на главную страницу

28 Декабря 2004 года

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Вторник

Союз-2: родители и строители

Александр БОГАТЫРЕВ,Юрий БЕЛОУСОВ.



Всякое достижение в космической сфере – плод работы большого многоликого коллектива. За каждым событием «внеземной» жизни России стоит труд не только людей в погонах, но и ученых, конструкторов, инженеров и рабочих. Так было и с созданием космического ракетного комплекса «Союз-2». Без напряжения научной и конструкторской мысли, работы промышленности и строительных организаций успешный ноябрьский старт был бы невозможен.

     Ведущая роль в создании новой отечественной ракеты космического назначения принадлежит Федеральному государственному предприятию «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс». Напомним, что создано оно было в 1996 году путем слияния Центрального специализированного конструкторского бюро и Самарского завода «Прогресс» и является их правопреемником. Сегодня история отечественного космоса немыслима без этого предприятия. Первая и вторая ступени ракеты-носителя (РН), отправившей 12 апреля 1961 года к звездам Юрия Гагарина, были изготовлены на заводе «Прогресс». Предназначавшаяся для полетов на Луну сверхмощная ракета-носитель Н-1, снятая с производства в силу сложившихся обстоятельств, тоже была во многом плодом труда этого рабочего коллектива. На счету «ЦСКБ-Прогресс» наряду с производством серийной продукции — освоение и изготовление таких знаменитых опытных изделий, как спутники «Бион», «Фотон» и многие другие. Результатом плодотворного сотрудничества завода «Прогресс» и НПО «Энергия» стал успешный запуск первой российской тяжелой универсальной ракетно-космической системы «Энергия — Буран» с кораблем многоразового использования. Под руководством ОКБ-1 предприятием созданы три начальные модификации ракет-носителей — «Восток», «Молния», «Союз». Сегодня в эксплуатации находятся детища «Прогресса» – РН «Союз-У» и «Союз-ФГ», которые доставляют космонавтов и грузы на Международную космическую станцию, а также выводят на низкие орбиты автоматические космические аппараты. В данный момент на этом предприятии ведутся активные работы по «Союзу-2», которому в перспективе суждено заменить все предыдущие серии ракеты «Союз» и РН «Молния-М».
     Н ад разработкой проекта дооборудования стартового комплекса для обеспечения подготовки и пуска РН «Союз-2» трудилось Федеральное государственное унитарное предприятие «Конструкторское бюро общего машиностроения» (КБОМ). В кооперации с несколькими смежными предприятиями специалистами КБОМ откорректирована конструкторская документация на 11 технологических систем и агрегатов. Кроме того, была разработана конструкторская документация для создания новых систем заправки ракеты гелием, пожаротушения стартового сооружения, цветного телевизионного наблюдения, энергоснабжения, а также для реконструирования существующих систем заправки РН жидким кислородом, воздушной системы обеспечения температурно-влажностного режима. Доработаны агрегаты обслуживания, транспортно-установочный агрегат, стартовая система, кабина обслуживания, система обеспечения сжатыми газами, система заправки горючим.
     Именно «Конструкторское бюро общего машиностроения» обеспечило техническое руководство и авторский надзор с участием смежных предприятий и воинских частей за проведением монтажа пуско-наладочных работ, автономных и комплексных испытаний технологического оборудования стартового комплекса, доработке сооружений и обеспечивающих систем. И вот результат – успешный пуск «Союза-2», в ходе которого все системы и агрегаты стартового комплекса подтвердили свою высокую надежность и правильность выбора технических решений.
     Как и у «ЦСКБ-Прогресс», за плечами коллектива ФГУП «Конструкторское бюро общего машиностроения» — без преувеличения — великая история. Достаточно сказать, что это предприятие участвовало в таких программах, как «Восток», «Союз», «Салют», «Мир», «Прогресс», «Космос», «Протон», «Луна», «Луноход», «Марс», «Венера», «Молния», «Экран», «Горизонт», «Энергия — Буран», «Союз — Аполлон», «Вега», «Фобос», «Фотон», «Инмарсат-3», «Астра-1», «Темпо», «Иридиум», «Азиасат», «Глобалстар» и Международная космическая станция.
     У спех в создании «Союза-2» не был бы возможен и без участия ФГУП «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова». «Традиционно наше предприятие занимается разработкой и изготовлением систем управления баллистических ракет», – рассказывает заместитель генерального директора предприятия по ракетно-космической технике Лев Бельский. Одновременно НПО Автоматики разрабатывает бортовые системы управления и контрольно-испытательную аппаратуру.
     – В конце 1992 года мы познакомились с командованием тогда еще Военно-космических сил, предложили свои услуги, – говорит заместитель генерального директора. – Показали образцы нашей продукции и договорились с руководством ВКС о том, что к нам с визитом приедут представители нескольких космических предприятий, включая ЦСКБ «Прогресс». И действительно такой визит состоялся в январе 1993 года. После этого мы получили приглашение в Самару познакомиться с их предприятием, разобрались с задачами, которые стоят перед этой организацией по модернизации системы управления «Союза». Проектирование, как выяснилось, было сделано сорок лет назад. Система морально и физически устарела и не соответствовала тем кондициям, которые на сегодня определяются и опытом разработки, и соответствующей элементной базой. В кратчайшие сроки мы подготовили эскизный проект, провели его защиту в ЦСКБ «Прогресс» и в головном институте ВКС. С положительным результатом.
     К 1996 году на предприятии был разработан комплект конструкторской документации, однако финансы на продолжение работ не поступали. Элементная база устаревала. «Нам приходилось несколько раз переделывать конструкторскую документацию, – вспоминает Лев Бельский. – И, наконец, в 2000 году появились реальные деньги на то, чтобы изготовить первые образцы аппаратуры системы управления и приступить к наземной экспериментальной отработке».
     К середине 2004 года НПО Автоматики оказалось в состоянии поставить на космодром Плесецк комплекты контрольно-испытательной аппаратуры и стартовой позиции пускового комплекса, а на «ЦСКБ-Прогресс» – комплект бортовой аппаратуры.
     Ядром созданной предприятием системы управления ракеты «Союз-2» является бортовая цифровая вычислительная машина разработки НПО Автоматики, равно как и все приборы, служащие для преобразования информации с датчиков, для формирования команд на управляющие органы: на расходомеры, на управление двигателем. Что дает новая система управления? Во-первых, более эффективное использование энергетических возможностей. «Мы обеспечиваем управление компонентами топлива до полного выгорания, – пояснил Л. Бельский. – Обеспечиваем одновременность использования топлива в боковых блоках ракетоносителя «Союз-2» — соответственно, в центральном блоке. Поэтому то, что падает на землю, – это экологически чистое железо. Там нет остатков топлива».
     Что немаловажно, использование принципа терминального управления разработки НПО Автоматики обеспечивает безопасное приведение отработавших ступеней ракетоносителя (хвостового отсека, боковых блоков, центрального блока, обтекателя) на земную поверхность.
     Н ельзя не упомянуть и о лепте, которую внесли в успех «Союза-2» военные строители. По заказу Космических войск к работе на этом объекте в начале века приступили части 57-го военно-строительного управления, 218-го и 119-го управлений начальника работ (УНР), а также 2-го военно-строительного отряда, реорганизованные впоследствии в 119-е военно-строительное управление (ВСУ), которым командует полковник В. Артюшкевич.
     Перед тем как взяться непосредственно за старт, военные строители провели реконструкцию двух бетонных заводов на 35-й площадке и обустроили базы автотранспорта и механизации. Задача стояла непростая. Запуск изделия с реконструированного старта планировался на конец 2004 года. Раскачиваться было некогда. Приходилось работать без выходных и праздников, но минимум, необходимый для запуска ракеты без спутника, был выполнен в срок. И в этом огромная заслуга всех субподрядных организаций, которые сотрудничают с космодромом не один десяток лет. Например, УНР, которое возглавляет полковник Н. Болотов, проводило наружные коммуникации и производило сантехнические работы. Специалисты УНР, где начальником полковник В. Мироненко, протягивали сети связи, сигнализации. За ввод специальных систем и технологий на техническом и монтажном комплексах отвечали ОАО «Криогенмонтаж» (начальник участка С. Штык) и филиал АО «Спецтрест-2» (директор А. Бунин). В этих организациях трудятся уникальные специалисты, имеющие опыт восстановления и ремонта пусковых установок космодрома.
     По мере наращивания темпов и в целях недопущения остановок и срывов с головных предприятий перечисленных филиалов на космодром подтягивали дополнительные рабочие силы. До начала испытаний «Союза-2» государственная комиссия подписала акты приема реконструированной пусковой установки № 4 под ракету-носитель нового поколения, и только после этого пошла подготовка непосредственно к запуску.
     Позади первые шаги, за которыми – уверенное продвижение к финишу. Во втором квартале 2005 года перед строителями стоит задача завершить ввод системы пожаротушения, помещения термостатирования на техническом комплексе.
     Работа продолжается…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex