на главную страницу

15 Января 2005 года

Реалии

Суббота

В СУД ВЫЗЫВАЕТСЯ… БАСАЕВ?

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Пока общество переваривает очередную порцию свалившейся на него напасти под названием «монетизация льгот», некоторые его представители пытаются «омонетизировать» утраченное на полях сражений за государственные интересы здоровье. Сделать это порой не менее просто, чем получить какой-нибудь «социальный пакет» или «транспортную компенсацию». Все признают, что, дескать, «положено», однако в бессилии разводят руками…

     На этой неделе СМИ обнародовали новое скандальное дело, суть которого сводится к абсурдной формулировке: суд города Орла решил, что материальную компенсацию за утраченное в Чечне здоровье бывшему военнослужащему должны заплатить… боевики. А предпосылкой для беспрецедентного решения служителей Фемиды стал не только общий печальный ход нашей новейшей истории, но и традиционный отечественный бардак. Суть дела вкратце такова.
     Проходивший службу в одном из разведподразделений прапорщик Геннадий Уминский летом 1996-го попал вместе с сослуживцами в нешуточный переплет на одной из грозненских улиц. Часть их рейдового отряда мгновенно полегла на печально известной площади Минутка, а оставшиеся в живых почти на месяц были заблокированы боевиками. На двух танках, один из которых, по словам Уминского, ездил, но не стрелял, а второй стрелял, но не ездил, они и вели оборону.
     Получив две тяжелые контузии и чудом вырвавшись из окружения, Уминский оказался в госпитале. За время, что он там находился – а это около года, – прапорщика «потеряли» и уволили из армии по причине «отсутствия в строю». А затем потеряли и его личное дело. Так что, вернувшись в родной Орел, кавалер ордена Мужества вынужден был доказывать в военкомате, что он в принципе «не верблюд».
     Но без нужных бумаг это тоже было проблематично. А на соответствующий запрос из СКВО вскоре пришел ответ: прапорщик Уминский… пропал без вести, а его полк расформирован. Никаких документов на него почему-то не сохранилось. А значит, прощайте, невыплаченное денежное довольствие, чеченская страховка и т.д. Единственное, чем отблагодарило Уминского государство, - это 2-я группа инвалидности и крохотная пенсия. А в семье бывшего прапорщика подрастает дочь. Вот и решил Уминский потребовать материальную компенсацию за потерянное здоровье.
     Что тут скажешь – имеет право. Странно только, что ответчиком по данному иску стало Министерство обороны, которое суд и обязал выплатить истцу почти 100 тысяч рублей. Будто только оно несет ответственность за тяжкие последствия чеченских событий. Будто это не обязанность всего государства – проявлять заботу о тех, кто защищал его территориальную целостность. Не случайно в вышестоящей судебной инстанции странный приговор отменили, посчитав, что, поскольку вред здоровью военнослужащего был причинен при прохождении им службы в период боевых действий, установить причинителя вреда невозможно, что исключает вину ответчика. Но вынесли… не менее странный вердикт, гласящий о том, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ, вред, причиненный личности и имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившим этот вред.
     Простите, но при чем здесь Гражданский кодекс? Разве Уминского посылали в Чечню селекционную работу среди местных баранов проводить?
     Его посылали воевать. Убивать бандитов Басаева, с которыми разведчикам пришлось столкнуться в грозненском «чистилище» нос к носу. И которые в свою очередь стремились убить его. К счастью, у них это не получилось. Но здоровью прапорщика вред они нанесли существенный, иначе бы инвалидность ему не дали.
     Получается, орловский суд предложил Геннадию Уминскому потребовать деньги с… Шамиля Басаева и Аслана Масхадова как непосредственных организаторов вооруженного сопротивления федеральным силам. Уминский это предложение принял. И теперь его иск к главарям чеченских бандформирований находится в одном из районных судов Орла. Будет ли принято это дело к рассмотрению, пока непонятно.
     Но понятно то, что, с одной стороны, судьи, а с другой - традиционная неразворотливость нашей государственной машины сделали поборникам самопровозглашенной Ичкерии блестящий пиар. Ведь адвокаты Уминского уже ищут представителей Басаева и Масхадова в Лондоне. И хотя некий «полпред президента Ичкерии в Дании» Усман Фирзаули поспешил заявить, что платить российским ветеранам чеченской войны они не намерены, не исключен поворот на 180 градусов. Представляете, какой это мощный пиаровский ход: российское государство с гигантскими золотовалютными резервами от потерявшего здоровье прапорщика открещивается, а они, представители «чеченского сопротивления», с кавказской щедростью отваливают ему денежную компенсацию! Последователи Мовлади Удугова наверняка уже прокрутили в мозгах такую комбинацию. Что для них какие-то 100 тысяч рублей?
     А что для нашего государства конкретный прапорщик, солдат, офицер? Ведь, экономя на каждом из них в отдельности и умывая тем самым руки, государство теряет большее. Оно теряет доверие граждан и своим цинизмом порождает в них ответный цинизм. А это - уже серьезно.
     



     
А между тем…

     Как сообщают СМИ, 13 января в суд поступил первый иск против закона о монетизации льгот. По мнению профессора Санкт-Петербургского университета Кима Буркова, подавшего иск против правительства, данный закон нарушает Конституцию, которая гласит, что ни один вновь принятый закон не должен ухудшать положения населения. По подсчетам профессора, компенсация, которую предложили власти города льготникам, не равноценна отмененным льготам. Так, компенсация за проезд на транспорте - 230 рублей - это лишь 40 процентов стоимости проездного билета.
     Так что примеру профессора вполне могут последовать и другие пенсионеры. Судиться, право, не грешно.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex