конкурентоспособной и интересной с точки зрения бизнеса. Сейчас только приняты Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс, в механизмах которых заложены как раз возможности решения этих проблем.
     Ну и, наконец, третья составляющая, не менее важная, чем другие: мы тратим огромные деньги – я сказал, нужно 1,5 триллиона, но даже 340 миллиардов – это огромные деньги, – но расходуем их неэффективно. Как сделать так, чтобы они тратились гораздо более эффективным способом? Нужно платить людям.
     В 19 регионах Российской Федерации такие эксперименты проводятся. Нужно добиться того, чтобы можно было создавать на легальной основе товарищества пользователей жилья и чтобы деньги перечислялись на счета граждан. Повторяю, в 19 регионах это сделано, работает успешно. Нужно развивать этот успех дальше.
     
О выборах и демократии

     Каждая страна выбирает оптимальный для себя путь развития, в том числе организацию своей политической системы, но таким образом, чтобы народ имел возможность влиять на принимаемые решения.
     Давайте прямо скажем: сегодня, когда губернатор напрямую избирается, - он что, так уж зависим от избравшего его населения? Да, ему нужно идти на выборы, он, конечно, должен об этом думать. Но при современных избирательных технологиях, к сожалению, и у нас в стране, и во многих других местах в общем не очень эффективно работает эта система. А вот как обеспечить ситуацию, при которой глава региона, как я уже говорил, в том числе и здесь сегодня, был бы чувствителен к региональным проблемам, но кровно связан с общегосударственными интересами, – это задача непростая.
     Мне представляется, что с учетом огромной территории Российской Федерации, огромного количества проживающих народов и этносов на нашей территории со своим укладом жизни, со своими политическими традициями, с большой очень, к сожалению, угрозой терроризма и дезинтеграции – в современных условиях это очень оптимальное решение.
     Вы знаете, у нас ведь, допустим, в Дагестане десятилетиями сложились ситуация и практика – а там проживает на два миллиона населения свыше 33 этносов, из них четыре или пять титульными считаются, основными, – при которой если представитель одного народа – глава республики, то представитель другого народа обязательно должен быть главой правительства, а представитель третьего этноса обязательно должен возглавлять парламент. Там люди даже отслеживают, представители какого народа, какого этноса занимают должности, на первый взгляд, второстепенные: начальников управлений и департаментов. Это примерно то, что мы имеем в Ливане. Но так сложилось десятилетиями там, и по-другому эта система вряд ли будет эффективно работать, потому что иначе люди, представители того или иного народа, будут чувствовать себя ущемленными и отодвинутыми от власти. Но мы не можем в одном субъекте Федерации выработать одну систему власти и управления, а в другой – другую, у нас должна быть единая для всех. И еще раз повторю: считаю, что предлагаемая система, когда депутаты местных законодательных органов власти, избранные прямым тайным голосованием всего населения региона, будут голосовать за предложенного Президентом России губернатора, она с точки зрения территории и большой многоукладности, и большого количества этносов, проживающих в России, является оптимальной и не нарушает принципов демократии. Тем более не нарушает основополагающих принципов демократии, заложенных в Конституции Российской Федерации.
     
О деньгах и армии

     Денежное содержание нужно повышать – что же здесь говорить! И решать проблему жилья. Вот две основные проблемы. Мы будем и дальше двигаться по пути создания профессиональной армии, во-первых. Должен вам сказать - это уже хорошо известно - мы не ставим перед собой цели сделать армию стопроцентно профессиональной, но части постоянной готовности такими будут. На первом этапе самая главная для нас задача – обеспечить такое состояние, при котором военнослужащие срочной службы не будут служить в «горячих точках», в том числе и прежде всего, разумеется, в нашей стране. Я имею в виду Северный Кавказ, Чеченскую Республику.
     С 1 января 2005 года ни одного военнослужащего срочной службы, проходящего службу по линии Министерства обороны, в Чеченской Республике уже не будет. С 1 января 2006 года ни одного военнослужащего, проходящего срочную службу во Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, быть не должно. 42-я дивизия, расквартированная в Чеченской Республике, полностью переходит на такую форму, и к концу 2007 года мы практически должны перевести на контракт все части постоянной готовности.
     При этом, конечно, если сегодня, скажем, проходящий службу контрактник на Северном Кавказе, точнее, в Чечне, получает где-то от 12 до 15 тысяч рублей (рядовой), то для военнослужащих, проходящих службу в других регионах страны, конечно, это в два и более чем в два раза меньше. Этого недостаточно.
     И мы очень подробно обсуждали эту тему совсем недавно на Совете Безопасности. Разумеется (и было бы странно, если бы было иначе), министр обороны очень настойчиво ставит эти вопросы перед правительством, передо мной. Экономическому блоку поставлена задача решать эту проблему таким образом, чтобы военнослужащие, как мы и говорили раньше, не отличались по своим параметрам, по своим доходам от государственных служащих в худшую сторону, а, наоборот, чуть-чуть превышали. Это первое.
     Второе, что касается жилья. Вы знаете, что мы выработали прежде всего для военнослужащих Министерства обороны новую ипотечную систему. Надеюсь, что она заработает. Нет никаких оснований считать, что эта система работать не будет. Она будет работать! Ну а что касается тех, кто не подпадает под эту систему, тех, кто уже служит давно, то здесь нет никакого другого способа, кроме как выделение этого жилья по старым правилам и выделение необходимых дополнительных средств для строительства служебного жилья.
     Будем решать все эти вопросы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex