на главную страницу

25 Декабря 2004 года

Вестник РОСТО

Суббота

Полвека за штурвалом

Анатолий КОРОБОВ.



     Погода резко ухудшалась. Свинцовая облачность словно одеялом накрывала аэродром, все ниже и ниже прижимаясь к земле. Дальний конец взлетно-посадочной полосы (ВПП), до которого менее двух километров, еле просматривался во мгле. На глазах день оборачивался ночью. Руководитель полетов - опытный пилот, заместитель командира авиаполка, с тревогой взирал на затушеванный горизонт. Внизу резко скрипнули тормоза, и на вышку командно-диспетчерского пункта, запыхавшись, поднялся командир.
     - Сколько в воздухе? - с тревогой спросил он.
     - 29-й и 32-й, - ответил руководитель полетов.
     - Н-да, хреновая примета, Забава в воздухе, жди беды, - с легким раздражением обронил командир и тут же вернулся к планшетисту.
     - Обоих наблюдаешь?
     - Так точно. 29-й на подходе к дальнему, 32-й в пяти километрах от расчетной точки.
     - Сажай Забаву на запасной, иначе ЧП не миновать, нижний край уже за мачту цепляется, - приказал командир...
     - Забава сядет! - тихо, но твердо возразил зам. - Не Забава создает ЧП, а метеослужба, у которой прогноз, как у сельской гадалки. На запасном тоже не Туркмения - снег срывается, десять баллов, пока дотопает, без горючки останется, тогда что?
     - Ладно, сажай! - после короткой паузы согласился командир. - Раз ты так уверен. Под твою ответственность.
     - Дальний прошел, закрылки полностью! - полетело в эфир.
     - Посадку разрешаю, переключи на ближний, следи за скоростью, за высотой, ты на глиссаде, - подбодрил пилота руководитель полетов.
     Машина вынырнула из облаков, тяжело плюхнулась на мокрый бетон и, поднимая фонтан брызг, понеслась по полосе...
     Слушая радиообмен, старший лейтенант Владимир Забава понял, что обстановка на посадке усложнилась, внутренне подобрался, прижавшись к спинке кресла, впившись глазами в приборы. Ухудшение погоды не ввергло его в панику, он уверен был, что сядет. Уверенность эту придавали ровный звук турбины за спиной, надежное функционирование приборов и то, что уже бывал в схожих ситуациях. Он уверенно вел машину к земле, привычно циркулируя взглядом по контуру: курс - скорость - высота - крен, курс - скорость - высота - АРК (радиокомпас). Томительно тянется время, стрелка высотомера неумолимо отсчитывает метры - 200, 120, 100, 90 - метров... и вдруг, словно по команде, облачность отлетела прочь, в обрывках темной хмари замелькали огни бетона...
     - Полосу вижу! - раздается доклад, и расчет командно-диспетчерского пункта облегченно вздыхает, видя, как пилот доворачивается в створ ВПП...
     Таких эпизодов, как этот, произошедший в свое время на аэродроме Елец, у Владимира Забавы было потом немало - и в Хотилово, и во Ржеве, и в Котласе, и в других местах. Московская зона не Узбекистан, где облаков бреднем не выловишь, в районе каждого аэродрома свои сюрпризы - то с Волги, то с Селигера, то с Рыбинского водохранилища сорвется лавина облаков, то с Балтики туман припрет. Забава приучил себя даже в самых простых условиях не расслабляться и вот уже свыше 50 лет надежно держит в руках штурвал.
     Долгожители в авиации всегда были - В. Коккинаки, И. Мазурук, Е. Савицкий, В. Бабков, В. Решетников. Американец Карл Гордон Хенице в пятьдесят восемь слетал в космос на шаттле в 1985 году. Он пошел на это во многом ради «рекорда», а наши С. Анохин, В. Забава, кстати, которому 13 декабря исполнилось 70 лет, и другие продолжают держать штурвал по служебной необходимости.
     Не так давно президент Объединенной федерации СЛА РФ (сверхлегкая авиация) Владимир Иванович Забава возглавил агитперелет в честь юбилея Осоавиахим - ДОСААФ - РОСТО. Из аварийных ситуаций он выходит, как правило, с честью. Не потому, что по особому талантлив, - сколько их, талантливых по различным причинам свалилось в штопор. Наверное, Забава излишне критичен к себе и всегда помнит заповеди своих первых инструкторов - С. Ковалина, С. Королькова и других - о том, что можно и чего нельзя. Для молодого пилота (а Забава пришел в авиацию рано, приписав при поступлении в аэроклуб год и в восемнадцать лет надев погоны лейтенанта) они стали законом. С тех пор заповеди эти у него как настольный календарь, в который он периодически поглядывает. Вот поэтому он и летает дольше, нежели некоторые живут.
     Его качества - любознательность и терпение. Когда курсанты покидали тренажный класс, он оставался там и шлифовал процесс прицеливания и обрамления мишени. Над ним подшучивали. Смешки быстро прекратились, когда на полигоне при нормативе 12 попаданий на «отлично» Забава посылал в мишень регулярно 19 - 23! Невероятно, но факт: первый класс он получил, будучи старшим лейтенантом! И это в те времена, когда за полет в сложных условиях платили хорошие премиальные и давали ордена, а потому «старики», естественно, лезли к кабину первыми. Для получения первого класса требовалось 15 посадок при минимуме. Не было бы счастья, да несчастья помогали - непроизвольно попадая в сложные ситуации, садясь в тяжелых условиях, он быстро набрал эти «палочки», едва не заслужив прозвище «летающее ЧП». Получив первый класс, он шел без задержек, в том числе и при допуске к освоению новой техники, куда право получали только «первачи». Все сверхзвуковые машины, поступившие в округ, прошли через его руки, от МиГ-19 до суперсовременного МиГ-31, за освоение которых он получил все знаки высшей летной доблести - летчик-снайпер, заслуженный военный летчик СССР.
     На МиГ-31 он «порезвился» по-особому. Будучи летчиком-инспектором, затем замначальника отдела боевой подготовки Московского округа ПВО, он освоил многие аэродромы и все полигоны страны, стартуя под Москвой, перехватывал цели над Арктикой или успешно атаковал «противника» в районе Красноводска или Балхаша. Всего он освоил около двадцати типов авиатехники, летал на предельных скоростях и высотах, подготовил десятки воздушных бойцов.
     Сегодня полковник в отставке Владимир Забава берет очередную, может быть, наиболее важную высоту в своей жизни, возглавляя Объединенную федерацию СЛА РФ, активно занимается становлением и развитием этого относительно молодого вида спорта. Мечтает о том, чтобы СЛА стала не только средством решения экономических задач, но и эффективным средством физического, нравственного и патриотического воспитания молодежи. Усилиями его сподвижников А. Архиповского, И. Никитина и других заложена необходимая основа — секции СЛА работают почти в 60 регионах страны, имеют неплохие показатели - достаточно сослаться на деятельность таких клубов, как «Пульсар» (Москва), «С.-Петербург» (Санкт-Петербург), «Высота» (Армавир), «Олимп» (Нарьян-Мар) и другие объединения и секции.
     Стоит добавить, что сверхлегкая авиация имеет не только спортивные, но и военные перспективы. Бесшумные, невидимые для радаров машины могут вести воздушную разведку, фотографирование, быть ретранслятором связи, корректировщиком огня, почтальоном, средством доставки боеприпасов, что было бы крайне важно и полезно при ведении контртеррористических операций и уничтожении бандгрупп. Однако силовые структуры могли бы уделять этому направлению больше внимания. Приходится самим искать спонсоров, заказчиков на продукцию. Недавно президент ОФ СЛА обратился по этому поводу с письмом к правительству.
     Владимир Иванович не теряет надежды, что дело повернется к лучшему, летает сам, тренирует сборные команды Российской Федерации. Менее года назад под его руководством, практически без финансовой поддержки, живя в отличие от всех остальных команд в палатках, наши буквально «зубами вырвали» очередной главный приз на чемпионате мира в Англии. Но помощи не получили опять никакой. Забава продолжает стучаться во все двери. Впрочем, это уже стало привычной картинкой нашей жизни.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex