на главную страницу

30 Декабря 2004 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Четверг

Словом искренним, честным, зовущим

Некоторые итоги информационного обеспечения реализации Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» в 2004 году

Генерал-лейтенант Виктор БУСЛОВСКИЙ, первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации – заместитель руководителя временной рабочей группы при Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.



     Важнейшей составной частью принятой постановлением Правительства РФ № 523 от 25 августа 2003 года Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы стало ее информационное обеспечение.
     Главные цели информационного обеспечения в 2004 году были таковы:
     во-первых, организация и ведение активной пропагандистской работы по формированию позитивного отношения граждан, общественных объединений к проблеме совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил;
     во-вторых, формирование в обществе привлекательного образа военной службы по контракту;
     в-третьих, заинтересованность военнослужащих в продлении срока военной службы по контракту;
     в-четвертых, повышение в целом престижа и привлекательности военной службы среди гражданской молодежи.
     Для достижения этих целей в Главном управлении воспитательной работы ВС РФ, органах военного управления военных округов и флотов, объединениях и соединениях сформированы рабочие и внештатные информационно-пропагандистские группы. Ими развернута активная работа по целому ряду направлений. В их числе:
     - организация информационно-пропагандистской и агитационно-массовой работы с военнослужащими, проходящими службу по призыву, и гражданами, пребывающими в запасе;
     - изготовление рекламной фотопродукции и наружной наглядной агитации;
     - производство рекламных видеороликов и размещение информационно-рекламной продукции на телевидении и радио;
     - выпуск специальных материалов, освещающих условия и перспективы военной службы по контракту в военных СМИ;
     - проведение мониторингов и социологических исследований в интересах оптимизации всестороннего обеспечения Программы.
     Учитывая накопленный опыт информационной работы в 2003 году в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, рабочая группа ГУВР пришла к выводу, что предстоящую деятельность следует ориентировать на различные аудитории:
     1. Мужчины 16-20 лет (призывники).
     2. Мужчины 18-21 года (военнослужащие срочной службы).
     3. Мужчины 21-40 лет (отслужившие рядовые и офицеры запаса).
     4. Женщины 18-40 лет (возможные кандидаты на подписание контракта).
     5. Иностранные граждане стран СНГ.
     Естественно, при работе с каждой из этих аудиторий необходим свой подход.
     Основываясь на особенностях каждой из целевых аудиторий, разработаны три концепции информирования граждан о военной службе по контракту:
     1. Патриотизм – «Служа по контракту, ты профессионал своего дела и гарант силы, стабильности и независимости государства».
     2. Служба по-новому – «Служа по контракту, ты служишь в новой профессиональной армии на более современном уровне».
     3. Настоящая работа – «Служа по контракту, ты получаешь настоящую стабильную работу, которая соответствует образу мужчины в обществе и удовлетворяет его мотивам».
     Для достижения намеченных целей было решено вести информационно-рекламную кампанию в три этапа.
     В задачу первого этапа входило создание положительного образа Российской армии – «Армия России – это сильная армия и в ней не стыдно служить».
     На втором этапе необходимо было создать у потенциальных контрактников ассоциацию между созданным положительным образом и контрактной службой – «Сильная армия – это контрактная армия».
     Третий этап был направлен на увеличение у потенциальной целевой аудитории желания заключить контракт.
     ДлЯ корректировки направлений дальнейшей работы проведены исследования по различным направлениям: определены рекламные направления, на которые граждане наиболее часто обращают внимание (телереклама, радиореклама, реклама на транспорте), сделан срез предпочтений в проведении досуга целевых аудиторий по федеральным округам России, определены комбинации размещения рекламы на телерадиоканалах для возрастных групп.
     В целях качественной организации работы по выполнению плана информационного обеспечения Программы были проведены коллегия Министерства обороны РФ, расширенные заседания военных советов видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов и флотов с участием представителей президента РФ в Федеральных округах, руководителей органов государственной власти субъектов РФ.
     Этот вопрос обсужден на сборе руководителей воспитательных структур Вооруженных Сил РФ в октябре 2004 г., а также в ходе конференции «Российский патриотизм: история, современность, проблемы возрождения и развития». Подобные мероприятия прошли в видах Вооруженных Сил, родах войск.
     Так, в мае 2004 г. на сборе офицеров воспитательных структур Северного флота обсужден вопрос о повышении действенности информационно-воспитательной работы с военнослужащими по призыву с целью привлечения их на контрактную службу. В управлении воспитательной работы флота заслушаны заместители командующих объединениями и командиров соединений о результатах их личной работы по выполнению планов информационного обеспечения ФЦП.
     В Сибирском военном округе на сборе командиров соединений в июне 2004 г. тематика контрактной службы ставилась отдельными вопросами. Занятия по ним проводили заместитель командующего СибВО по воспитательной работе и начальник управления кадров округа.
     В Ленинградском, Сибирском военных округах, на Балтийском и Северном флотах совместно с женсоветами соединений и частей организована работа по изучению материально-бытовых условий жизни военнослужащих-контрактников и оказанию их семьям адресной помощи.
     В целом, несмотря на позднее финансирование, удалось заложить основы для построения стройной системы информационного обеспечения комплектования Вооруженных Сил по контрактному принципу. Так, в военных городках, гарнизонных Домах офицеров, солдатских клубах и комнатах досуга военнослужащих организованы выставки информационно-справочного материала, посвященного службе по контракту. В системе общественно-государственной подготовки с различными категориями военнослужащих проведены занятия по соответствующей тематике. В военных СМИ введены специальные рубрики и ежемесячно выходят специальные подборки материалов, посвященных службе по контракту. При поддержке местных органов государственной власти в ряде краевых, областных, городских печатных изданий, а также в электронных средствах массовой информации регулярно размещаются актуальные материалы об условиях поступления на контрактную службу. Оперативно организовало работу на новом направлении деятельности агентство «Военинформ». Управление воспитательной работы СКВО выпустило информационно-рекламные материалы о военной службе по контракту в 42-й гвардейской мотострелковой дивизии общим тиражом более 100 тыс. экземпляров. Популярностью пользуются документальный фильм «Служба по контракту» и видеофильм «Порядок подбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту в 42-й дивизии».
     Одной из действенных форм информационного обеспечения контрактной службы, как показал опыт, стало размещение рекламных роликов на каналах регионального телевидения и местных радиостанциях. В том числе:
     - по согласованию с руководителями регионов Северного Кавказа организован показ информационно-рекламных видеороликов о службе по контракту на правах социальной рекламы по местному телевидению и кабельным сетям из расчета 1 видеоролик 2 раза в неделю в течение квартала;
     - созданы рекламные ролики для трансляции на уличных телеэкранах в городах (на Балтийской флоте, в Приволжско-Уральском военном округе - до 1000 показов в месяц);
     - сняты рекламные документальные фильмы. В СКВО подготовлен информационный сюжет «Ярмарка вакансий», документальные фильмы «Служба по контракту», «Один день службы контрактника». Эта рекламно-информационная видеопродукция направлена в военные комиссариаты республик, краев и областей.
     Используются и другие формы работы. В Дальневосточном военном округе подготовлены и направлены в службу занятости регионов информационные материалы об условиях поступления на контрактную службу, основных специальностях, правах и социальных гарантиях контрактников.
     Заслуживает внимания опыт организации взаимодействия управления воспитательной работы СибВО с военными комиссариатами по обеспечению информационно-справочными паспортами воинских частей региона, переходящих на контрактный принцип комплектования. (Кяхтинский гарнизон, гарнизон «Сосновый бор», Алейский гарнизон.)
     В ПУрВО с 14 по 17 декабря проведена информационно-пропагандистская акция «На контракт!» Цель ее состояла в том, чтобы показать представителям общественности и СМИ, как в частях и соединениях округа выполняется программа перехода на контрактный способ комплектования. В ходе акции работала «горячая линия», по которой сотрудники военных комиссариатов рассказывали всем обратившимся и изъявившим желание связать судьбу с армейской службой о правах и обязанностях военнослужащих по контракту, их социальных гарантиях и материальном обеспечении.
     По итогам информационного обеспечения Программы в 2004 году доброго слова заслуживают военные комиссариаты Ставропольского края, Мурманской, Оренбургской, Калининградской областей. В этих и других военкоматах в пунктах предварительного отбора, пунктах набора добровольцев созданы справочно-информационные центры (консультационные пункты) по оказанию информационно-правовой помощи военнослужащим, желающим подписать контракт. Пункты обеспечены комплектами информационно-справочных материалов по тематике контрактной службы. В том числе там наглядно представлена информация о местах размещения частей, комплектующихся военнослужащими, проходящими службу по контракту.
     Объединенными усилиями гражданских и военных органов удалось активизировать информационно-пропагандистскую и шефскую работу среди населения, призывной молодежи при участии военнослужащих-контрактников. Для привлечения на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе, имеющих отсрочку от военной службы, из других регионов России использовались отпускники, командированные офицеры, личные связи офицеров и прапорщиков. Совместными усилиями органов военного управления и местных властей удалось активизировать работу военно-патриотических клубов в школах, спортивно-технических организациях. В субъектах Федерации при участии работников военкоматов и руководителей местных администраций на уровне городов и районов проведены слеты членов военно-патриотических клубов и военно-спортивные игры.
     Вместе с тем в ряде объединений, соединений и частей эта работа строилась недостаточно эффективно. Так, на первоначальном этапе при проверке реализации плана информационного обеспечения Программы было установлено: активная деятельность в некоторых управлениях воспитательной работы военных округов (флотов) порой не имела логического продолжения «на местах». В частности, качественная организация работы в УВР СКВО не нашла отражения в мотострелковой бригаде, где заместителем командира по воспитательной работе подполковник А. Гулай. На момент проверки в бригаде отсутствовал план информационного обеспечения, а у должностных лиц бригады представление о предстоящих мероприятиях было упрощенным и поверхностным.
     Приходится признать, что на местах содержание информационно-рекламной работы по отбору кандидатов строится иногда без учета специфики военной службы в условиях модернизации Вооруженных Сил, обострения борьбы с терроризмом и особенностей региона. Слабо раскрываются социально-бытовые и другие вопросы, связанные с условиями прохождения военнослужащими контрактной службы. В результате, как показали мониторинговые исследования Социологического центра ВС РФ, проведенные в феврале-марте 2004 года среди военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе (потенциальных кандидатов на заключение контрактов), около трети опрошенных очень мало знали о мерах, предпринимаемых руководством страны по улучшению социально-экономического положения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей. Еще столько же знали лишь о некоторых из таких мер, а более четверти вообще не обладали подобной информацией. Невысокими у опрошенных оказались и знания условий прохождения военной службы по контракту.
     Все это требует поиска более эффективных форм информационной работы, направленной на освещение нового способа комплектования Вооруженных Сил.
     Как показал опыт комплектования 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, для вербовки одного добровольца для службы по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в субъектах Российской Федерации военным комиссариатам необходимо провести работу с 23-24 потенциальными кандидатами. Примечательно, что в США при переходе на новую систему комплектования в начале 90-х годов прошлого века этот показатель был примерно таким же – один доброволец на 26 кандидатов.
     Социологические исследования, проведенные в октябре – ноябре 2004 года, показали, что основные причины, негативно влияющие на заключение контрактов военнослужащими по призыву и лицами, находящимися в запасе (досрочного расторжения контрактов среди солдат и сержантов), таковы:
     во-первых, низкое денежное довольствие военнослужащих-контрактников;
     во-вторых, отмена с 1 января 2005 года ряда льгот для военнослужащих контрактной службы в воинских частях, в том числе непредставление им дополнительных дней отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленного служебного регламента времени, отмена бесплатного проезда (военно-перевозочных документов) в отпуск с заменой денежной компенсацией;
     в-третьих, удаленность частей от крупных населенных пунктов, отсутствие в гарнизонах современных культурно-досуговых учреждений;
     в-четвертых, слабая жилищная и социально-бытовая база, а именно: отсутствие медучреждений (аптеки, роддома, поликлиники) в гарнизоне для гражданских лиц, свободного служебного жилья для контрактников в случае их приезда с семьями, свободных рабочих мест для членов семей контрактников, а также мест в детских дошкольных учреждениях и школах, нежелание холостых военнослужащих-контрактников жить в казармах.
     Так, опрос военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, показал, что только 7 процентов респондентов удовлетворены условиями для отдыха и досуга. Еще 24 процента удовлетворены частично. Более половины (52 процента) не удовлетворены ими полностью.
     Это послужило одной из основных причин досрочного увольнения военнослужащих-контрактников из рядов Вооруженных Сил.
     Практика комплектования воинских частей в США показывает, что на строительство объектов соцкультбыта государством расходуется до двух третей всех средств, выделенных на программу комплектования. Видимо, и нам необходимо делать поправки в определении приоритетов строительства и финансирования.
     Уже накопленный опыт по информационному обеспечению мероприятий Программы позволяет определить некоторые особенности нашей дальнейшей работы в 2005 году.
     Основные усилия в информационно-рекламной работе необходимо сосредоточить на совершенствовании ее форм и приемов, повышении достоверности информации о военной службе по контракту. В этой связи обеспечение досуга и быта военнослужащих видится непременным условием и базой для повышения социальной привлекательности военной службы по контракту. Правдивая информация о вводимом жилье, денежном довольствии, возможностях отдыха и быта в той или иной конкретной части, хорошо поданная военной рекламой, крайне необходима офицерам органов воспитательной работы и военных комиссариатов. А это требует более тесного и продуктивного взаимодействия по обмену информацией между главными и центральными управлениями Минобороны РФ. Особенно актуально это в отношении вопросов социально-бытового обустройства и финансирования.
     Основные усилия информационного обеспечения Программы в 2005 году будут направлены на активизацию работы командования видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов, флотов, соединений и частей постоянной готовности, комплектующих подразделения военнослужащими по контракту, среди граждан, пребывающих в запасе, через областные военные комиссариаты, а также с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.
     В качестве первоочередных на следующий год Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил РФ считает такие задачи:
     - выпуск учебного пособия по общественно-государственной подготовке для военнослужащих-контрактников;
     - производство 10 рекламных видеороликов и размещение их на каналах центрального телевидения;
     - создание художественного фильма, посвященного ратному труду военнослужащих контрактной службы;
     - производство различной печатной продукции, в том числе справочников и памяток;
     - комплексные выезды в военные округа и на флоты для проведения мониторинговых исследований с целью улучшения обратной связи с соединениями и частями, переходящими на новый способ комплектования;
     - увеличение тиража «Красной звезды», таких печатных изданий, как «Военные комиссариаты» и др.
     Вся эта продукция в первую очередь будет направляться в военные комиссариаты, соединения и части постоянной готовности, школы и организации РОСТО.
     Подводя итог первого года информационного обеспечения реализации Программы, важно отметить, что в 2004 году заложена надежная основа для построения стройной системы информирования военнослужащих и общественности о новом для Российской армии способе комплектования.
     Федеральная целевая программа перехода на контрактный принцип комплектования обязывает всех должностных лиц выстраивать современную, действенную систему подходов, мышления, форм и методов воспитательной работы, закрепления накопленного опыта работы. Качественно и в полном объеме выполнить государственное задание по переводу соединений и частей на новый, более прогрессивный способ комплектования – значит, поднять их боеспособность на уровень требований века.
     На снимке: Сержант-контрактник Антон КАПЛЕВСКИЙ служит в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex