на главную страницу

25 Декабря 2004 года

Планета людей

Суббота

НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.



В последние месяцы Международный трибунал для бывшей Югославии (МТБЮ) и его «главное лицо» - прокурор Карла дель Понте развернули небывалую антисербскую кампанию, суть которой прикрывается словами о том, что сербы не хотят сотрудничать с трибуналом, противятся воле судей. Особым нападкам подвергается Республика Сербская, которая на правах образования входит в состав Боснии и Герцеговины. При этом судьи свои претензии подкрепляют угрозами Соединенных Штатов ввести санкции против Республики Сербской.

     В принципе уже известно, в чем конкретно будут заключаться эти санкции. Заявленные меры подразделяются на две группы. Первая относится к конкретным руководителям РС и ее полицейским органам, «помогавшим обвиняемым скрываться от международного правосудия». Всем функционерам правящей сербской демократической партии (СДП), к которой принадлежат президент Республики Сербской и председатель скупщины, и партии демократического прогресса (ПДП), членами которой являются премьер-министр и министр иностранных дел, уже с 16 декабря запрещен въезд в США, а находящиеся в США финансовые активы СДП замораживаются.
     Вторая группа мер направлена на устранение «системных недостатков» в работе государственных органов, которые, дескать, препятствуют аресту и выдаче Гааге лиц, обвиняемых в военных преступлениях. Руководство местных полицейских органов решено отстранить, при этом от властей БиГ требуется в течение 2005 года создать единое министерство обороны, так как «военные власти РС утратили контроль над армией»…
     К слову, подразделения
     ЕВРОФОР, сменившие в БиГ СФОР, недавно провели очередную операцию по поиску обвиняемого Гаагой командующего армией боснийских сербов отставного генерала Ратко Младича. В итоге в местечке Хан Пиесак был опечатан подземный военный комплекс, «принявший» в годы войны штаб Младича. Командующий ЕВРОФОР генерал Дэвид Лики сказал, что, мол, «этот прекрасно оснащенный военный объект использовался как укрытие для обвиняемых Гаагским трибуналом». Хотя спецподразделения не обнаружили ничего, что могло бы подтвердить его слова.
     Между тем обстановка вокруг санкций постепенно накаляется. Верховный представитель ООН в БиГ Пэдди Эшдаун добавил «огоньку», заявив, что их могут еще больше ужесточить, если руководство республики не начнет «в должной мере сотрудничать с трибуналом». При этом он не исключил, что дело может дойти и «до упразднения Республики Сербской». Правда, не указал, что Дейтонские соглашения 1995 г. не предусматривают такой возможности.
     Резкие ноты несогласия с санкциями раздались со стороны республиканского руководства, правящих кругов БиГ. В частности, министр иностранных дел БиГ Младен Иванич - один из министров, представляющих в правительстве страны Республику Сербскую, в знак протеста против беспрецедентного диктата подал в отставку. Заявление написал и премьер-министр Республики Сербской Драган Микеревич. Этого же можно ожидать и от члена правительства Боснии и Герцеговины от Республики Сербской министра транспорта и коммуникаций Бранко Докича.
     Отрицательная реакция была и в Москве. «Очевидно, что негативные последствия от действий Эшдауна поставят под сомнение доводы об их необходимости и целесообразности», - говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства. По мнению МИД РФ, в подобных условиях не стоит ожидать улучшения сотрудничества Республики Сербской с МТБЮ. Кстати, как гарант мирного соглашения, участник совета по его выполнению Россия не раз предостерегала Пэдди Эшдауна от действий, ведущих к нарушению хрупкого равновесия в БиГ.
     Однако ряд экспертов отмечают, что за всеми действиями, прикрытыми мнением международного сообщества, стоит простое объяснение – международный суд ООН на днях отказал Сербии и Черногории (СиЧ) в иске против стран, участвовавших в 1999 году в натовских бомбардировках, а именно: Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Испании, Нидерландов, Португалии, Великобритании и США. Главной причиной отказа стало то, что Сербия и Черногория не являлась членом ООН и соответственно членом Статута Международного суда на момент подачи исков (май 1999 г.). Поэтому суд не мог принять их к рассмотрению на основе параграфа 1 статьи 35 Статута, по которому все государства - члены ООН являются членами Международного суда и могут обращаться в него для разрешения споров с другими государствами. Хотя семь судей при этом подписали отдельное заявление, в котором высказали сомнения по поводу обоснования, которое противоречит предыдущим решениям суда.
     В направленном Югославией в Международный суд ООН 29 апреля 1999 г. обращении отмечалось, что вышеназванные десять государств НАТО нарушили международные обязательства, запрещающие применение силы против другого государства, обязывающие не вмешиваться во внутренние дела другого государства и не посягать на его суверенитет. Белград обвинил страны НАТО в нарушении обязательств по защите гражданского населения и гражданских объектов, да и вообще в нарушении фундаментальных гражданских прав и свобод, применении запрещенных видов оружия и в умышленном создании условий, направленных на физическую ликвидацию населения. Сербия и Черногория просила суд признать ответчиков виновными и обязать их выплатить компенсацию. Но Международный суд ООН вынес свое решение. И чтобы как-то уменьшить возмущение мировой общественности, ее внимание отвлекли обвинениями сербов в их нежелании сотрудничать с международным трибуналом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex