на главную страницу

14 Января 2005 года

Армия и общество

Пятница

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

В этом главный смысл преобразований, проходивших в «оборонке» в 2004 году

Анатолий АНТИПОВ, Андрей ГАРАВСКИЙ.



Повышенное внимание к оборонно-промышленному комплексу со стороны российского руководства понятно. Именно в «оборонке» взаимоувязан целый комплекс вопросов: национальная безопасность, внешняя политика, экономика, социальная стабильность в стране и ее отдельных регионах.

     
Уважают сильного

     Очевидно, что в 2004 году в нашем оборонно-промышленном комплексе еще более упрочились тенденции нескольких последних лет, заключающиеся во все большем участии государства в управлении отраслью. Несмотря на экономический спад в России в 90-е годы, ОПК остается наиболее высокотехнологичной отраслью промышленности, производящей более-менее конкурентоспособный товар. Достаточно сказать, что за 2000—2003 годы Россия поставила за рубеж вооружения и военной техники (ВВТ) на общую сумму более 17 млрд. долларов. Все эти годы объем продаж оружия постоянно рос, достигнув в 2003 году рекордной отметки
     5,5 млрд. долларов. И в ушедшем году этот показатель, по оценкам специалистов, останется таким же, если не большим.
     Увеличилось и финансирование ОПК. Государство за время первого президентского срока Владимира Путина увеличило госзаказ отрасли в абсолютном исчислении в два с половиной раза, достигнув в бюджете 2004 года около 136 млрд. рублей. Не случайно многие эксперты прогнозируют, что в 2005 году гособоронзаказ превысит поступления от экспорта ВВТ.
     Усиление влияния государства в «оборонке» - это в общем-то закономерный шаг власти, которая прекрасно понимает, что масштабный урон, нанесенный ОПК в постсоветский период, необходимо максимально локализовать, восстанавливая управляемость и эффективность отрасли. И откладывать это на «лучшие времена» нельзя, если мы не хотим, чтобы Российская армия осталась без современного вооружения и военной техники со всеми вытекающими из этого последствиями. Как показывает мировой опыт, практически все политические да и экономические вопросы между государствами зачастую решаются сегодня с позиции силы.
     
С чем идем в день завтрашний?

     Масштабная приватизация в последние пятнадцать лет привела к преобразованию структуры и уменьшению общего числа организаций отрасли. Так, если еще в начале 1992 года в «оборонке» насчитывалось более 2.450 предприятий, то через два года их число сократилось до 1.640, при этом произошел рост удельного веса акционерных обществ. Плохо это или хорошо?
     Достаточно вспомнить, что в середине 90-х на базе предприятий «оборонки» было образовано 1.110 акционерных обществ открытого типа, большинство из которых оказалось в тяжелом финансовом положении. Структурные изменения в составе оборонной промышленности объясняются не только приватизацией, но и последствиями процедур банкротства и залога. Около 20 процентов из них были объявлены неплатежеспособными уже в начальный период их деятельности. Только за период 1997—2002 гг. процедуры несостоятельности были применены в отношении 160 субъектов ОПК. В результате ликвидированы в процессе конкурсного производства 35 предприятий, продолжалось конкурсное производство на 46 НИИ и заводах, введено внешнее управление на 31 предприятии.
     Сегодня в оборонной промышленности 120 субъектов, полностью контролируемых частными предпринимательскими структурами. Более половины из них (51,3 проц.) продолжают выполнять оборонные заказы, т.е. их специализированное имущество продолжает использоваться по назначению. Такие предприятия практически невозможно интегрировать в создаваемые холдинги, хотя некоторые из них являются единственными или основными производителями соответствующих видов оборонной продукции. Часть имущества предприятий ОПК утрачена, так как при приватизации документы об инвентаризации имущества не были обязательным приложением к плану приватизации.
     Более того, 77,1 процента оборонных предприятий приватизировались региональными комитетами по управлению государственным имуществом, которых сохранность их имущества практически не интересовала. В итоге имущественная база предприятий, существовавшая на момент начала приватизации, оказывается фактически невосполнимой.
     Также очевидно, что в ряде субъектов российского ОПК уже много лет действуют отлаженные схемы, по которым средства госбюджета уходят коммерческим фирмам или даже оказываются за рубежом. Многие директора отрасли одновременно являются главами частных структур, по документам участвующими в создании ВВТ. Естественно, эти фирмы и получают деньги за работы, на самом деле осуществленные силами настоящих оборонщиков.
     И еще один небольшой исторический экскурс. Известно, что в постперестроечное лихолетье иностранные компании активно скупали акции оборонных предприятий. Тем самым не только ущемлялись интересы России, но и зарубежные акционеры получали доступ к госсекретам и новейшим разработкам. Хотя иностранцы не имели права без специального разрешения правительства приобретать ценные бумаги предприятий, где оборонный заказ превышает 30 процентов от общего объема работ. Но это их не останавливало, и они действовали через аффилированные российские фирмы, предлагавшие предприятиям ОПК выгодные инвестиционные проекты. Поскольку не все директора могли впоследствии погасить кредиты и авансы, приходилось расплачиваться с долгами своими акциями, которые и попадали под контроль иностранцев.
     Словом, ситуация в отрасли сложилась весьма сложная. И руководство страны решило, что для дальнейшего развития ОПК страны необходимо принятие ряда оздоравливающих мер.
     
Холдинги как панацея

     Реализация Федеральной целевой программы реформирования и развития ОПК на 2002 – 2006 гг., Государственной программы вооружения, «Основы политики РФ в области развития оборонного комплекса до 2010 года и дальнейшую перспективу» позволила в целом переломить ситуацию. По крайней мере речь уже не идет о том, выживет «больной» или нет. Пользуясь медицинской терминологией, можно с уверенностью сказать, что «оборонку» перевели из реанимационной палаты в обычную, т.е. дела пошли на поправку.
     Вот только некоторые позитивные сдвиги. Экономическое развитие страны и рост доходов бюджета позволили погасить все долги перед предприятиями ОПК по госзаказу. Последнее время в год объем заказов на предприятиях отрасли увеличивается на треть, также наблюдается рост инвестиций в ОПК. Однако инвестиции в основном пока государственные. Поэтому необходимо определить меры по привлечению частных инвесторов в отрасль.
     2004 год стал памятным для ОПК уже хотя бы тем, что в результате административной реформы были ликвидированы федеральные оборонные агентства по обычным вооружениям, по системам управления, по судостроению и по боеприпасам, и их функции переданы Федеральному агентству по промышленности (ФАП) при Министерстве промышленности и энергетики. Кроме того, в ведение ФАП из Росавиакосмоса передана авиастроительная отрасль. Сам Росавиакосмос преобразован в Федеральное космическое агентство. КВТС преобразован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) при Минобороны, а Госкомоборонзаказ - в Федеральную службу по оборонному заказу (ФСОЗ) при Минобороны РФ.
     12 марта распоряжением нового премьер-министра Михаила Фрадкова бывший вице-премьер Борис Алешин назначен главой ФАП, а во главе Федерального космического агентства поставлен командующий Космическими войсками РФ Анатолий Перминов. В апреле Андрей Бельянинов стал директором ФСОЗ, глава КВТС Михаил Дмитриев назначен главой ФСВТС, а гендиректором «Рособоронэкспорта» – Сергей Чемезов.
     Государство намерено сконцентрировать предприятия ОПК в нескольких мощных холдингах и концернах и отказаться от финансирования ненужных, убыточных предприятий. Намеченная перестройка должна выделить самые успешные производства в высокотехнологичных отраслях промышленности России, вокруг которых будут создаваться новые производственные комплексы. Государство планирует сделать ставку на них, рассчитывая, что это даст им возможность развиваться весьма интенсивно. Одним из главных принципов централизации управления было названо повсеместное акционирование оборонных предприятий и увеличение государственной доли в акционерных капиталах существующих АО.
     Буквально в канун Нового года председатель правительства Михаил Фрадков одобрил концепцию создания в России Единой национальной авиастроительной компании, которая, объединив фирмы «Сухой», «МиГ», «Ильюшин», «Иркут», «Яковлев», «Туполев» и другие, возьмет под свое крыло выпуск как гражданских, так и военных самолетов. По мнению главы ФАП Бориса Алешина, это позволит исключить конкуренцию между авиапроизводителями, упрочить позиции России на внешнем рынке.
     Правительство стало предпринимать более активные попытки возвращения оборонных активов. Сегодня только треть предприятий ОПК являются государственными унитарными, другая треть - акционерными обществами, в которых контрольный пакет принадлежит государству, а еще треть - частные. Правительство предпочитает само приватизировать предприятия и владеть контрольным, а лучше 100-процентным пакетом акций.
     Одним из примеров подобного рода является создание в конце 2004 года холдинга «Вертолеты Миля», в который включены все разработчики и производители вертолетов марки «Ми». Управляющая компания холдинга - ЗАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», которой в свою очередь владеют две государственные структуры – ФГУП «Рособоронэкспорт» и Государственная инвестиционная корпорация.
     
Госзаказ решает многое

     С другой стороны, усиливая свое влияние в ОПК, правительство обязано и в корне пересмотреть свою политику в объемах госзаказа. Он, а не экспорт, должен стать подспорьем оборонщикам. Конечно, в разы заказы военных не подскочат, но они все-таки последовательно возрастают. Видимо, еще и поэтому Владимир Путин решил создать специализированную службу по оборонному заказу, назначив ее руководителем Андрея Бельянинова. Примечательно, что Президент РФ одобрил создание единого центра закупки вооружений: «Это правильный шаг, давно пора».
     Напомним, что в новом году для Российской армии планируется закупить 4 ракеты стратегического назначения, 9 космических аппаратов, 5 ракет-носителей. В Сухопутные войска поступят 2 пусковые установки ракетного комплекса «Искандер-М» (принят на вооружение в 2004 году. – Прим. ред.), 17 танков Т-90 и три батальонных комплекта бронетранспортеров – 92 БТР-80. В состав Военно-морского флота будут введены 2 новых корабля. ВВС получат 1 новый и 1 отремонтированный стратегические бомбардировщики Ту-160, 7 модернизированных фронтовых истребителей Су-27СМ, новые высокоточные ракеты «воздух – земля» и т.д.
     Также планируется завершить значительное количество
     НИОКР и подготовить к принятию на вооружение около 300 новых и модернизированных образцов ВВТ.
     
«В Министерстве обороны РФ завершено формирование единого заказчика, через него будут идти все НИОКР и закупаться новое вооружение. В будущем и другие силовые структуры присоединятся к этому органу. Это, в частности, позволит обеспечить единые цены на закупаемые вооружения и военную технику для всех силовых структур».
     Министр обороны РФ Сергей Иванов.

     

     В 2005 году начнутся, как ожидается, испытания стратегического ядерного комплекса «Булава» морского базирования, для которого создаeтся новая подводная лодка пятого поколения.
     Особое внимание при реализации гособоронзаказа будет уделено повышению качества эффективности использования средств с тем, чтобы приобретались современные вооружения. Об этом на недавнем совещании президента с членами правительства сообщил премьер-министр Михаил Фрадков. По его словам, предприятия ОПК «с открытыми глазами смогут закупать комплектующие уже с 1 января». Это заявление для оборонщиков – благая весть, ведь не секрет, что финансирование ГОЗ, как правило, начиналось только в конце первого квартала, а не в начале, образуя целый шлейф финансовых проблем. Теперь подобной практики не будет. И в этом тоже видится позитивный итог ушедшего года.
     
Лекарство от банкротства

     Да, «оборонка» понемногу выходит из затяжного постперестроечного кризиса, однако проблем у нее более чем достаточно. Как заявил вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям, президент НПЦ «Технокомплекс» Гиви Джанжгава, который в ушедшем году посетил нашу редакцию, более трети предприятий отечественного ОПК находится в состоянии банкротства. Почему так происходит? На многих предприятиях сильно изношены основные фонды, доставшиеся в наследство еще от СССР, и, к сожалению, большинство директоров не стремятся вкладывать деньги в их восстановление.
     К тому же российская «оборонка» работает в настолько отличных от мировых условиях, что их можно назвать экстремальными. По оценкам специалистов, по сравнению с развитыми странами финансирование НИОКР у нас в 10 раз меньше, инвестиции в основные фонды и расходы на подготовку кадров в 5 раз меньше, производительность труда работников в 5-10 раз меньше, их фондовооруженность в 2-3 раза ниже. Оставляет желать лучшего налоговая политика, которая просто душит предприятия ОПК...
     Проблема проблем – отсутствие или свертывание госзаказа на дееспособных предприятиях ОПК. Вот статистика по Югу России, озвученная в канун Нового года заместителем полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО) Сергеем Вязаловым. Работы в рамках ГОЗ в настоящее время выполняют 59 предприятий против 101 в 2000 году. А из этих 59 только 13 имеют госзаказ в объемах, который позволяет загрузить 30-50 проц. их производственных мощностей. Увеличение объемов госзаказа в последние годы не коснулось предприятий ОПК, расположенных в округе. В настоящее время в Дагестане из 10 оборонных предприятий 5 вообще не имеют оборонного заказа и простаивают. В Северной Осетии три из пяти предприятий «оборонки» не включены в оборонный заказ.
     Стоит ли удивляться, что на неблагополучных предприятиях ОПК рабочие месяцами не получают зарплату, вынуждены прибегать к крайней форме борьбы за свои права – забастовке или даже объявлению голодовки. И об этом в течение прошлого года «Красная звезда» не раз рассказывала на своих страницах.
     Структурная избыточность, слабое финансово-экономическое состояние многих организаций ОПК, низкий уровень зарплаты работников «оборонки», кадровый голод, отсутствие правовой защиты интеллектуальной собственности, неадаптированность к рыночным условиям хозяйствования – эти и многие другие проблемы, стоящие сегодня перед российским ОПК, хорошо известны и, что самое важное, последовательно решаются руководством страны. И будем надеяться, что в наступившем году таких «болевых точек» станет меньше.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex