на главную страницу

30 Декабря 2004 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Четверг

Как воспитать профессионала

Методические рекомендации по организации воспитательной и информационной работы при переходе соединений и частей на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту



     С пецифика воспитательной работы в соединениях и частях, переходящих на контракт, заключается в том, что она должна строиться на системном и комплексном подходах, учитывать индивидуальные, возрастные, профессиональные, физиологические и психологические особенности всего личного состава. В свою очередь организация воспитательной работы потребует учета их особенностей, знания социальной среды, профессиональной направленности военнослужащего, применения различных методов, средств и способов воспитания.
     В военно-педагогической деятельности необходимо учитывать, что каждый военнослужащий-контрактник – это уже сформировавшаяся личность, которая обладает присущими лишь ей чертами. А в экстремальной среде, такой как военная служба, эти черты не только индивидуальны, но и изменчивы. То есть они могут по-разному проявляться в многообразии ситуаций. Умелое их определение и использование зависит от педагогического мастерства офицера-воспитателя.
     Вот почему успешность, продуктивность службы, удовлетворенность ею военнослужащего-контрактника, а также масштабы, качество и перспективы его развития как личности, как показал опыт комплектования 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, во многом зависят от того, какую роль он отводит воинской службе, как он вписывает свою профессиональную деятельность в многомерное пространство своей жизни, в контур собственного жизненного мира. Как осмысливает и переживает значимость и место своего дела в собственном жизненном самоопределении.
     Работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в большинстве своем социально зрелых людей, с жизненным и профессиональным опытом, доказывает необходимость уточнения ими своих жизненных целей, которые они хотели бы достичь в ходе военной службы по контракту. Как правило, это делается через анонимные социологические опросы и психологические тесты, что способствует более осознанному подходу солдат и сержантов к своей профессиональной деятельности, к формированию профессиональных качеств и военно-профессиональной ответственности.
     Более продуманный метод – подходить к воспитанию через удовлетворение жизненно важных потребностей, опираться на материальное стимулирование, искать другие формы удовлетворения запросов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с задачей достижения целей профессионального воспитания.
     В формировании общественно значимых мотивов профессиональной деятельности у контрактников необходимо уделять внимание природной предрасположенности мужской части населения к военной профессии. А между тем такая предрасположенность вносит существенный вклад во внутреннюю мотивацию, в тяготение человека к тому или иному занятию.
     Л юбовь к военной профессии – лишь один из компонентов той личностной преданности своему делу, которая отличает специалиста высокого класса. Творческой увлеченности службой, формированию у военнослужащего положительного образа себя, уверенности в своих силах способствует ряд условий: высокий уровень социальной значимости и престижности профессии; достойное материальное положение; уважение сослуживцев и командиров; помощь и поддержка со стороны товарищей и начальников; развитая способность к самооценке.
     Необходимо руководствоваться принципом отказа от всех воздействий, снижающих самоуважение личности. Такой принцип не исключает применения порицаний, взысканий и других мер коррекции негативного поведения. Однако эти меры, во-первых, должны касаться конкретных проступков, а не обобщенной деятельности личности, и, во-вторых, использоваться только в тех случаях, когда причина неудач заключается в недостаточности усилий военнослужащего-контрактника, а не в независимых от его воли обстоятельствах.
     В случае постоянного применения санкций к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, снижающих ценностную самооценку личности и влияющих на его материальное положение, он либо прибегает к мерам психологической защиты (отрицание значимости санкций), либо покидает место службы (прекращает контракт). Так, в результате подобных действий руководящего состава, командования частей и подразделений на первом этапе перехода на комплектование контрактниками резко увеличилось (в несколько раз) количество самовольного оставления частей.
     Только проведенный комплекс мероприятий (беседы, доведение до личного состава статей УК РФ об ответственности за уклонение от военной службы, встречи с представителями военной прокуратуры и военного суда гарнизона, открытые судебные заседания в части, контроль за военнослужащими, склонными к совершению правонарушений), в первую очередь с командирами частей и подразделений, позволил снизить количество этих правонарушений.
     Н еобходимо учитывать, что каждый военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, более или менее интуитивно ощущает свои права и требует соответствующего уважения к ним. Для солдата и сержанта, заключившего контракт, служба в армии – это прежде всего, его работа, которая должна быть по душе. Но задача командира в том, чтобы военная служба для него стала больше, чем работа, и обрела вес и значение патриотического долга по защите Отечества.
     Практика работы с солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту в 76-й гвардейской вдд, показала: тех, кто стремится стать военными профессионалами, нельзя назвать «временщиками», прибывшими в армию только на срок первого контракта. С одной стороны, они желают получить от военной службы реальные блага и возможности для повышения своего социального статуса и уровня жизни, а с другой – стремятся профессионально выполнить свой воинский долг, хорошо осознавая то, что их «услуга» обществу и государству должна высоко оцениваться. В этой связи, наверно, главная задача будет состоять, скорее всего, не в том, чтобы решить проблемы комплектования военнослужащими-контрактинками, а в том, чтобы обеспечить такое положение, когда солдаты и сержанты видели бы социальную перспективу своей службы и стремились перезаключить контракты на второй и более длительные сроки службы. Только тогда можно будет создать условия по формированию из военнослужащих воинов-профессионалов и реально рассчитывать на боевую эффективность профессиональной армии.
     Одним из основных направлений воспитательной работы при переходе соединений и частей на контракт можно назвать создание условий для полноценного овладения ими профессией так, чтобы их военная биография стала историей их усилий и успехов. Войсковая практика дает немало примеров того, как профессиональная деятельность, не имеющая положительного результата, вызывает у военнослужащего-контрактника пренебрежение, иждивенческий подход, не приносит ему чувства удовлетворения, отрицательно влияет на его профессиональную направленность.
     Через свою профессиональную деятельность военнослужащий, проходящий службу по контракту, вступает в определенные отношения с воинской частью, в которой он реализует себя как профессионал в условиях характерной для армии системы контроля, с выработанной совокупностью норм поведения, профессиональных стереотипов, с определенными формами взаимоотношений между военнослужащими. От характера всех этих взаимоотношений зависит мотивационный потенциал военнослужащего-контрактника, продуктивность его деятельности и удовлетворенность профессией. При этом в морально-ценностном отношении он справедливо отождествляет себя равным с другими военнослужащими, какое бы положение они ни занимали по отношению к нему. Так из множества профессиональных усилий и успехов складывается биография военного профессионала, которой он должен гордиться.
     В этом контексте информационно-воспитательная работа наряду с такими направлениями морально-психологического обеспечения, как работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, психологическая, военно-социальная и культурно-досуговая работы, нацелена на укрепление морально-психологического состояния военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
     И нформационно-воспитательная работа призвана воздействовать на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих в целях формирования у них высокого морального духа, военно-профессиональных навыков, развития необходимых морально-психологических качеств, а также воспитания в духе верности присяге и воинскому долгу. Как показывает практика, основная часть информационно-воспитательной работы при переходе соединений и частей «на контракт» осуществляется в ходе проведения занятий по боевой и общественно-государственной подготовке. Это выдвигает высокие требования к проведению занятий, к формированию профессиональных качеств в ходе их. Эффективность этой работы определяется многими факторами, но в первую очередь мировоззренческими установками людей, сформированными еще до заключения контракта.
     Основные цели информационно-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту, таковы:
     - развитие духовного облика военнослужащих;
     - формирование у них нравственных норм поведения;
     - социальная ориентация;
     - удовлетворение информационных потребностей.
     Вместе с тем в данной работе имеются проблемы, т.к. служебное время солдата и сержанта ограничено. Поэтому особую значимость приобретает проведение занятий, в том числе по общественно-государственной подготовке, информирования и воспитательной работы в установленное регламентом время за неимением другого.
     П сихологическая работа в вышеупомянутых условиях проводится более тщательно и имеет более долгосрочные цели, чем это принято в частях, укомплектованных военнослужащими по призыву. Задача психологической работы заключается в предоставлении объективной обратной связи об эффективности проводимых в этом направлении мероприятий, характере их влияния на психическое состояние, мотивацию и подчинение военнослужащих органам военного управления.
     На начальном этапе основной задачей психологической работы в 76-й гвардейской вдд была оптимизация внешних условий, которая достигалась преимущественно методами социально-правовой, информационной, военно-патриотической работы и воинского воспитания. В дальнейшем потребовалось применение комплекса мер социально-психологической реабилитации.
     Так, после выполнения боевых задач в составе ОГВ(с) большинство солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, признало наличие конфликтов в своих коллективах. Уровень конфликтности особенно возрос в последние месяцы пребывания в отрыве от пункта постоянной дислокации.
     По оценкам военных психологов, продолжительность командировок в составе подразделений в ОГВ(с) на Северном Кавказе более 6 месяцев приводит к формированию хронической физической и психической усталости, повышенной агрессивности, снижению адаптивных способностей военнослужащих.
     Вместе с тем профессиональная готовность военнослужащих 76-й гвардейской вдд к выполнению боевых задач по предназначению, после их возращения к месту постоянной дислокации предопределила высокую степень их личной уверенности в способности выполнить реальные задачи в боевой обстановке (до 90 процентов), в марте 2003 года – 87), что свидетельствует об их быстрой социально-психологической адаптации.
     О беспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих в рамках военно-социальной работы является одной из важнейших, предусмотренных законами и воинскими уставами обязанностей командиров и начальников всех рангов, необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск.
     Вместе с тем необходимо учитывать и то, что степень удовлетворения военнослужащих своими бытовыми условиями, а также и условиями для отдыха и досуга на сегодняшний день очень низка. Недостаточная социально-правовая защищенность крайне негативно отражается на морально-психологическом настрое военнослужащих, их отношении к выполнению служебных обязанностей. Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к деятельности командиров и начальников, всех военнослужащих, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав подчиненного личного состава.
     Основные задачи военно-социальной работы в дивизии в ходе комплектования военнослужащими, проходящими службу по контракту:
     1. Обеспечение социальных гарантий военнослужащих.
     2. Выработка предложений и рекомендаций в интересах решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
     3. Оказание консультативной помощи командирам, штабам, органам воспитательной работы, военнослужащим по социальным проблемам.
     4. Проведение координационно-методической деятельности в воинских коллективах по социальным проблемам.
     5. Исследование состояния социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.
     6. Взаимодействие с государственными органами и общественными организациями по вопросам обеспечения социальных гарантий военнослужащих.
     Основные направления деятельности командиров (начальников) соединения и частей 76-й гвардейской вдд по обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных заключаются в:
     - организации правовой подготовки личного состава;
     - обеспечении сбережения и правильного использования финансовых и других материальных средств;
     - организации работы по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих;
     - контроле за исполнением законодательства о социальной защите.
     П роблемными вопросами в воспитательной работе с солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, остается обеспечение правопорядка и воинской дисциплины, предупреждение происшествий и преступлений в воинских коллективах. Значительное число учтенных правонарушений приходится на факты самовольного оставления части именно сержантами и солдатами, проходящими службу по контракту. Рост этого вида правонарушений на начальном этапе носит доминирующий характер. По мере формирования подразделений и частей количество данного вида правонарушений, как правило, снижается. Но следует ожидать увеличение количества хулиганских действий и проступков связанных с пьянством в общественных местах.
     Исходя из этого, основные усилия командования сосредоточиваются на профилактической работе по предотвращению подобных явлений. Основу такой работы составили:
     - индивидуальные и профилактические беседы;
     - доведение под роспись статей УК РФ за воинские и общегражданские преступления, приговоров и приказов об осуждении военнослужащих;
     - ежемесячно в каждом подразделении на щите информации вывешиваются списки лишенных денежных премий и других льготных выплат с указанием причин и номера приказа по части;
     - регулярное проведение встреч военнослужащих с работниками гарнизонной военной прокуратуры и военного суда.
     В ажную роль в укреплении дисциплины играют сержанты. Именно им принадлежит первая профилактическая роль. Однако формирование такой категории, как «сержант» требует кропотливой и целенаправленной работы по отбору, обучению и воспитанию.
     Самое главное качество, которое необходимо сержанту в подразделении, укомплектованном военнослужащими, проходящими службу по контракту, – это авторитет. Причем авторитет не ложный, а основанный на знаниях, навыках, умениях, воинском мастерстве и личных качествах сержанта. При подборе кандидатов на должности сержантов не следует пренебрегать мнением коллектива подразделения.
     Есть еще одна задача, которая влияет на состояние воинской дисциплины, и она обусловлена спецификой подразделений, укомплектованных военнослужащими, проходящими службу по контракту, – привитие навыков рачительного отношения к полученному денежному довольствию.
     В 76-й гвардейской вдд практикуется перечисление денег на пластиковые карточки одного из банков. Сами карточки хранятся по общей договоренности у командиров подразделений. Отсутствие денег на руках военнослужащих снижает желание их потратить, в том числе на употребление алкоголя и другие потребности, приводящие к правонарушениям.
     Наряду с организационными мероприятиями обязательно необходимы мероприятия воспитательно-разъяснительного характера. Так, проведенная работа в соединении показала, что в 2004 году удалось добиться повышения денежных накоплений солдат и сержантов (в первую очередь холостых и проживающих в части).
     Большим подспорьем в укреплении правопорядка и воинской дисциплины может стать работа по утверждению здорового образа жизни в воинской части, развитие физической культуры и спорта. Однако сразу же стоит учесть, что эти мероприятия должны быть более интересными, стимулированными, возможно, иногда даже иметь развлекательный характер, а не быть обязательными, отрывающими личное время военнослужащих. В этих условиях важное значение приобретают коллектив, коллективное сознание и чувство ответственности друг за друга. Большую роль в этом играет совет сержантов и совет подразделения. Сами солдаты и сержанты, проходящие службу по контракту, отмечают высокую значимость для себя такого понятия как гордость за причастность к защите Отечества.
     Т еперь о культурно-досуговой работе. Сегодня главной целью культурной политики государства является дальнейшее повышение уровня культуры общества. Безусловно, это касается в полной мере и Вооруженных Сил, тем более в условиях военной реформы.
     В ходе социологических опросов, проведенных в 76-й гвардейской вдд, отсутствие нормальных условий для отдыха и нормального досуга военнослужащих назывались основной причиной, которая повлияла на их решение о досрочном расторжении контрактов о прохождении военной службы. Отсутствие нормальных условий для отдыха и досуга военнослужащих-контрактников вызывает у них не только раздражение, но и повышенную агрессивность, конфликтность, фактически провоцирует на нарушения воинской дисциплины (употребление спиртных напитков, казарменное хулиганство, самовольные отлучки, конфликты с местным населением). Не менее острым является вопрос жилищно-бытового обеспечения военнослужащих. Если для холостых военнослужащих он решен удовлетворительно, то для женатых солдат и сержантов эта проблема превращается в неустранимую.
     В связи с этим культурно-досуговая работа должна строиться как система мероприятий по организации отдыха и воспитания личного состава средствами культуры. Перед культурно-досуговой работой ставятся следующие задачи:
     - культурно-художественное обслуживание;
     - организация отдыха и досуга личного состава;
     - снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава;
     - поддержание в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки;
     - воспитание у военнослужащих верности воинскому долгу, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах.
     Организация культурно-досуговой работы заключается в постоянном и всестороннем изучении духовного самочувствия личного состава и его культурных запросов; проведении мероприятий с использованием военных учреждений культуры, рациональном определении сил, средств, форм и методов проводимых культурно-досуговых мероприятий; осуществлении совместных культурно-досуговых программ для войск во взаимодействии с государственными органами культуры.
     Важнейшим вопросом становится проблема изменения статуса войсковых клубов. В условиях, когда с 18.00 военнослужащие, проходящие службу по контракту, имеют право распоряжаться личным временем по своему усмотрению, возникает вопрос об организации их досуга в вечернее время. В данной ситуации основным центром досуга должен стать клуб части, но не как место проведения массовых культурных мероприятий, а как культурно-спортивный досуговый центр с широким набором развлекательных, познавательных и спортивно-развлекательных услуг. Это могут быть бильярдные, мини-боулинги, видеозал или даже видеокабинки, компьютерно-игровой зал, библиотека, аудиозал или аудиокабинки, фитобар, различные секции и кружки, пневматический тир, игровые автоматы. В этих условиях становится важным вопрос обеспечения техническими средствами воспитания и досуга.
     О ценка эффективности воспитательной и информационной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, осуществлялась на основе типовой методики оценки морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих, которая была дополнена специальным вопросником по изучению настроений и общественного мнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В 76-й гвардейской вдд для проведения указанных выше мониторинговых исследований был организован респондентский пункт. Для обеспечения репрезатативности результатов исследования ежеквартально опрашивалось не менее 300 человек каждой категории военнослужащих.
     Анализ эффективности воспитательной и информационной работы показал, что устойчивость новой системы комплектования соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, во многом определяется тем, как будут решаться проблемы привлекательности военной службы по контракту. Для чего следует прежде всего решить проблему обеспечения добровольцев служебным жильем.
     Значительное влияние на процесс комплектования оказывает недостаточное юридическое оформление статуса военнослужащего-контрактника. Следует предусмотреть внесение изменений в порядок заключения контрактов с добровольцами. Например, целесообразно ввести испытательный срок, в ходе которого военнослужащие успеют проявить себя и окончательно определятся в отношении желания продолжать службу. Испытательный срок целесообразно проводить в той воинской части, в которой доброволец будет проходить службу.
     В завершение следует отметить, что у солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, высоко развито чувство самоуважения и личного достоинства. Они не потерпят в отношении себя грубости, оскорбления и унижения. Все дело в том, что, проходя становление как воины-профессионалы, солдаты и сержанты осознают свою ценность для армии.
     Очень важно, чтобы офицерский состав и прапорщики не только понимали поставленные задачи по переходу на контракт, но и сами активно выступали перед солдатами (сержантами) поборниками военной службы по контракту, необходимости профессионального служения Родине с оружием в руках.
     Материалы этого выпуска подготовлены рабочей группой Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ по информационному обеспечению Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащих, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и частей в 2004-2007 гг.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex