на главную страницу

28 Декабря 2004 года

Армия и общество

Вторник

Когда АПЛ уходят в запас

Подготовил Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».



Утилизация атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ, по-прежнему остается наиважнейшей задачей для России. Вот почему каждый шаг, направленный на ее решение, можно рассматривать как особое событие. Буквально на днях в Мурманской области - сданы в эксплуатацию объекты, связанные с хранением отработавшего ядерного топлива, и объекты инфраструктуры.

     По этому случаю состоялась торжественная церемония с участием российских представителей, принимающих самое непосредственное участие в решении данной проблемы: губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, заместителя руководителя Росатома Сергея Антипова, начальника управления Виктора Ахунова, а также представителей стран-доноров, финансирующих строительство этих объектов, - Великобритании, Норвегии и шведского Международного проекта. Традиционная красная ленточка была разрезана во время сдачи пункта дезактивации техники на локальном участке в районе блока сухого хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), а также пункте укрытия одного из блоков сухого хранения.
     Уходящий 2004 год запомнился еще одним важным событием: в октябре в той же Мурманской области, но на другом ядерно-опасном объекте был сдан в эксплуатацию строительный городок пункта длительного хранения реакторных отсеков утилизированных АПЛ, построенный российскими специалистами при помощи немецких коллег всего за два месяца. Тогда зарубежные инвесторы были приятно удивлены и темпом, и качеством проделанной работы. И это не единичные факты.
     После принятия в 1998 году постановления Правительства РФ № 518 «О мерах по ускорению утилизации АПЛ и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), выведенных из состава ВМФ, и экологической реабилитации радиационно-опасных объектов ВМФ» в общей сложности было утилизировано (по принятой трехотсечной схеме) 107 атомных субмарин. Одновременно выполнены технико-экономические обоснования для создания береговых комплексов долговременного хранения одноотсечных блоков (реакторных отсеков) для Северного и Восточного регионов и уже сооружены первые объекты, а также начата разделка первых трехотсечных блоков до одноотсечных.
     В свое время Минатому (в настоящее время — Росатом), который является госзаказчиком – координатором работ в этой области (прежде этим занималось Минобороны. – прим. ред.), досталось проблемное наследство. В памятном 1998-м на 124 (!) списанных АПЛ не было выгружено топливо, что представляло серьезную потенциальную опасность. Кроме того, выгрузку ОЯТ сдерживала недостаточная мощность промышленной инфраструктуры. Необходимо было предпринимать срочные меры.
     Минатом разработал и согласовал со всеми заинтересованными ведомствами программный документ - «Концепцию комплексной утилизации АПЛ и надводных кораблей с ЯЭУ». Во главу угла всех работ, начиная от выгрузки, транспортировки, хранения и переработки отработавшего ядерного топлива и кончая обращением с образовавшимися в ходе эксплуатации и утилизации твердыми и жидкими радиоактивными отходами, по словам руководителя Федерального агентства по атомной энергии Александра Румянцева, ставилась и продолжает ставиться безопасность. Причем это требование относится как к экологии – возможности загрязнения окружающей среды при неправильном обращении, так и к пресечению попыток ядерного терроризма. Не секрет, что ОЯТ - привлекательный материал для изготовления так называемой «грязной» бомбы.
     В этом направлении делается многое. Речь идет не только об АПЛ, но и об объектах береговой инфраструктуры. Обеспечение физической защиты и надлежащего инженерно-технического состояния хранилищ береговых технических баз, создание наземных пунктов длительного хранения реакторных отсеков и инфраструктуры по безопасному обращению с отработавшим топливом и отходами, проведение экологической реабилитации загрязненных территорий береговых баз и многое другое - все это подразумевает комплексную утилизацию атомных субмарин. Ее стоимость, по подсчетам специалистов, составляет около 4 миллиардов долларов.
     У России сегодня таких денег нет. 70 млн. долл. ежегодно – вот тот объем средств, который может себе позволить российский бюджет на утилизацию. Решить проблему в ближайшие 10 лет, как это намечено правительством, можно только с международной помощью.
     Два года назад лидеры стран «большой восьмерки» провозгласили так называемое Глобальное партнерство по нераспространению оружия и материалов массового поражения. Сегодня в этом содружестве участвуют около 20 стран, в том числе все Скандинавские страны и даже далекая Австралия. В него входит и международная организация Фонд «Северное измерение».
     Одним из четырех приоритетных направлений этого международного сотрудничества была определена комплексная утилизация АПЛ, на что планируется потратить 1,5 млрд. долларов. Чтобы наиболее эффективно потратить выделяемые средства, необходимо было разработать конкретный и удобный для всех стран-участниц механизм. Им прежде всего стало Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации, подписанное 21 мая 2003 г. в Стокгольме. Оно стало логическим продолжением инициативы Скандинавских стран и России, получившей название «Экологическое партнерство «Северного измерения», цель которого - объединение усилий стран-участниц в решении экологических проблем на Северо-Западе.
     Еще одним важным инструментом многостороннего сотрудничества является программа «Арктическое военно-экологическое сотрудничество», в которой участвуют США, Норвегия, Великобритания (присоединилась в 2003 г.) и Россия. В рамках данной программы уже реализован целый ряд проектов.
     Но, пожалуй, наиболее эффективной международной структурой является Контактно-экспертная группа (КЭГ), созданная при МАГАТЭ еще в 1996 году. Набирающее темпы международное сотрудничество в области комплексной утилизации АПЛ потребовало расширения координации действий между различными объединениями, странами и программами. Не случайно, что на очередном совещании КЭГ, которое проходило в Москве в октябре с.г., было решено, что главным координатором всех проектов и работ по комплексной утилизации АПЛ должна быть именно Россия в лице Росатома.
     Сегодня важно в рамках Глобального партнерства не делить проблемные территории на ближние и дальние: не только Север России, но и Дальний Восток требуют к себе внимания инвесторов. Дело утилизации ядерных отходов – общее, как общие и океанские просторы. Сегодня большим достижением является то, что иностранный вклад в программу комплексной утилизации уже почти сравнялся с российским: по 200 млн. долларов с каждой стороны. За 2,5 года заключено примерно 200 контрактов, из которых 100 уже поступило на реализацию в Россию, а внутри страны между российскими предприятиями на АПЛ заключено 200 контрактов и 200 за это время уже выполнено.
     Для комплексной утилизации одним из важных приоритетов является развитие береговых баз. И это понятно, ведь на пустом месте лодки не разделаешь. Нужна соответствующая инфраструктура. Минатом принял от Военно-морского флота 4 береговые технические базы для эксплуатации и реабилитации объектов хранения радиоактивных отходов и ОЯТ. Обстановка на них непростая. Вот почему в первоочередном порядке выполняются работы по восстановлению коммуникаций и созданию инфраструктуры для обеспечения безопасных условий работы персонала и предотвращению аварийных ситуаций. И не только.
     Здесь практически отсутствуют локализующие технические барьеры безопасности, которые есть в АПЛ (корпусные конструкции реакторной установки, реакторного отсека, прочный корпус корабля). Поэтому необходимо создать специальные региональные центры по переработке, глубокому кондиционированию и хранению твердых отходов. Эти центры позволят не только ускорить работы по экологической реабилитации бывших береговых баз, но и принимать накопившиеся на территории судоремонтных заводов отходы, а также проводить окончательную утилизацию судов атомного технического обслуживания.
     И все же, от чего зависит успех реализации комплексной программы утилизации АПЛ? По мнению заместителя руководителя Росатома С. Антипова, определяющим фактором выступает четкая, прозрачная и прагматичная позиция России. Сегодня только наша страна входит во все без исключения международные программы, инициативы и соглашения (многосторонние и двухсторонние) в данной сфере. Более того, решение проблемы осуществляется на ее территории, в ее правовом поле, с участием ее предприятий и персонала. Поэтому ее голос, ее позиция должны быть услышаны, поняты и приняты всеми партнерами. Позитивный темп этого процесса, наметившийся в последнее время, должен привести к намеченным результатам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex