на главную страницу

12 Января 2005 года

Актуальная тема

Среда

Ядерный гарант нашей независимости

Беседу вел Олег ФАЛИЧЕВ.



     РОССИЯ вступила в Новый год – 2005-й от Рождества Христова. Наступившее время обещает быть крайне сложным и важным для нашей страны по целому ряду внешне- и внутриполитических обстоятельств. В частности, многие авторитетные эксперты прямо говорят о том, что неизбежна корректировка экономического курса, призванного обеспечить реализацию поставленных главой Российского государства задач – прежде всего по удвоению внутреннего валового продукта и борьбе с бедностью, которые не могут оставаться только декларацией о намерениях. Должна наконец появиться осмысленная промышленная политика, нацеленная на сохранение технологического потенциала страны и его модернизацию, на структурную перестройку промышленности. Это крайне важно в преддверии предстоящего в скором будущем вступления страны во Всемирную торговую организацию и, следовательно, более свободного проникновения на отечественный рынок продукции иностранных производителей, что чревато крахом ряда отраслей российской экономики.
     В 2005 году продолжатся болезненные для многих российских граждан преобразования в социальной сфере (это и «монетизация льгот», и реформа ЖКХ, а также - системы здравоохранения, образования и т.д.). В обществе, несколько поколений которого привыкло к патерналистской роли государства, призванного выступать «заботливым отцом» для населения, трудно привыкнуть к мысли, что в новых исторических условиях государство уходит из «социалки», предлагая гражданам, исходя из неолиберальных представлений о характере своих взаимоотношений с обществом, самим заботиться о себе. Многие сотни тысяч военнослужащих, вынужденных с 1 января оплачивать проезд на службу из своего скудного денежного содержания, уже ощутили на себе холодное дыхание новых времен.
     НАВЕРНОЕ, в этих условиях было бы оправданно сетовать на жизнь, которая не становится для людей военных благоприятнее, если бы не одно «но»... Сегодня любому здравомыслящему человеку очевидно, что военно-политическая ситуация вокруг России не имеет тенденции к улучшению. Поэтому настоящий военный – патриот, человек служения по определению — обязан думать прежде всего о защите своего многострадального Отечества - как бы это ни было психологически тяжело, особенно глядя на наших зомбированных телевидением сограждан, совершенно безучастных к судьбе Родины и заботам армии.
     Один бывший олигарх, неожиданно прозрев за решеткой и потому увидав другую сторону современной жизни, заявил недавно, что «ни один настоящий патриот не отдаст свою жизнь за горстку чиновников, интересующихся только своими доходами». Сказано вроде бы с болью за происходящее. Вроде бы… Ведь подлинный патриот никогда не служит чиновникам – вне зависимости от того, коррумпированы они или нет. Он служит и не толстосумам - а исключительно своему народу. Патриот, не щадя жизни, защищает свою землю, даже если на ней в данный момент правит бал несправедливость. Так было и на льду Чудского озера, и на поле Куликовом, и в 1612-м году в Москве, и при Бородине, и в 1941-м под Москвой. Так оно и будет и впредь!
     Очевидно, что, несмотря на многоразличные заверения, традиционные геополитические соперники России продолжают пользоваться историческим моментом – временной слабостью великого государства, которое в конце 1980-х годов оказалось во власти, говоря словами Александра Пушкина, «правителя слабого и лукавого», приведшего державу к национальной катастрофе. Результат известен: сверхдержава распалась, многие миллионы русских - государствообразующего народа - вдруг оказались чужими на обширных территориях погибшего государства, оторванными от ядра исторической России.
     СЕГОДНЯ мы наблюдаем, как на постсоветском пространстве резко активизируются более сильные государства, стремящиеся к усилению своих позиций по всему периметру российских границ. Используя как предлог необходимость борьбы с новым феноменом мировой политики - «международным терроризмом», ряд ведущих мировых держав обрел военные базы в Средней Азии. Произошла «революция» в Тбилиси, удален пророссийски настроенный правитель Аджарии, к власти на Украине приходит политик, обязанный своим возвышением умелой зарубежной поддержке, в НАТО вступили бывшие республики советской Прибалтики. Не секрет, что закулисное давление из-за рубежа оказывается сегодня на Молдавию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию.
     К этому надо добавить, что мы живем в условиях нарастания в мире в целом экономической, политической, военно-стратегической неопределенности, когда военный фактор начинает играть все большую роль в политике и когда государства ведут все более жесткую и бескомпромиссную - хотя зачастую и скрытую - борьбу за ресурсы и территории. Скажем откровенно: Россия, ослабленная в экономическом, технологическом, духовно-нравственном, демографическом отношениях, может сохранить свои оставшиеся геополитические позиции и территориальную целостность благодаря во многом своему военному потенциалу, прежде всего ядерному. В этой связи вполне объяснимо и оправданно, что в 2005 году фактически каждый десятый рубль федерального бюджета будет работать на государственный оборонный заказ, т.е. на техническое оснащение армии. Сумма эта составляет 187 млрд. рублей, что на 26,7 процента больше, чем в минувшем году…
     ПОКА наше государство обладает стратегическими ядерными силами, тотальный демонтаж национального суверенитета Российской Федерации будет невозможен. При наличии политической воли у нас будет чем ответить в критический момент истории. Как известно, ключевая составляющая отечественной ядерной триады – Ракетные войска стратегического назначения, соединения которых несут постоянное боевое дежурство, гарантируя независимость России и ее способность адекватно ответить на угрозу агрессии и военно-политическое давление других ядерных держав.
     Именно поэтому в первом номере газеты 2005 года мы публикуем интервью с командующим РВСН генерал-полковником Николаем Соловцовым, который в новогодние дни рассказал нашему корреспонденту об актуальных проблемах поддержания боеспособности войск – «ядерного меча» Российской державы.



     - Николай Евгеньевич, согласитесь, даже самая умная техника мертва без тепла человеческих рук. Но в последние годы многие молодые офицеры по разным причинам покинули ряды Вооруженных Сил...

     - Эта проблема актуальная и для нас. Нам удалось решить ее во многом за счет интенсивной работы с выпускниками гражданских вузов. Среди этой категории военнослужащих немало тех, кто внес весомый вклад в становление, развитие и совершенствования рода войск. Связав свою судьбу с Ракетными войсками, многие достигли достаточно высоких воинских должностей. Среди них генерал-лейтенант Виктор Васильевич Дремов (выпускник Днепропетровского государственного университета), бывший заместитель командующего РВСН, генерал-майор Анатолий Евгеньевич Кривов (выпускник Казанского авиационного института), бывший заместитель командующего ракетной армией, а впоследствии начальник Серпуховского военного института.
     Сегодня в РВСН проходят службу бывшие выпускники военных кафедр: заместитель командующего РВСН по вооружению генерал-лейтенант Виталий Владимирович Линник (выпускник Красноярского политехнического института), начальник оперативного управления штаба РВСН генерал-майор Мидыхат Петрович Вильданов (выпускник Рязанского радиотехнического института) и многие другие.
     Подчеркну: командование РВСН всегда уделяло большое внимание состоянию дел на факультетах военного обучения (военных кафедрах), готовящих специалистов по профилям РВСН. Эти специалисты востребованы нами, и мы весьма заинтересованы в том, чтобы уровень их подготовки был высоким.

     - Но ведь набор офицеров из гражданских вузов - не от хорошей жизни?

     - Да, это так. Однако вследствие сокращения числа военных учебных заведений он становится вторым по объему источником комплектования Ракетных войск. Понятно: основная задача военных кафедр гражданских вузов - подготовка офицеров запаса, а не офицеров для призыва в Вооруженные Силы. Но особенностью РВСН является то, что это войска постоянной боевой готовности и в соответствии с требованиями министра обороны РФ практически все части, входящие в состав ракетной дивизии, должны быть укомплектованы офицерским составом на 95 процентов. Для решения этой задачи сегодня нам необходимо дополнительно укомплектовать до 15—20 процентов первичных должностей офицерами — выпускниками гражданских вузов.
     Правомерно, конечно, поставить вопрос и так: какой офицер более подготовлен для военного времени? Тот, который окончил военную кафедру и прошел сборы офицеров запаса, в лучшем случае 1 раз в 10 лет, или тот, который отслужил в войсках по полученной в вузе специальности? Ответ напрашивается сам собой. Сегодня в Ракетных войсках проходят службу около 1.000 офицеров, призванных из запаса на 24 месяца, что составляет 11 процентов укомплектованности первичных должностей. Как и где они готовятся?
     Кроме выпускников военных кафедр, которые осуществляют целенаправленную подготовку офицеров запаса для РВСН, а это 59 процентов, в войсках проходят службу выпускники еще 69 гражданских вузов. Немалая часть из них в настоящее время находится в регионах дислокации ракетных дивизий. Так, сегодня офицеров запаса для РВСН готовят Московский авиационный и Московский физико-технический институты, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Томский государственный университет, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Кузбасский государственный технический университет и другие вузы.

     - Насколько руководство РВСН в силах влиять на этот процесс? Можете ли вы, скажем, интенсифицировать его, наполнить новым качественным содержанием? И насколько вообще ваш опыт целевой подготовки для РВСН выпускников гражданских вузов приемлем для других видов и родов войск?

     - В 2003-2004 годах командованием Ракетных войск были предприняты меры по упорядочению подготовки офицеров запаса, повышению качества их обучения. Приказом командующего РВСН определены конкретные функции органов военного управления РВСН по вопросам руководства деятельностью военных факультетов (кафедр) с указанием персональной ответственности. Разработаны и утверждены квалификационные требования к будущим офицерам, а также новые программы их подготовки, табеля техники и военно-учетного имущества военных факультетов (кафедр), их организационно-штатные структуры.
     Впервые за многие годы комплексные группы командования РВСН выезжали в вузы, расположенные в Красноярске, Кемерове, Новосибирске, Томске для оказания помощи в решении проблемных вопросов. Спланирована эта работа и в наступившем году. В целях укомплектования преподавательского состава в этом году на военные кафедры назначены 18 офицеров, имеющих войсковой опыт, что позволило поднять уровень укомплектованности кафедр с 75 до 88 процентов. Выделены места также на факультете переподготовки и повышения квалификации Военной академии РВСН. Несколько преподавателей уже прошли переподготовку, и в настоящее время в академии обучается ряд офицеров.
     Для укрепления учебно-материальной базы вузов тоже делается немало. Завершена ее инвентаризация, намечены конкретные меры по совершенствованию. Например, поставлена учебно-тренажерная аппаратура в Красноярский государственный аэрокосмический университет, направлен комплект астрономо-геодезического оборудования в Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, завершается поставка техники связи и учебных тренажеров в ТГУ. Планируется поставка тренажера в Кузбасский государственный университет. Представителями 129-го Центрального ремонтного завода проведены освидетельствование и диагностика тренажеров, а силами лаборатории РЭБ проведена аттестация помещений в МАИ и МФТИ. Наконец начата поставка автомобильной техники в соответствии с табелями вооружения и военной техники военных кафедр.
     Словом, если все эти мероприятия заслуживают какого-то внимания, то мы готовы поделиться этим опытом с кем угодно. А вообще командование РВСН готово сотрудничать в данном направлении с любыми гражданскими и военными вузами.

     - Многое из вышесказанного касается совершенствования работы органов управления в штабе и управлении РВСН. А есть ли у вас вопросы к руководству военных кафедр гражданских вузов?

     - Удивительно, но уровень профессиональной подготовленности преподавательского состава некоторых военных кафедр, особенно по наукоемким специальностям, увы, порою ниже уровня фундаментальных знаний… студентов гражданского вуза. И, прежде всего, потому, что не у всех офицеров военных кафедр есть желание повышать свой научный потенциал. Так, среди преподавательского состава военных кафедр учебных заведений, осуществляющих подготовку в интересах РВСН, всего 5 человек имеют ученую степень кандидата наук (МАИ — 1, МФТИ — 2, Санкт-Петербургский государственный университет — 2). А ведь от научно-педагогической квалификации преподавателя напрямую зависит качество занятий, а следовательно – уровень подготовки офицеров запаса. Словом, если возможностей для подготовки и защиты диссертации у преподавательского состава военных кафедр недостаточно в своем вузе, мы готовы рассмотреть возможность обучения в заочной адъюнктуре при вузах РВСН, особенно на оперативно-тактических кафедрах.

     - Николай Евгеньевич, вот еще о чем хотелось бы вас спросить. РВСН настолько грозный и могущественный род войск, что, не дай Бог, их когда-нибудь применить... Но они – лишь часть нашей ядерной триады. Какова их доля в ней и как затронул ваши войска процесс реформирования армии и флота, осуществляемый в последние годы?

     - Ракетные войска стратегического назначения – самодостаточная, развитая структура с мощным ракетным вооружением, оснащенным ядерными зарядами. На их долю сегодня приходится 60 процентов стратегических ядерных сил России. В развитии рода войск определены четыре направления. Это формирование оптимального состава ракетной группировки, обеспечивающей решение задач ядерного сдерживания в составе СЯС России; поддержание эксплуатационных характеристик вооружения и продление сроков эксплуатации РК; перевооружение на новый ракетный комплекс «Тополь-М» стационарного и мобильного базирования; совершенствование систем боевого управления войсками и оружием, боевого дежурства.
     Развитие Ракетных войск во многом определяется также параметрами Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов и, безусловно, экономическими возможностями России.

     - Не раз уже говорилось о продлении сроков эксплуатации ракетных комплексов. Это, безусловно, заслуга конструкторов, ученых, заложивших в них такой ресурс. Но бесконечно его продлевать невозможно. Рано или поздно потребуются новые разработки?

     - Уровень технической готовности ракетных комплексов, состоящих на вооружении РВСН, сохранился на достаточной высоте и составляет сегодня 0,97. Это позволяет нам последовательно проводить комплекс работ по продлению сроков эксплуатации ракет, находящихся на боевом дежурстве, увеличивая их практически в два и более раз. Бесспорно, мы сохраняем только те ракетные комплексы, которые имеют реальный запас технического ресурса для продления сроков эксплуатации.
     Тем не менее, вы правы в том, что без ввода в строй новых РК дальнейшее существование РВСН немыслимо. Поэтому приоритет отдан перевооружению на новый ракетный комплекс «Тополь-М» стационарного и мобильного базирования. Он является уникальной разработкой, выполненной в отличие от других ракетных комплексов только силами российской кооперации.

     На снимке: Президент РФ В.В. ПУТИН с командующим РВСН генерал-полковником Н.Е. СОЛОВЦОВЫМ на стратегической КШТ ВС РФ.Президент РФ В.В. ПУТИН с командующим РВСН генерал-полковником Н.Е. СОЛОВЦОВЫМ на стратегической КШТ ВС РФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex