на главную страницу

30 Декабря 2004 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Четверг

Эксперимент завершен успешно

Как в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии информационно обеспечивали комплектование соединения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту



     Проведение в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии практического эксперимента по комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, потребовало качественно иного подхода к решению задач информационного обеспечения новой системы комплектования.
     Особенности этой работы заключались в следующем:
     - организационная деятельность командования дивизии по формированию штатных и нештатных структур, отвечающих за информационное обеспечение, рекламу военной службы среди граждан, пребывающих в запасе, а также информационно-разъяснительную работу среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в соединении;
     - ведение постоянного анализа и оценки внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность комплектования соединения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в интересах подготовки управленческих решений командованием соединения;
     - создание системы по изучению настроений и морально-психологического состояния добровольцев, поступающих в соединение, учета их социально-психологических качеств в ходе формирования новых воинских коллективов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
     - регулярное проведение информационных и воспитательных мероприятий с личным составом соединения, направленных на формирование чувства гордости за службу в соединении, в том числе за право называться военным профессионалом;
     - осуществление комплекса мероприятий среди офицеров и прапорщиков соединения по разъяснению личной ответственности каждого из них за успешное проведение данного эксперимента, а также их роли в воспитательной и информационной работе с военнослужащими по отбору на военную службу по контракту.
     I. Основные цели и задачи информационной работы с военнослужащими 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в ходе практического эксперимента.
     Эта работа имела целью достижение устойчивого функционирования системы комплектования воинских должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также привлечение к службе по контракту в новой системе подготовки и накопления военнообученных мобилизационных ресурсов качественного контингента добровольцев, прежде всего из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и граждан, уволенных с военной службы.
     Основные задачи информационного обеспечения практического эксперимента в дивизии были следующими:
     1. Создание организационной структуры информационного обеспечения в соединении (отделение обеспечения контракта при штабе соединения, корпункт Пресс-службы Минобороны РФ, нештатная информационно-аналитическая группа при штабе соединения, нештатные информационные группы в полках соединения). Соответствующие положения, регламентирующие порядок их деятельности, определены приказом командира соединения.
     2. Определение основных направлений информационно-воспитательного обеспечения практического эксперимента в дивизии и планирование этой работы.
     3. Осуществление ежегодного мониторинга по оценке условий, благоприятных для заключения контрактов на военную службу для различных категорий граждан и эффективности информационного обеспечения Программы, а также оценке морально-психологического состояния военнослужащих, отобранных для прохождения военной службы по контракту на должностях солдат и сержантов, с последующим анализом и докладом командиру соединения для принятия решений. В 76-й гв. вдд для проведения указанных мониторинговых исследований был организован респондентский пункт, который возглавил подполковник А. Оборский. Для обеспечения репрезентативности результатов исследования ежеквартально опрашивались не менее 300 человек каждой категории военнослужащих.
     4. Организация и проведение инструктивно-методических занятий с командирами рот, батарей, батальонов, а также их заместителями по воспитательной работе с привлечением представителей общественных и ветеранских организаций по обмену опытом работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
     5. Проведение совместно с военкоматами информационно-пропагандистских акций с гражданской молодежью, проведение дней «открытых дверей» в воинских частях и других информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на повышение привлекательности военной службы по контракту.
     6. Организация и проведение информационно-разъяснительной работы непосредственно в других воинских частях ВДВ с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, на предмет заключения контракта на военную службу в 76-й гв. вдд.
     Основные направления информационно-воспитательного обеспечения практического эксперимента таковы:
     - разъяснение государственной политики в области совершенствования системы комплектования военной организации государства в интересах формирования общественного мнения в поддержку мероприятий, проводимых президентом Российской Федерации, Правительством РФ по переходу к комплектованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;
     - создание положительного образа обновленных Вооруженных Сил через информирование общественности в средствах массовой информации о ходе реализации мероприятий практического эксперимента в дивизии, пропаганде идей служения Отечеству и лучших воинских традиций, показ общественной значимости военной службы по контракту среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, проведение военно-профессиональной ориентации в пользу выбора конкретных воинских специальностей и места службы среди граждан, пребывающих в запасе в Псковской, Ленинградской, Новгородской и других ближайших областях;
     - организация рекламно-пропагандистской деятельности и проведение информационно-разъяснительной работы среди граждан в возрасте до 35 лет, а также военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и прослуживших более полугода, о содержании существующей нормативно-правовой базы военной службы по контракту, порядке прохождения гражданами военной службы по контракту, представляемых льготах, социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов;
     - формирование здоровой морально-психологической атмосферы в воинских коллективах, укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов, и воспитание у них высокой военно-профессиональной мотивации в интересах продления военнослужащими контрактов на военную службу;
     - проведение мероприятий по рекламе военной службы по контракту, в том числе с использованием возможностей региональных и местных электронных и печатных СМИ, печатной и наружной рекламы в Псковской области, а также ближайших областях к пункту постоянной дислокации соединения. Координация информационно-пропагандистской деятельности с региональными и местными средствами массовой информации;
     - поддержание постоянной связи с общественностью и родителями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по разъяснению преимуществ прохождения гражданами военной службы по контракту и необходимости преодоления временных социально-бытовых трудностей, возникающих в ходе проведения практического эксперимента;
     - формирование у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, необходимых военно-профессиональных мотивов и потребностей, позволяющих заинтересовать их в продлении срока военной службы по контракту на новый срок.
     II. Организация информационно-воспитательной работы в 76-й гв. вдд в период отбора кандидатов на военную службу по контракту.
     Работа, проводимая совместно с военными комиссариатами субъектов Российской Федерации среди граждан, пребывающих в запасе, показала, что морально-нравственный потенциал добровольцев, желающих заключить контракт на военную службу в 76-й гв. вдд, в целом благоприятен для успешного проведения практического эксперимента по переходу соединения на комплектование военнослужащими по контракту.
     Данные Социологического центра Вооруженных Сил РФ свидетельствовали о позитивных настроениях по отношению к военной службе по контракту .
     Социологические опросы в военных комиссариатах подтвердили эти оценки – в сентябре 2002 года до 42 процентов граждан, пребывающих в запасе, были согласны служить по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (в 76-й гв. вдд не более 28 процентов военнослужащих, проходящих военную службу по призыву). Так, более половины опрошенных граждан, пребывающих в запасе (58,9 процента), и большинство военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (62,1 процента), полагали, что если комплектование Вооруженных Сил будет преимущественно добровольным и в них будут созданы приемлемые условия для прохождения военной службы, то лично они согласятся проходить военную службу по контракту.
     Однако на условиях, предлагаемых Министерством обороны РФ, желают служить не более 8-10 процентов от всего числа опрошенных. Основные причины – неудовлетворенность уровнем денежного довольствия, сложные социально-бытовые условия службы, невозможность быстро обустроить семью (для женатых солдат и сержантов) и неприятие предлагаемого регламента служебного времени, отдыха и досуга для солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту.
     В этой связи на первом этапе потребовалось проведение целенаправленной информационной и рекламной работы с гражданами, пребывающими в запасе, по разъяснению им преимуществ службы по контракту, ее особенностей в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, но главное – откровенный показ трудностей, которые ожидают добровольцев (проживание в палатках, неудобства быта и досуга и др.).
     Командование соединения изначально по отношению к добровольцам заняло открытую и честную позицию, какие бы она ни создавала трудности и сложности при решении задач комплектования.
     Основными задачами информационно-воспитательной работы на этапе отбора кандидатов для военной службы по контракту стали:
     - подготовка и обеспечение рекламным материалом выездных групп (нештатных групп информационно-аналитических групп в соединении, необходимой информационно-справочной, рекламной и сувенирной продукцией;
     - изучение и отбор кандидатов на контрактную службу непосредственно в военных комиссариатах и воинских частях;
     - обеспечение на первоначальном этапе становления и адаптации добровольцев к новым условиям службы, необходимых условий для скорейшей адаптации военнослужащих по контракту.
     Потребности в информационно-рекламной и справочной продукции определялись отделением воспитательной работы соединения (заместитель командира дивизии по воспитательной работе полковник Е. Манин) ежемесячно. Так, для получения необходимого объема этой продукции командованием соединения были подготовлены соответствующие письма-заявки в штаб ВДВ, начальникам ГОМУ ГШ, Пресс-службы Минобороны РФ и Агентства «Военинформ».
     Вместе с тем комплектование дивизии военнослужащими, проходящими службу по контракту, было бы более успешным, если бы удалось обеспечить хорошую рекламу военной службы и добиться достаточной информированности у потенциальных добровольцев, желающих заключить контракт о прохождении военной службы. К примеру, через год после начала практического эксперимента в 76-й гв. вдд почти одна треть (32 процента) опрошенных добровольцев, прибывших в соединение для прохождения военной службы по контракту, считали, что информация об условиях прохождения военной службы в 76-й гв. вдд, которую им предоставили в военном комиссариате или в воинской части, поступила к ним в искаженном виде, еще 23 процента назвали ее недостаточно полной.
     А около 30 процентов респондентов отметили, что практически не получили достоверной информации. И только 3,5 процента добровольцев имели полную и достоверную информацию об условиях предстоящей службы по контракту в 76-й гв. вдд.
     К сожалению, как показал опыт, некоторые военные комиссариаты были заняты главным образом решением проблемы по выполнению плана набора добровольцев в дивизии, но практически не несли никакой ответственности за качество отобранных кандидатов. Не случайно более половины добровольцев отказались подписывать контракты на военную службу по прибытии в дивизию. Так, всего с момента начала эксперимента был отобран всего лишь каждый третий из числа прибывших для заключения контракта.
     Большое значение для качественного отбора добровольцев имела организация работы отборочных выездных групп в военных комиссариатах, сформированных в соединении.
     Отделение обеспечения контракта соединения, нештатные группы 76-й вдд в составе 2 – 3 человек в течение всего практического эксперимента в соединении ежемесячно выезжали в комплектующие военные комиссариаты и в соединения и части ВДВ с целью отбора кандидатов на службу по контракту. Общее руководство этой работой осуществлял начальник штаба дивизии гв. полковник М. Теплинский. Добровольцы, отобранные этими группами в военных комиссариатах, составили военно-профессиональное ядро дивизии.
     Наиболее ярко эффективность проводимой работы по комплектованию военнослужащими по контракту можно рассмотреть на примере деятельности военного комиссариата Псковской области, призвавшего в части и подразделения 76-й гв. вдд наибольшее количество добровольцев.
     С момента начала эксперимента по комплектованию соединения (с 1 сентября 2002 года по 20 октября 2003 года) работниками РВК Псковской области было проведено более пяти тысяч собеседований с потенциальными кандидатами на военную службу по контракту. И только лишь каждый десятый, с кем проводилось собеседование, изъявил желание заключить контракт (см. рис. 2).
     После создания в 76-й гв. вдд при штабе соединения отделения комплектования, развертывания пунктов психологической помощи и реабилитации в полках, а также введения должностей психологов в батальонах качество отбора кандидатов на военную службу по контракту улучшилось. Так, в ходе работы вышеуказанной категории с претендентами не прошли отбора еще 230 человек, отобранных военными комиссариатами Псковской области.
     Итого осталось служить только 4,2 процента, или каждый двадцать четвертый из числа тех, с кем изначально проводилась работа по привлечению к военной службе по контракту военкоматами Псковской области.
     Таким образом, для вербовки одного добровольца, для прохождения военной службы по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности Вооруженных Сил, в субъектах Российской Федерации (по опросу 76-й гвардейской вдд) военным комиссариатам необходимо иметь, как правило, 23 – 24 кандидата.
     
Наша справка

     В США в ходе перехода на новую систему комплектования в начале 90-х годов этот показатель был примерно таким же – один доброволец на 26 кандидатов, которые были отсеяны в ходе отбора на военную службу по контракту.
     

     Этот показатель – 24 контакта информационно-воспитательного характера с потенциальными добровольцами, желающими заключить контракт о прохождении военной службы, для того чтобы отобрать одного из них реально стремящимся стать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, явился исходным для определения возможностей для выполнения плана комплектования соединения и расчета потребностей по количеству экземпляров информационно-справочной и рекламной продукции, необходимой для информационно-рекламной работы.
     Руководствуясь принципом, высказанным министром обороны РФ Сергеем Ивановым «Не набирать, а отбирать!», нештатные группы 76-й гв. вдд, созданные для работы в военных комиссариатах, свою информационно-рекламную деятельность по отношению к гражданам, пребывающим в запасе, строили выборочно и дифференцированно, с учетом приоритета оценки их морально-нравственных качеств.
     Все это позволило обеспечить достаточно качественный отбор претендентов на контрактную службу.
     Основу информационно-рекламной деятельности составили:
     - совместная работа с комплектующими военными комиссариатами, в том числе других регионов (организация и проведение бесед с потенциальными кандидатами, размещение рекламы в региональных СМИ, в населенных пунктах и т.д.);
     - работа с органами местного самоуправления;
     - работа с военнослужащими в подразделениях и частях ВДВ;
     - работа с региональными СМИ (прокат рекламных роликов, объявления на телевидении, радио и в газетах).
     Основные формы информационно-рекламной деятельности:
     - обращение командующего ВДВ к военнослужащим, проходящим службу в ВДВ;
     - обращение командования 76-й гвардейской вдд через региональные СМИ к уволенным ранее военнослужащим, проходившим службу в ВДВ (сами обращения направлялись в регионы через военнослужащих, убывающих в отпуска);
     - распространение сувениров с символикой контрактной службы через военнослужащих, убывающих в отпуск или запас;
     - проведение агитационных мероприятий, включавших выступление ансамбля дивизии «Голубые молнии» и показательные выступления военнослужащих разведывательных подразделений, в населенных пунктах Псковской области и областей, граничащих с ней;
     - демонстрация видеосюжетов об истории, жизни и деятельности соединения на региональных телеканалах;
     - подготовка и публикация статей об истории, жизни и деятельности дивизии, об отдельных военнослужащих, в первую очередь о военнослужащих, проходящих службу по контракту в псковских газетах, а также в региональных газетах по месту призыва героев статей;
     - приглашение в соединение руководителей глав администраций населенных пунктов, районов и областей в сопровождении представителей СМИ для ознакомления с жизнью и бытом военнослужащих-контрактников, особенно земляков;
     - совместное проведение мероприятий по чествованию военнослужащих по итогам различных мероприятий (завершение командировки в Чеченскую республику, по окончании учебного периода, юбилейные даты частей и т.п.);
     - освещение в СМИ различных мероприятий, проводимых в частях и соединениях;
     - выступление солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту в дивизии, перед сержантами и солдатами, проходящими службу по призыву в подразделениях 76-й гвардейской вдд и других соединений;
     - выступление перед военнослужащими, по телевидению, публикации статей ветеранов ВДВ о роли военных профессионалов.
     Основной проблемой в ходе этой работы было отсутствие целенаправленного финансирования на рекламную деятельность. Так, из всех возможных вариантов публикаций материалов в региональных СМИ на безвозмездной основе на правах «социальной рекламы» или на основе договоренности командования дивизии с руководством администраций и регионов было размещено только 50 процентов от всего объема.
     Анализ итогов работы по отбору кандидатов для прохождения военной службы по контракту показал, что возможность службы в профессиональной армии добровольцы прежде всего тесно увязывают с решительным улучшением своего социально-экономического и правового положения.
     Так, в первую пятерку условий, привлекающих к военной службе по контракту граждан, пребывающих в запасе, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, входят почти равнозначные для них ценности: получение служебного жилья, возможность хорошего заработка и получение льгот и гарантий, возможность поступления в высшее учебное заведение, испытание себя и развитие своих физических качеств (см. рис.3).
     Сокращение сроков военной службы по призыву до 1 года, а в перспективе отмена обязательной военной службы и переход к службе на добровольных началах называется всеми респондентами самой эффективной мерой по повышению привлекательности военной службы для российской молодежи (54 – 58 процентов).
     И только затем, по мнению военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, следует обеспечение достойного материального положения всех военнослужащих (49,1 процента); улучшение питания (33,4); решение жилищного вопроса в армии (31,9) и улучшение быта и досуга в воинских частях (25,3).
     Граждане, пребывающие в запасе, называют эффективными мерами привлечения добровольцев на военную службу по контракту высокий уровень материального обеспечения (44,7 процента), предоставление служебного жилья (41,5), а также принятие системы материальных стимулов, льгот и компенсаций за службу по контракту (25,3).
     В отношении социальных льгот и гарантий, которые сделали бы военную службу по контракту привлекательней, у граждан, пребывающих в резерве, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, существенных различий нет .
     Вместе с тем анализ показал, что для граждан, пребывающих в запасе, значение льгот по получению дополнительной специальности и сохранению существующей военно-учетной специальности имеет большее значение, чем для военнослужащих по призыву.
     Тем не менее главным было не только отобрать достойных и лучших для прохождения военной службы по контракту, а прежде всего обеспечить добросовестное выполнение военнослужащими взятых на себя обязательств.
     С этой целью каждая группа добровольцев, прибывающая в соединение, обязательно проходила через систему индивидуального тестирования и встреч с командованием дивизии и полков, военными юристами, офицерами органов воспитательной работы. На каждого добровольца заводилось личное дело, где аккумулировались все сведения о его моральных, военно-профессиональных и деловых качествах, вся социально-демографическая информация.
     Особенно действенной формой работы, способствующей быстрой адаптации солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, стало обеспечение семейных военнослужащих служебным жильем, в том числе оказание помощи в поднайме жилых помещений в городе.
     Опыт показал, что в интересах повышения эффективности работы по отбору и изучению кандидатов, желающих заключить контракт о прохождении военной службы, требуется организовать специальную подготовку групп офицеров, направляемых в военные комиссариаты для решения этих задач.
     В этих целях с ними проводились инструктивно-методические и практические занятия, лекции по правовой тематике, особое внимание при этом уделялось обучению офицеров практике аргументированного и убедительного ведения агитации в процессе отбора и индивидуальной работе с людьми.
     При встречах и беседах с кандидатами определялись их морально-психологические качества, способность и готовность к службе по контракту.
     Как показывает опыт работы таких групп, в их состав целесообразно включать офицера организационно-мобилизационного управления, медицинского работника, офицера-психолога и военнослужащего из числа контрактников, отобранных ранее, которые своим внешним видом и подготовкой являли бы пример для отбираемых военнослужащих по контракту.
     Особое внимание необходимо уделять информационно-разъяснительной работе, в том числе с офицерским составом по доведению военнослужащим их социально-правового статуса, прав и обязанностей, льгот, характера и особенностей прохождения военной службы.
     По окончании этапа отбора кандидатов с ними проводились учебные сборы. При этом особое внимание уделялось изучению и отбору военнослужащих на должности сержантского состава.
     Предметом особой заботы всех должностных лиц дивизии являлись вопросы обеспечения высокой воинской дисциплины.
     Следует отметить, что, несмотря на переход на контрактную основу комплектования, эти вопросы не только не улучшились, но и даже по ряду показателей ухудшились. Увеличилось количество военнослужащих, самовольно оставивших часть, проступков в общественных местах, особенно на почве бытового пъянства, хулиганских действий по отношению к местному населению. В ходе выполнения боевых задач в составе ОГВ (с) почти одна треть военнослужащих оказалась неудовлетворенной отношениями в воинских коллективах.
     Особое внимание следует обратить, в связи с получением высокого денежного содержания, на предотвращение поборов, в том числе и со стороны офицерского состава.
     В 76-й гвардейской вдд в этих целях практиковалось перечисление денег на пластиковые карточки одного из банков. Сами же карточки по общей договоренности хранились у командиров подразделений.
     Среди причин, которые серьезно влияли на досрочное расторжение контрактов, до 45 процентов опрошенных военнослужащих высказали неудовлетворенность отдыхом и организацией досуга. Все это заставляет органы воспитательной работы серьезно отнестись к развитию сети культурно-досуговых учреждений, особенно гарнизонных домов офицеров.
     Таким образом, проведение практического эксперимента по переводу дивизии на новый способ комплектования потребовало от всех должностных лиц прежде всего изменения системы подходов, мышления, форм и методов воспитательной работы, поднятия ее на новый, более высокий и качественный уровень.
     Рис. 2. Основные причины отказа в направлении добровольцев для дальнейшего прохождения службы (от всего числа потенциальных кандидатов для прохождения военной службы по контракту, в %).
     Рис. 3. Значимые социальные льготы и компенсации при поступлении на военную службу по контракту (в %).

     


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex