на главную страницу

28 Декабря 2004 года

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Вторник

От российской тайги до французской Гвианы

Александр БОГАТЫРЕВ.



Еще полтора десятка лет назад испытания нового оружия – от автоматов до ракет – были вполне обыденным явлением. Сегодня, в условиях глубокого системного кризиса, каждый такой факт – важное событие государственного значения. Одним из таких событий уходящего года, несомненно, стало начало испытаний ракеты космического назначения «Союз-2». 8 ноября эта модернизированная ракета-носитель (РН) успешно стартовала с Государственного испытательного космодрома Плесецк. Пуск выполнен по баллистической траектории с затоплением 3-й ступени и макета полезного груза в акватории Тихого океана.

     Напомним, что разработан «Союз-2» на базе серийной ракеты «Союз-У», которая стоит на вооружении уже больше 30 лет. В отличие от своего «предка» модернизированный «Союз» позволяет существенно расширить номенклатуру выводимых космических аппаратов (КА) среднего и легкого класса. При этом, что немаловажно, новый носитель производится исключительно отечественными предприятиями.
     По словам разработчиков, ракета-носитель (РН) «Союз-2» в сравнении с предыдущими версиями «Союза» обладает целым рядом улучшенных характеристик. В частности, новая ракета может выводить на низкую орбиту высотой 200 км полезный груз более высокой массы. На РН увеличена зона размещения полезного груза при использовании головного обтекателя большого диаметра. Кроме того, «Союз-2» обладает повышенной точностью выведения космических аппаратов. Она обеспечивает выведение КА в широком диапазоне наклонений орбиты при сохранении согласованных районов падения отработавших ступеней за счет возможности изменения наклонения плоскости орбиты путем пространственного маневра на активном участке траектории. При использовании разгонного блока «Фрегат» ракета позволяет выводить полезные нагрузки на высокие круговые, эллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные, геостационарную орбиты и отлетные траектории.
     Работа над созданием идет в два этапа. На первом этапе (1а) на ракете устанавливаются цифровые системы управления и телеизмерений плюс двигатели с усовершенствованными форсуночными головками на 1-й и 2-й ступенях. Модернизируется также конструкция 3-й ступени. Именно этот вариант РН «Союз-2» и отправился 8 ноября в первую звездную командировку. На втором этапе (1б) на 3-ю ступень ставится новый двигатель с повышенными удельными характеристиками. Это перспективная задача.
     Центральным направлением модернизации РН, по информации пресс-службы Космических войск, стало создание принципиально новой цифровой системы управления. Она разработана с использованием современных принципов управления и новой отечественной элементной базы. В качестве центрального звена системы управления используется быстродействующая бортовая вычислительная машина с большим объемом оперативной памяти.
     О качестве модернизированной РН, кроме всего прочего, говорит тот факт, что ею активно заинтересовалась Франция. В настоящее время уже реализуется проект по строительству во французской Гвиане стартового комплекса для ракеты-носителя «Союз-СТ» (адаптированная к условиям запуска из Гвианского космического центра и с космодрома Байконур РН «Союз-2» этапа 1а, оснащенная разгонным блоком «Фрегат» и головным обтекателем СТ). Как рассчитывает французская сторона, благодаря экваториальному расположению космодрома грузоподъемность российской ракеты увеличится при выводе КА на геопереходную орбиту на 1.200 кг и составит 2.720 кг, а при выводе на геостационарную орбиту возрастет в три раза.
     Первый пуск ракеты-носителя «Союз-СТ» с Латиноамериканского континента запланирован на первое полугодие 2007 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex