на главную страницу

29 Декабря 2004 года

Планета людей

Среда

Нашу историю начинали римские легионеры

На вопросы «Красной звезды» отвечает командир Главной военно-морской базы Брест ВМС Франции на Атлантике капитан 1 ранга Доминик КЕРВАЗО

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда». При содействии Центра зарубежной военной информации Северного флота.



     

     
Биографическая справка

     Доминик Кервазо родился 14 октября 1950 года в городе Жьен. После окончания в 1974 году военно-морского училища служил главным образом на подводных лодках, занимая инженерные и командные должности. С 1991 по 1996 год — в штабе командующего ВМС Франции на Средиземном море. В последующее время — командир одного из экипажей ПЛАРБ «Тоннан». Затем — начальник управления арсенала штаба командующего ВМС Франции на Атлантике. С 2002 года – командир главной военно-морской базы (ГВМБ) Брест.
     Кавалер ордена Почетного легиона и офицер ордена «За заслуги», награжден бронзовой военной медалью.
     

     - Господин капитан 1 ранга, осмелюсь предположить, что история вашей военно-морской базы настолько многолетняя, насколько глубоко вдается в северо-западное побережье Франции залив Гуле-де-Брест. Сколько же веков охраняют здесь провинцию Бретань - и в целом вашу страну - боевые корабли?

     - Брест расположен в восемнадцати километрах от Атлантического океана и является одним из крупнейших французских городов-портов, обосновавшихся на северо-западе полуострова Бретань. Военный порт занимает западную часть Брестской бухты, надежно укрытую от океанских валов «дугой» гигантского волнолома – соединенными между собой Западным и Южным молами. Нам отданы рейд Абри и устье реки Пенфельд, разделяющей город на две части. Берега реки и порта укреплены набережными, вдоль которых вытянулись корабельные пирсы. А на внутренней стороне Южного мола оборудованы причалы для периодически заходящих в базу авианосцев «Клемансо» и «Шарль де Голль».
     История будущей главной военно-морской базы французского Атлантического флота началась в 250 году нашей эры. Тогда на территории современной Брестской крепости, где ныне расположено адмиралтейство, римские легионеры оборудовали небольшой опорный пункт. Однако статус уже «приморского города» Брест в соответствии с указом короля Генриха IV приобрел только в 1593 году. Лишь после этого начался активный рост городских и крепостных сооружений. В первой четверти XVII века под руководством кардинала Ришелье в Брестской бухте вокруг городского замка развернулось строительство военного порта, арсенала и судостроительных верфей. В 1830 году в городе основали первую национальную морскую школу. Первые сухие доки заложили в середине XVIII века. А с 1865 года порт Брест приобрел исключительно военное значение.

     - Вероятно, судьбы ГВМБ Брест и самого города давно переплелись в один клубок? На мой взгляд, все взрослое население Бреста так или иначе должно быть связано с базой.

     - На протяжении многих веков население города и военные моряки живут очень дружно. К сожалению, в конце Второй мировой войны Брест как одна из крупных баз немецкого подводного флота был практически стерт с лица земли авиацией союзников. Поэтому современный - восстановленный! - город сильно отличается от своего довоенного облика. Однако, несмотря на невзгоды, на берегах Брестской бухты прекрасно сохранилась основа города - замок Брест, наблюдательная башня Сезар и форт Делек. Издалека видны церкви Сен-Луи, Сен-Мартен и Плугастель, мост Альберт-Луп. Также к услугам гостей города национальный музей морской истории и Брестская художественная галерея, форт Монтбери, мемориал «Американский монумент», океанариум «Морской мир» и национальный ботанический сад. Кроме этого, каждые четыре года военно-морская база предоставляет часть своей портовой инфраструктуры и личный состав для проведения вместе с гражданским портом международного сбора исторических парусных судов.

     - Насколько я знаю, вы большую часть своей карьеры прослужили на подводных лодках, создав, на мой взгляд, даже своего рода прецедент, когда офицер из электромеханического сословия стал командиром субмарины. И вдруг – должность на суше, больше связанная, вероятно, с административно-хозяйственными делами. Не жалеете ли о такой циркуляции на служебном курсе? Ладони не скучают по рукоятям командирского перископа?

     - Безусловно, вы правы: от службы на подводной лодке отказываешься не без покалывания в сердце. Однако жизнь, как правило, заключается в последовательном прохождении этапов - так называемых ступеней служебной лестницы, из которых надо уметь извлекать пользу. Но, став командиром Брестской военно-морской базы, я не превратился в администратора-хозяйственника. Задача обеспечения кораблей, базирующихся в Бресте, либо при заходах в порт иностранных кораблей, как в сентябре - российских большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» и атомной подводной лодки «Вепрь», имеет оперативный характер. И надо всегда находиться на территории ГВМБ, близ моря и кораблей, чтобы эффективно руководить безопасностью и защитой военной базы. Поверьте, это очень активная профессиональная деятельность.

     - Что собой представляет современная главная военно-морская база Брест? Какова ее инфраструктура?

     - Инфраструктуру базы можно легко выразить в цифрах. Ее периметр равняется двадцати километрам, а наземная площадь – ста тридцати гектарам. Общая длина причалов составляет пять тысяч пятьсот метров, мест для швартовки - шестьдесят, зданий различного предназначения - триста восемьдесят, сухих доков - десять. Порт Брест обеспечивает базирование наиболее крупной группировки ВМС Франции на Атлантике. Здесь находятся штабы стратегического морского командования: подводных сил, национальных атлантических ВМС, военно-морского округа и района; дислоцируются эскадра атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения, соединения противолодочных кораблей и минно-тральных сил, дивизионы учебных кораблей и патрульных катеров, а также несколько других подразделений ВМС Франции.

     - Судя по масштабу акватории базы, можно предположить, что на кораблях Атлантических ВМС в сфере их технического сервиса служит и работает достаточное количество людей.

     - Сегодня на базе служат и работают около пятнадцати тысяч военнослужащих и лиц гражданского персонала: одна треть - это экипажи кораблей, базирующихся в Бресте; вторая треть, состоящая наполовину из гражданского персонала, наполовину из военнослужащих, находится в ведении структур командования и технического обеспечения кораблей. И последняя треть включает персонал промышленных предприятий как строящих, так и ремонтирующих корабли для ВМС Франции. Кстати, именно здесь, в Бресте, на государственном военно-морском арсенале «Дирексьон-де-Конструксьон-э-Армеман-Наваль-ВСАП» были построены авианосцы «Клемансо» и «Шарль де Голль». Сама же военно-морская база, которой я командую, насчитывает 600 человек, из которых 150 человек – это гражданские люди.

     - Знаю, что на территории базы находятся военно-морские школы ВМС. Сколько их и каков профиль?

     - Да, вокруг Брестского рейда располагаются военно-морские училища: офицерское - на юге рейда, а в западной части города, вне территории ГВМБ, находится старшинское училище. К слову, офицером ВМС Франции можно стать в возрасте до двадцати лет после окончания офицерского военно-морского училища или путем отбора среди старшинского состава ВМС - в возрасте до двадцати пяти лет, сдавшего соответствующие экзамены. Можно и позже, но уже исходя из каких-то исключительных достоинств кандидатов. Кстати, офицерский состав ВМС Франции и комплектуется примерно по пятьдесят процентов из каждой системы набора.

     - Наверное, такое количество надводных кораблей и подводных лодок, базирующихся у причалов ГВМБ, подразумевает наличие современных учебно-тренировочных комплексов, где все моряки совершенствуют профессиональное мастерство?

     - Да, моряки готовятся на усовершенствованных тренажерах, находящихся в училищах. Это, например, тренажер командного мостика для освоения управления кораблем на визуальном удалении от побережья; рулевые тренажеры подводных лодок или тренажеры управления бортовыми ядерными реакторами; тренажеры пульта управления общекорабельными системами. Кроме этого, за год до выпуска из военно-морских училищ все кадеты проходят двенадцатимесячную практику на вертолетоносце «Жанна д,Арк».

     - Господин капитан 1 ранга, если у вас спросить о кораблях – гордости военно-морской базы Брест, то какие вы назвали бы в первую очередь?

     - О, для меня это вопрос-ловушка. Так как я профессиональный подводник, всегда и без колебания говорю, что гордостью ГВМБ Брест являются подводные лодки стратегического назначения нового поколения. Однако спущенный недавно на воду – 6 октября нынешнего года – новый корабль по переброске десанта и командования «Мистраль» представляет собой, на мой взгляд, предмет особой гордости жителей Бреста, которые его построили и дальше работают, чтобы в 2005 году предоставить его в распоряжение ВМС. Это, безусловно, прекрасный корабль.

     - В нынешнее время небывалого до сих пор всплеска терроризма большое количество важных объектов, которые расположены на территории базы, ставит, без сомнения, перед вами вопросы об их охране и обороне?
- Одновременно с созданием базы стратегических субмарин «Иль Лонг» мы организовали регулярную подводную разведку всей акватории порта Брест. Кроме этого, дозоры из морских стрелков и жандармов непрерывно патрулируют - на суше и на море - так часто и в таком объеме, которого требует уровень потенциальной угрозы.

     - Заход в Брест в сентябре отряда российских кораблей как-то повлиял на обычный режим контроля над безопасностью базы?

     - Место для их швартовки мы выбирали ввиду явных преимуществ в обеспечении безопасности подходов к причалам. На берегу развернули полицейские силы с задачей непосредственной защиты российских кораблей. На время визита россиян адаптировали также частоту морских патрулей на акватории внутреннего рейда.

     - Насколько знаю, еще в недалеком прошлом Брест был закрытым городом. Однако время изменилось, и, образно говоря, ключи нашлись для, казалось бы, «вековых замков». Вот даже русские моряки пришли с визитом. Французская пресса уже назвала этот заход историческим для страны. А каково на этот счет мнение командира ГВМБ Брест?

     - Действительно, этот первый заход российской атомной подводной лодки в порт западной страны заслужил название «исторический», которое ему дали французская пресса и специализированные сайты в Интернете. Однако, я подчеркиваю, город Брест никогда не был закрыт для гражданского населения. Поэтому хотя доступ на ГВМБ и ограничен, но ежегодно в сопровождении военнослужащих запаса ее посещают около десяти тысяч туристов.
     И еще хочу добавить, что на вопросы «Красной звезды» я ответил с таким же удовольствием, с каким мы встречали российских моряков в Бресте. Дружественные отношения, установленные во время этого захода, в первую очередь с командиром отряда кораблей Северного флота контр-адмиралом Александром Литенковым, а также с офицерами «Адмирала Чабаненко» и «Вепря», останутся в моей памяти прекрасным воспоминанием. И, как подчеркнул командующий ВМС Франции на Атлантике вице-адмирал Лоран Мерер, «сотрудничество на море – это нелегкое дело, и то, что продемонстрировали в сентябре российские и французские корабли в океане, может быть очень оптимистичным прогнозом для дальнейшего нашего взаимодействия с ВМФ России».
     - Спасибо за беседу.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex