на главную страницу

12 Января 2005 года

Реалии

Среда

НУ, ВОТ ОН, НОВЫЙ ГОД БЕЗ ЛЬГОТ...…

Подготовили Евгений ШАЛЬНЕВ (Новосибирск), Александр ХРОЛЕНКО (Воронеж), Юрий БЕЛОУСОВ (Екатеринбург), Олег ПОЧИНЮК (Санкт-Петербург), Виталий ДЕНИСОВ, Владимир МОХОВ.



     Итак, с 1 января в России вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями. Все льготники поделились на федеральных (это инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие узники фашизма, ветераны боевых действий, блокадники, военные, участвовавшие в строительстве оборонительных сооружений и ПВО в 1941-1945 гг., члены семей погибших (умерших) ветеранов войны, инвалиды, дети-инвалиды, «чернобыльцы») и региональных (почетные доноры, труженики тыла, ветераны труда, жертвы политических репрессий).
     Федеральным льготникам кроме денег (от 500 до 2.000 рублей в зависимости от категории) обещали так называемый социальный пакет, за который у каждого вычтут из компенсации по 450 рублей в месяц - это бесплатный проезд в пригородных электричках и в санаторий (раз в три года), обеспечение бесплатными лекарствами.
     Что и в какой форме получат (или не получат) льготники «местные», а также кого считать малоимущим – эти вопросы отданы на откуп региональных властей. К примеру, в Новосибирской области и ряде других регионов ввиду отсутствия денег решили оставить прежнюю схему обеспечения льготами. В Москве городские власти обещали сохранить для федеральных и региональных льготников-москвичей почти весь набор бесплатных услуг: проезд в городском транспорте, зубопротезирование, 50-процентную скидку по оплате за телефон и т.д.
     Но уже первые 10 дней действия закона показали, что с ним не все так гладко. В Калининграде сотрудники милиции (!) уже сразу после новогодних праздников штурмовали общественный транспорт. В подмосковных Химках пенсионеры пошли еще дальше, на несколько часов перекрыв Ленинградское шоссе. Их примеру последовали жители Самары, которые, перекрыв одну из центральных улиц, напомнили горожанам, почему она называется Революционной…
     А все потому, что с 1 января право бесплатного проезда в общественном транспорте сохранили только Герои Советского Союза и России, Герои Соцтруда, дети-сироты и дети из многодетных семей. Все остальные должны расплачиваться за проезд наличными. Конфликтных ситуаций при таком раскладе не избежать. Тем более что, например, в столице поездка на наземном транспорте - автобусе, троллейбусе, трамвае - стала дороже на 10 процентов, то есть на 1 рубль. Стоимость разовых поездок в метрополитене возросла на 3 рубля. Проездные билеты - месячные, квартальные, годовые, студенческие – также «потяжелели» в рублевом эквиваленте.
     Монетизация больно ударила и по военнослужащим. Права на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте лишились призывники и военнослужащие по контракту (кроме случаев, когда они раз в год едут в отпуск или к новому месту службы). Призывникам Минобороны должны доплачивать до 100 рублей, курсантам военных училищ - до 200 рублей в месяц компенсации за утраченную льготу. Офицерам утраченные льготы обещали компенсировать увеличением денежного оклада. Но пока этих денег никто не видел. Вот и получается, что за необходимость выполнять обязанности службы столичный лейтенант или подполковник должны ежедневно выкладывать из своего кармана от 26 до 66 «транспортных» рублей. Если же кто-то вынужден добираться из Подмосковья, то расходы превышают 150 рублей. Вряд ли такие траты выдержат семейные бюджеты служивых…
     Вот что сообщают наши постоянные корреспонденты из регионов.

     
Военные в «минусе»

     Первые дни наступившего года военнослужащим Санкт-Петербургского гарнизона оптимизма не добавили – они реально ощутили, что значит платить за проезд к месту службы из собственного кармана. Многочисленные звонки в питерский корпункт «Красной звезды» красноречиво свидетельствуют: большинство офицеров, прапорщиков и курсантов оказалось в «минусе», так как суммы предполагаемой компенсации явно не хватит на покрытие транспортных расходов. Кстати, проезд в северной столице с 1 января подорожал: на метро – с 8 до 10 рублей, на других видах общественного транспорта – с 7 до 10.
     Нехитрый подсчет показывает, что добраться до места службы и обратно можно в лучшем случае за 40 рублей (метро плюс автобус, троллейбус или трамвай). Умножим это на 25 дней и получим одну тысячу рублей в месяц.
     Но вся беда в том, что большинство проходящих службу в Санкт-Петербургском гарнизоне военнослужащих живут в пригороде и вынуждены добираться до метро на маршрутках, электричках и пригородных автобусах. Вот и считайте: одна маршрутка, пусть даже за 15 рублей, в месяц (после Нового года это еще дешево, т.к. «потолок» для города установлен в 20 рублей) обойдется в 750 рублей. Плюс метро, а то и еще какой-либо транспорт – тут в общей сложности речь идет о 1.250 - 1.750 рублях. Если вместо маршрутки пользоваться электричкой, то даже из относительно близкого пригорода проезд обойдется еще дороже.
     



     НАША СПРАВКА. Закон № 122, принятый в июле 2004 года, устанавливает ежемесячные денежные выплаты 42 льготным категориям граждан. В федеральный регистр граждан, имеющих право на ежемесячные денежные выплаты в связи с заменой льгот, включены около 15 млн. человек. Закон предусматривает, что граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, имеют также право на набор социальных услуг в виде бесплатного лекарственного обеспечения, бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, бесплатного санаторно-курортного лечения и проезда до него и обратно. На оплату этого социального пакета из ежемесячной денежной выплаты будет вычитаться в месяц 450 рублей.
     Как сообщалось ранее, федеральный бюджет на 2005 год на финансирование перевода льгот из натуральной в денежную форму предусматривает свыше 200 млрд. рублей, включая 30 млрд. рублей на перевод в денежную форму льгот военнослужащих. В том числе на ежемесячные денежные выплаты через Пенсионный фонд РФ выделено 99,9 млрд. рублей, на приобретение лекарств через Фонд обязательного медицинского страхования - 50,8 млрд. рублей, на обеспечение санаторно-курортного лечения льготников через Фонд социального страхования - 9,6 млрд. рублей. Через федеральный бюджет льготникам будет предоставлено 12,7 млрд. рублей.

     



     Вывод: за лишение его транспортной льготы лейтенант, капитан и даже полковник будут еще и доплачивать из собственного кармана! Парадокс, но факт. Проезд к месту службы пробил очередную брешь в без того небольшом семейном бюджете. Особенно после новогодних расходов. К тому же неизвестно, когда удастся получить на руки обещанную транспортную компенсацию, а ездить-то нужно уже сегодня. Подсластить «пилюлю» могла бы выдача в конце года или в первой половине января ЕДВ и квартальной премии, но дата выплаты этих существенных для служивых денег тоже неизвестна. Хотя пенсионеры в Петербурге получили свои пенсии еще до Нового года. Плюс правительство города выделило каждому 230 рублей на покрытие транспортных расходов. Да, у военнослужащих будет слегка побольше, но ведь и потребности в поездках несоизмеримы!
     Удручает и то, что о повышении денежного довольствия военнослужащим в ближайшей перспективе ничего конкретного не говорится. Даже некогда обещанная ежегодная индексация под большим вопросом. И все это на фоне того, что и федеральным, и местным бюджетникам в Петербурге заметно повысили зарплаты. Как может чувствовать себя лейтенант, если его супруга-библиотекарь получает в полтора раза больше?
     Командир одной из частей в канун Нового года в доверительной беседе сообщил, что немногие оставшиеся служить кадровые лейтенанты прямо говорят: если еще и транспортные издержки заставят вынуть из карманов последнее, то придется увольняться, устраиваться на «гражданке». Иначе не только не прожить в Петербурге - не выжить.
     И еще. В связи с отменой бесплатного проезда значительно ухудшилось положение курсантов. Особенно семейных. Тех 200 рублей или пусть и большей компенсации тем, кто заключил контракт, явно не хватит для проезда к месту проживания и обратно.
     
«Откатались, халявщики…»

     Казалось, к тому, что с нового года «за все надо будет платить», каждый военнослужащий готовил себя основательно. Пожалуй, с того момента, как депутаты в авральном темпе устремились к принятию решения о монетизации льгот. Оттого вдвойне обидно было услышать в свой адрес едкую и достаточно громко произнесенную (чтобы все в трамвае слышали!) фразу кондуктора: «Вот только не надо делать вид, будто плата за проезд в общественном транспорте вас не касается!»
     Привычка, знаете ли, выработанная годами, подвела. Успокаивало лишь то, что в первый рабочий день наступившего года из тех, кто носит погоны, в неудобной ситуации оказались многие. За 40 минут пути к месту службы обращение: «Либо платите, либо выходите», адресованное вчерашним льготникам, довелось услышать несколько раз. «Омонетизированные» офицеры смущенно шарили по карманам, доставали деньги, расплачивались. «Ничего, - всякий раз ехидничала кондукторша, - скоро проезд еще подорожает. Откатались, халявщики».
     Впрочем, сегодня «омонетизированными» офицеров можно считать лишь условно. Дело в том, что решение, в частности, об отмене бесплатного проезда уже есть и, как видим, активно действует, а оплачивать проезд в транспорте вчерашним льготникам вновь приходится за свой счет. «Нас в очередной раз поставили перед фактом: за все в жизни надо расплачиваться. Причем из своего кармана. В том числе за чьи-то не до конца продуманные решения, - возмущены уральские офицеры. – Неужели трудно было предусмотреть выдачу положенной компенсации за утраченный бесплатный проезд заранее, в счет предстоящего месяца?»
     Если верить в народное творчество, то разработчикам закона, предусматривающего замену льгот денежными компенсациями, в эти дни спится несладко: слишком часто население их поминает. Причем недобрым словом.
     А за что, собственно, хвалить? Ведь по принятым решениям об упразднении ряда льгот со стороны их лоббистов в адрес «потенциальных пользователей» даже простого разъяснения не последовало. Ну ладно там, с бесславно канувшим в Лету бесплатным проездом в общественном транспорте: тут все понятно – отменили и отменили. Вроде бы есть ясность с идентичной участью, постигшей менее важные былые льготы военнослужащих, такие как право на бесплатное получение участка под дачу, предоставление безвозмездной финансовой помощи на покупку жилья, на первоочередное вступление в жилищные кооперативы. А как же с остальными внесенными в федеральный закон изменениями? Кого ни спросишь о размере начисления компенсации взамен продовольственного пайка, невыданного обмундирования, о порядке бесплатного лечения жен и детей в госпиталях и военных поликлиниках, о… - да мало ли таких «о» укрыто под введенной в закон лаконичной формулировкой «в порядке и размерах, устанавливаемых правительством» - все лишь руками разводят. Никакой информации! Живем, словно исповедуем принцип: меньше знаешь – лучше спишь.
     …На днях стал свидетелем диалога двух офицеров. Первый, высказывая недовольство в отношении «монетизационных» нововведений, делился соображениями о вынужденном добровольном завершении карьеры военного. «Не вижу смысла служить дальше, - сетовал первый. - Квартиры нет. Со званием – выше должностного «потолка» не прыгнешь. Денежное довольствие – еле на жизнь хватает. А тут еще и льгот лишили…» «А выслуга есть?» - поинтересовался второй офицер. «Двадцать пять вместе со льготами». «Ну нет, брат, - пресек неверный ход мыслей собеседника сослуживец. - Судя по тому, что у нас закон все же имеет обратную силу, надо непременно «выбрать» 25 «календарей». А то ведь как может быть: кто-то подаст идею определить военным пенсионную основу в четверть века без льгот! И ведь утвердят очередную новаторскую идею наши избранники. И пойдут годы твоей службы псу, сам знаешь куда…»
     А что, и такое может статься. Жизнь показывает, что на российской почве даже самые фантастические идеи не только приживаются, но и дают плоды. Вот только «урожай» этот чаще всего россиян не радует.
     
«Хотели как лучше…»

     Монетизацию льгот, в частности отмену бесплатного проезда на общественном транспорте, военнослужащие Новосибирского гарнизона встретили, мягко говоря, неоднозначно и без энтузиазма. Да и как может быть иначе в третьем по количеству населения городе России, «спальные районы» которого расположены на значительном удалении от центра, по обеим сторонам реки Оби.
     Тех нескольких сотен военнослужащих-«счастливчиков», кто живет рядом с воинской частью, отмена этой льготы практически не коснулась. Речь не о них, а о большинстве, о тех, кому на службу приходится добираться на муниципальном транспорте, с пересадкой, порой и не одной. А таких очень много, поскольку с жильем в гарнизоне всегда были проблемы, и снимать его дешевле на окраинах, иногда в противоположном конце города.
     Билет на автобус, троллейбус или трамвай сегодня стоит в Новосибирске 6 рублей, жетон на метро – 8. В лучшем случае – почти 30 рублей в день, чтобы добраться на службу и вернуться домой. Итого – минимум 750 рублей в месяц. Приобрести за 300 рублей проездной билет – тоже не решение проблемы. За метро придется платить отдельно, а когда задерживается муниципальный транспорт, чтобы не опоздать не службу, придется добираться на коммерческом автобусе – это еще 8 - 9, а то и поболе рублей. Съездить теперь во время обеденного перерыва домой перекусить – уже непозволительная роскошь, поэтому придется питаться в ближайшей столовой - еще дополнительные расходы. А если необходимо по служебной надобности прибыть в вышестоящий штаб, отвезти солдата в поликлинику? Да мало ли какие задачи сегодня приходится решать прапорщику или офицеру…
     Специалисты же утверждают, что в обозримом будущем стоимость билетов на проезд может возрасти, причем значительно – нефть, бензин, электроэнергия дорожают!
     



     ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. Возможно, сразу после каникул Госдума приступит к обсуждению законодательной инициативы, призванной гарантировать социальные льготы государственных служащих. Им будут предоставлены те же права на бесплатный проезд, медицинское обслуживание и отдых за сниженную плату, которые отняли у ветеранов войн и прочих категорий граждан…
     



     Вот что думают о такой монетизации военнослужащие гарнизона, чьи мнения удалось услышать корреспонденту «Красной звезды» в ходе блиц-опроса в центре Новосибирска у входа в гарнизонную поликлинику.
     Майор Сергей Вертов: «Депутаты, которые голосовали за отмену бесплатного проезда для военнослужащих, сами-то получают зарплату, несопоставимую с денежным довольствием офицеров, и передвигаются по Москве на персональных машинах. Уверен: далеко не все смогут вспомнить, сколько билет в троллейбусе стоит».
     Подполковник Александр Назарчук: «Мне часто приходится бывать по служебным делам в других гарнизонах, и часть «смешных» командировочных – 100 рублей в сутки - будет теперь уходить еще и на оплату проезда. Кто мне возместит эти расходы?»
     Прапорщик Николай (фамилию назвать отказался): «Нашего командира на службу доставляет служебный уазик, за что тогда ему платить компенсацию? Не продумано все это».
     Майор Владимир Дашкевич: «У меня жена бизнесом занимается, у нас есть машина, и я по служебным делам всегда езжу на «Жигулях». Сегодня машина просто сломалась. Но никогда никто мне не оплачивал стоимость бензина, хотя я на своей личной машине выполняю служебные задачи, что там говорить об автобусных билетах…»
     Прапорщик Антонина Чепурнова: «Я понимаю, у государства нет денег, чтобы платить военным достойную зарплату, чтобы мы не считали рубли из семейного бюджета, потраченные на транспорт. Так пусть введут налог на тех, кто ограбил наше государство
     в 1990-е годы, скупив за бесценок в период «прихватизации» национальное богатство, а сегодня покупает по баснословным ценам особняки в Лондоне, отдыхает в Куршавеле… Я вот солдата привезла в поликлинику. Денег, конечно, как всегда, у него нет, за свои билет автобусный ему покупала. Правда, обещал вернуть потом, когда «компенсацию получит».

     А вот как прокомментировал отмену льгот на транспорт полковник Юрий Евтушенко, заместитель командира мотострелкового соединения по воспитательной работе:
     - В течение января мы попытаемся выяснить, сколько же реально средств тратят в среднем офицер или прапорщик, оплачивая проезд к месту службы. Задание на проведение такого исследования уже поставлено. Но в связи со столь длительными в этом году новогодними праздниками пока не выработано решение, как военнослужащим выполнять служебные обязанности, связанные, например, с переездами внутри гарнизона: проверить караул, доставить больного в поликлинику… Лимиты на ГСМ выделены совсем невеликие, раньше для таких целей обходились общественным транспортом.
     Конечно, о культпоходах в кино, цирк, музей или театр можно будет забыть – совесть не позволит собирать деньги с солдат на проезд в автобусе и метро. 100 рублей, которые получает солдат, да плюс 100 рублей «компенсации» – это же копейки. А в субботу и воскресенье выход автотранспорта ограничен – значит, заказать для экскурсии служебный автобус тоже будет проблематично. Всегда было в России, что солдаты-срочники и курсанты военных училищ бесплатно ездили на общественном транспорте. Неужели хотя бы для них эту льготу нельзя было сохранить?

     
Монетизация «по возможности»

     Закон 122-ФЗ вступил в силу, но действие его пока выражается лишь в отмене льгот, а не в их монетизации, как было декларировано. Где монеты?
     Многие офицеры Воронежского гарнизона задаются вопросом: если с 22 августа 2004 года не хватило времени для проработки механизма упреждения, где гарантия, что монетизация не станет родной сестрой приватизации, ваучеризации и компенсации за инфляцию?.. Если конспективно изложить мнения военнослужащих, с которыми довелось побеседовать, получится только один тревожный абзац:
     - За буквой закона ощущается дух враждебного отношения государства к собственным защитникам. Много ли будет желающих защищать такое государство?! Монетизация – очередной удар по Вооруженным Силам, последствия которого не заставят себя долго ждать…
     Между тем накануне Нового года воронежские власти чутко уловили очередной «ветер перемен». Под давлением областной администрации депутаты переголосовали свое собственное, почти единогласное решение о выделении 60 млн. рублей на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. В результате эта статья расходов в областном бюджете 2005 года теперь отсутствует. Сумма в 60 млн. рублей жилищную проблему ветеранов в полном объеме не решила бы, и все же в год 60-летия Победы грех так вот экономить на стариках. Не случайно 15 декабря на митинге протеста возле здания областной думы появился плакат: «Отмена льгот ветеранам – отмена их заслуг перед Родиной». При таком отношении к ветеранам Великой Отечественной становится ясно, что ветераны Вооруженных Сил помоложе – военнослужащие запаса – не дождутся квартир от государства никогда…
     При рекомендованных правительством компенсациях ветеранам труда и Вооруженных Сил – 200 рублей, труженикам тыла – 300 рублей в месяц, эти категории граждан в Воронежской области могут рассчитывать соответственно лишь на 100 и 150 рублей. В зону регионального «секвестра» попадают и прочие категории льготников. Губернатор Владимир Кулаков заявил, что рекомендованных Москвой размеров выплат можно достичь лишь урезанием иных статей областного бюджета либо с помощью федерального центра. Кстати, если все граждане будут исполнять законы «по возможности», то страна еще долго будет жить «по понятиям»…
     Почти весь общественный транспорт Воронежа «монетизировали» еще несколько лет назад. Наиболее важные и напряженные маршруты давно отданы в руки коммерсантов. Новый закон создаст транспортные проблемы лишь военнослужащим, пользующимся пригородным транспортом.
     Говоря о военнослужащих, нельзя забывать и о других категориях льготников, перед которыми государство в долгу. Жительница Воронежа Светлана Иосифовна Власенко – мать погибшего офицера. До 2005 года она пользовалась правом покупки железнодорожных билетов с 50-процентной скидкой, независимо от маршрута и количества поездок. Монетизация не обошла и эту льготу стороной. Теперь при наличии соответствующего удостоверения родители и жены погибших военнослужащих имеют право на бесплатный проезд один раз в год – к месту лечения и обратно. Талон на проезд можно будет получить вместе с путевкой в органах соцзащиты. Это если ехать далеко, а пригородные маршруты зависят от регионального законодательства. Только Светлана Иосифовна в санаторий ни разу не ездила и не собирается. Она с горечью замечает: «Мы потеряли сыновей, а тут еще такое… Получается, у нас отняли все».
     Аналогичная схема распространяется и на участников (инвалидов) Великой Отечественной войны. Если ранее ветеран один раз в год получал железнодорожный талон, по которому ехал, куда захочет, то теперь лишь к месту лечения и обратно, при наличии санаторной путевки (один раз в год). Таким же «лечебно-санаторным секвестром» монетизация отразилась и на дорожных льготах узников концлагерей, вдов участников войны… Хватит ли на всех санаторных путевок – вопрос спорный, тема отдельная. А экономия бюджетных средств налицо.
     В нашей стране несколько поколений выросли с песней «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Подразумевалось, само собой, что Родина тебя не забудет. Вот и сейчас на дороге в светлое будущее никого не забыли. Просто перевели идеологию на тарифный язык, и у каждой заслуги перед страной, у каждого отличия, у каждой жертвы теперь своя фиксированная цена – в рублях… При наличии санаторной путевки.
     Сетуя на традиционное недоверие трудящихся и служащих масс к экономическим новациям, правительственные чиновники забывают, что за этим если не вековой, то более чем десятилетний опыт миллионов людей, живущих суровой, трудной жизнью, экономящих каждый рубль, зачастую лишенных самого необходимого и не раз обманутых.

     



     КСТАТИ. Еще до вступления закона о монетизации льгот в силу «РОМИР Мониторинг» провел всероссийский опрос. Почти половина населения (46 процентов) считала, что в результате его вступления в силу материальное положение людей, пользующихся льготами, ухудшится. При этом треть опрошенных заявили, что уверены в том, что их материальное положение «ухудшится значительно». Только 28 процентов россиян посчитали, что принятие закона будет иметь в той или иной мере положительное воздействие на материальное положение заинтересованных граждан.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex