на главную страницу

25 Декабря 2004 года

Без камуфляжа

Суббота

БОГИНЯ, КОТОРОЙ «СТРАШНО ЖИТЬ»

Валерия МОРОЗОВА.



Фразы «Я такая странная» и «Как страшно жить», мастерски скопированные Максимом Галкиным, вошли уже в сокровищницу российского фольклора. Явлением в нашей культуре стала и сама Рената Литвинова, которой принадлежат, так сказать, оригиналы этих выражений.

     Странная, жеманная, неподражаемая, уникальная и особенная – далеко не весь список эпитетов, которые сопровождают эту великолепную женщину. Она родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Назвали Ренату в честь дяди, слегка изменив имя: татарского родственника звали Ринат. Мама, – Алиса Михайловна, – до сих пор работает хирургом. Отец давно умер. Но он и не жил с ними. Рената говорит, что отец был очень красивым мужчиной. «Когда ко мне приходили подружки, я вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец».
     Мама Ренаты обожала кино. Она все время ходила на вечерние сеансы и, разумеется, брала с собой дочку. Взрослые фильмы были скучны для Ренаты, и мама носила для нее большой пакет с яблоками. Так Рената и сидела в кинозале, хрустя фруктами. Теперь Литвинова стала такой же «киноманкой», как мать. Она признается, что может смотреть кино с утра до вечера. «Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком».
     Про школьное детство Рената очень не любит вспоминать. «От него у меня воспоминания некоей беспросветности, детского одиночества. Я всегда торопилась домой. Подальше от всех этих учительниц и учеников». Дома Рената читала. Все подряд. Больше всего любила Гоголя. Еще у мамы была Большая медицинская энциклопедия. «Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например «Шизофренический бред»... Вот все это я обожала изучать».
     В десятом классе Рената решила поступать на сценарный факультет ВГИКа. Во-первых, потому что любила кино, во-вторых, потому что сама уже пробовала писать, а в-третьих, потому что институт был рядом с домом. Она принесла во ВГИК свои рассказы. Сейчас сама Литвинова называет их «очень странными». На экзаменах присутствовал знаменитый сценарист Евгений Габрилович. Рената ему очень понравилась. Она поступила. С первого раза. «Я даже не удивилась этому», – улыбается Литвинова.
     На курсе оказались дети очень известных родителей. В Институте кинематографии вообще случайных людей вроде Ренаты почти нет. С ней учились Роман Качанов, сын режиссера-мультипликатора, и сын Владимира Высоцкого – Аркадий.
     Одним из руководителей курса был Исай Константинович Кузнецов – автор сценария чудного советского блокбастера «Москва – Кассиопея». «Рената была красавица, – вспоминает Кузнецов. – Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».
     В студенческие годы Литвинова была довольно резка в суждениях. Как-то обсуждалась чья-то не очень удачная работа. Все обстоятельно высказывались. Спросили мнение Ренаты. «А зачем это вообще обсуждать?» – пожала она плечами.
     Сейчас актриса подчеркнуто корректна. Даже когда раздражена. До сих пор Рената наотрез отказывается говорить, чей же фильм «раскритиковала» молотком.
     Стажировку Рената проходила в объединении Сергея Соловьева «Круг». Ему она и отдала сценарий «Нелюбовь», который поразил режиссера. Первое, что Соловьев запустил в своем объединении, – Рустама Хамдамова с «Анной Карамазофф» и Валерия Рубинчика с «Нелюбовью». Так для Литвиновой началось кино. Потом последовали «Три истории» Киры Муратовой, одна из которых написана Ренатой, и фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих», поставленный по ее повести «Обладать и принадлежать».
     В актерской среде Рената сразу произвела впечатление. Собственно, Рената Литвинова – сама по себе явление. По мнению некоторых критиков, она, являясь весьма одаренным человеком, индивидуальна сама по себе, но поскольку ее индивидуальность беззащитна, возникает потребность в маске. Вот такой маской для актрисы якобы стала маска Марлен Дитрих. Грим. Ее манеры, одежда. Правда, сама Рената считает, что Дитрих здесь ни при чем. И пожалуй, так оно и есть.
     Рената стала все чаще появляться на экране телевизоров. Телевизионщики – существа расчетливые. Они точно знают, что, если в кадре будет говорить Литвинова, люди канал не переключат. Не случайно амбициозный Леонид Парфенов, затевая на НТВ свой долгий проект по новейшей истории, в качестве одного из комментаторов пригласил Ренату. На фоне мужчин вроде Гайдара и Караганова Литвинова с ярко накрашенными губами смотрелась эффектно.
     Настоящая, народная слава пришла к Ренате после сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман», где она сыграла гарнизонного медработника…
     К 2004 году эта женщина стала не только самой популярной неординарной актрисой, но и дважды попробовала себя в роли режиссера. Буквально два месяца назад в прокат вышел фильм «Богиня: как я полюбила». Литвинова совместила в этой картине профессии сценариста, режиссера, актрисы и «сопродюсера». К своему творческому дебюту Рената подошла серьезно. Основой сценария стала случившаяся в 80-х реальная история, перенесенная режиссером в наши дни. Литвинова призналась, что нашла ее не где-нибудь, а в настоящих милицейских архивах. Фильм такой же странный, как и его создательница.
     Еще одним своеобразным самовыражением стал документальный фильм «Нет смерти для меня». Многие из актрис снятые Ренатой в этой картине, восприняли съемку как последнюю в своей жизни. Ведь, по требованию автора ленты, им приходилось так или иначе подводить жизненные итоги, говорить о старости и неизбежной смерти, вспоминать свои потери. Причем на «исповедь» были призваны не «бытовые» женщины, а красавицы Нонна Мордюкова, Татьяна Окуневская, Лидия Смирнова, Татьяна Самойлова и Вера Васильева. Каждой из них Литвинова не говорила, кто еще снимается в фильме, «потому что, – как сказала режиссер, – они друг друга немного ненавидят».
     Литвиновой удалось добиться от героинь таких откровений, что поневоле создается эффект подслушивания. Это вызывает порой чувство неловкости, ведь былые кумиры предстают в своих исповедях и ущемленными, и несчастными, и ревнивыми, и брошенными даже своими детьми, а у большинства из них детей вообще нет. Литвинова задает риторический вопрос: «Отчего они так печальны?», на который не так уж и сложно дать ответ – раньше открытки с изображением этих див экрана продавались повсюду, а теперь о них мало кто и вспоминает.
     Сейчас Рената вступила на «чужую» территорию – она играет во МХАТе им. А. П. Чехова. И в роли той женщины, к которой театральные актрисы идут десятилетиями – роли Раневской в «Вишневом саде». Предложение поступило от Олега Табакова и Адольфа Шапиро – одного из ведущих режиссеров классического театра. Рената отказаться не смогла. Однако сначала она шла если не на провал, то на подвиг. Занятия речью, посылы голоса через весь зал, перспектива роли и все таинственные законы театра нужно было освоить в минимальные сроки...
     Актриса старательно избегает разговоров о личной жизни. Про первого мужа, кинопродюсера, никогда не позволяет себе никаких высказываний. Второй муж Ренаты к кино отношения не имеет. На все вопросы Литвинова отвечает лукаво: «Он просит говорить, что он инженер». Летом 2001 г. у них родилась дочь Ульяна.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex