на главную страницу

15 Января 2005 года

ГОСТЬ КЛУБА

Суббота

Лучшая школа – океан



Многие годы флотское образование в нашей стране пользовалось большой популярностью. Немало юношей, обдумывающих житье, стремились стать курсантами военно-морских вузов. А какова ситуация сегодня? Об этом рассказывает начальник Направления военного образования ВМФ контр-адмирал Валерий АНДРЕЕВ.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Валерий Андреев родился в 1952 году в г. Канош (Чувашия). Окончил Нахимовское военно-морское училище, Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова, Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Награжден орденами Красной Звезды и «За военные заслуги». Участник боевых служб и дальних походов, ветеран боевых действий на территории иностранных государств. В мае 2004 г. с должности заместителя начальника штаба Тихоокеанского флота назначен начальником Направления военного образования ВМФ.
     


     - Валерий Алексеевич, как в целом вы оцениваете подготовку флотских офицеров? Отвечает ли она требованиям времени? Какие проблемы вы считаете наиболее острыми?

     - В результате статистической обработки информации, содержащейся в служебных отзывах на молодых офицеров после первого года службы, мы знаем, что уровень подготовки выпускников оценивается командирами достаточно высоко. Только 2-3 процента выпускников имеют недостаточный уровень должностного соответствия. Около 20 процентов имеют высокие показатели по этому критерию. Средний и выше среднего уровень подготовки - у 75 процентов выпускников. Это хорошие показатели.
     Главная проблема сегодняшнего дня – качество набора. Именно эту систему необходимо совершенствовать в первую очередь. Практика требует новых методик профессионального психологического отбора, кардинального расширения географии поиска абитуриентов. Необходимо переходить от выжидательной к наступательной тактике. Иначе говоря, надо искать будущих офицеров среди молодежи так, как ищут талантливых музыкантов, ученых, художников. Ведь способность стать отличным офицером флота - это тоже талант. И такие люди есть, их надо только найти.
     К сожалению, реалии сегодняшнего дня показывают, что желание посвятить свою жизнь военно-морской службе не является основным для большинства поступающих. Падение престижа воинской службы, негативное влияние некоторых средств массовой информации, социально-бытовые проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие, делают свое дело. Достаточно большое количество юношей поступают в военные институты с целью получить бесплатное образование и одновременно избежать срочной службы. Вот и приходится нашим преподавателям не только учить такого курсанта, но и убеждать его в правильности им же сделанного выбора. Не всегда это получается. Именно поэтому в военно-морских институтах отсев обучающихся доходит до 30-35 процентов. Это подтверждает необходимость совершенствования методик социального отбора – оценки мотивов выбора профессии и моральных качеств личности.
     Конечно, хотелось бы, чтобы молодые офицеры при выходе из института имели исчерпывающую подготовку по всем направлениям своей будущей деятельности. Однако достичь этого в стенах вуза пока невозможно. Лучшей морской школой для наших выпускников всегда был и останется флот и океан.

     - О престиже флотской службы можно судить по конкурсу в военно-морские институты. Каким он был в 2004 году, как изменился в последние годы? Какие военно-морские вузы сегодня пользуются наибольшей популярностью?

     - Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в стране, проблемы финансирования Вооруженных Сил, престиж флотской службы остается достаточно высоким. Наметились тенденции к сокращению увольняемости молодых офицеров. Увеличилось стремление специалистов проходить службу на кораблях и в местах базирования основных сил флота. И хотя конкурс в военно-морские вузы еще невысок (1,6 кандидата на место в 2004 году), он стал выше, чем в 2003-м (1,3 кандидата на место). Кстати, мы не считаем изменение конкурса на десятые балла показателем увеличения или падения престижности флотской службы. Дело в том, что мы находимся в условиях демографического «провала». Кроме того, вузы самого разного направления растут в стране как грибы после дождя. В некотором роде они являются конкурентами, отбирающими молодежь у нас, однако качество подготовки в них вызывает большое сомнение. Министерство образования и науки уже выразило обеспокоенность тем, что количество вузов увеличилось, а количество высокопрофессиональных преподавателей, профессоров, доцентов в стране осталось почти прежним. Вопрос: кто учит студентов в этих вузах?
     Кроме этого, мы постоянно совершенствуем систему профессионального отбора, стремимся, чтобы к экзаменам были допущены наиболее достойные кандидаты, имеющие устойчивую военно-профессиональную направленность.
     Если смотреть показатели конкурса, то наиболее престижными в минувшем году были Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова (конкурс в этом институте — более двух человек на место), Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова и Военно-морской инженерный институт. Это объясняется тем, что они готовят специалистов по очень востребованным на «гражданке» специальностям.

     - Каковы основные требования для поступающих в военно-морские учебные заведения? Изменились ли они за последнее время? Чем отличаются от требований к абитуриентам в других вузах Минобороны РФ?

     - Основные требования к кандидатам определены инструкцией об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны РФ № 205 от 2002 года. Принципиальных изменений требований с момента введения в 2000 году предыдущего Положения об условиях и порядке приема не было.
     Сейчас проводится работа по внесению некоторых изменений в действующую инструкцию. Например, Направление военного образования ВМФ предлагает исключить, как нам кажется, необоснованные ограничения при поступлении выпускников учреждений довузовской подготовки в некоторые вузы Минобороны РФ. Юноши, избравшие военную службу, должны поступать во все вузы на равных основаниях.
     В целях восполнения дефицита информации о нравственных и моральных качествах кандидатов мы начали использовать рекомендательную систему при приеме в военно-учебные заведения, например, от органов боевого управления Минобороны РФ, городских, областных и краевых органов власти. Рекомендация вместе с характеристикой должна стать основой получения достоверной информации о серьезности выбора кандидатом профессии морского офицера.
     Назрела также потребность изменить форму характеристики на кандидатов, прилагаемой к заявлениям, сделать ее формализованной, с экспертной оценкой степени выраженности основных профессионально важных личностных качеств кандидата.

     - В прошлом веке в вмузы брали в основном тех, кто успел получить опыт службы на кораблях. А как сегодня? Много ли матросов мечтают стать офицерами? Кто вообще сегодня поступает в военно-морские вузы?

     - Качество кандидатов из числа военнослужащих срочной службы, к сожалению, остается низким. Только около 40 процентов военнослужащих от общего числа прибывших сдали вступительные экзамены удовлетворительно. Штабы флотов, командиры кораблей и воинских частей ВМФ продолжают направлять в институты недостаточно мотивированных к офицерской службе и имеющих слабую общеобразовательную подготовку старшин и матросов.
     При этом план отбора кандидатов на флотах выполнен в среднем только на 60 процентов . В лучшую сторону по результатам профориентации, проведенной на флотах, как и в 2003 году, отмечается Балтийский флот.
     Недостатки в организации отбора кандидатов на флотах и в военных округах обусловили наличие среди кандидатов лиц, получивших четвертую категорию профпригодности, а также курсантов, зачисленных на первые курсы с третьей категорией, то есть в соответствии с приказом министра обороны РФ 2002 года № 205 по своей профпригодности к обучению рекомендуются лишь условно.
     Количественный анализ прибывших кандидатов для поступления в вузы в 2004 году показывает, что больше всего их прибывает из следующих регионов и городов (в порядке уменьшения): Санкт-Петербург (76), Мурманская область (80), Краснодарский край (72), Ленинградская область (67), Красноярский край (84), Воронежская область (42), Белгородская область (50), Брянская область (64), Севастополь (64), Псковская область (68). В скобках указан процент поступивших в институты от числа прибывших.

     - Каким вы видите флотское образование в ближайшие годы? Что необходимо изменить в нем и будет ли что-то меняться?

     - Важным критерием качества подготовки специалистов и способом получения объективных данных о необходимости изменений в образовательном процессе служат результаты работы государственных экзаменационных комиссий. Эти комиссии, оценивавшие уровень подготовленности наших выпускников, в последнее время пришли к выводу, что они подготовлены на «удовлетворительно». Хотя эта оценка и положительная, но неоднозначная и ни в коем случае нас не устраивающая. Дело тут не в качестве наших учебных планов и программ. Они, кстати, по заключению Министерства образования РФ отвечают самым высоким требованиям современной высшей школы. Причины в другом. Назову лишь самые масштабные и принципиальные из них.
     Дело в том, что хорошо учиться может только тот, кто этого желает. Невозможно подготовить хорошего специалиста из человека, не имеющего необходимых базовых знаний или не обладающего достаточным стимулом для хорошей учебы.
     Необходимо признать, что в настоящее время все военно-морские институты имеют большие проблемы с качеством абитуриентов, поступающих на первый курс. И дело тут не только в том, что добрая половина из них не обладает теми базисными знаниями по общеобразовательным предметам, которые необходимы для овладения программой высшей школы.
     Из психологически неподготовленных к флотской службе юношей никогда не получится хороших специалистов, по каким бы распрекрасным программам их ни обучали. Это именно те люди, кто попал в военно-морские институты по ошибке.
     Нам представляется, что офицер XXI века - это прежде всего профессионал. Этому способствует уровень организации образовательного процесса в военно-морских учебных заведениях. Они оснащены новейшей техникой, тренажерами. Преподаватели имеют огромный опыт плавания на кораблях. Внедрены прогрессивные педагогические технологии подготовки специалистов. Курсант не мыслит жизни без флота, корабля. Профессия офицера и хобби слились. Проблем жилья, трудоустройства жены нет. Впереди ждет обеспеченная старость с внуками и уровень жизни, позволяющий быть нужным детям, стране. Каждый гордится принадлежностью к Военно-морскому флоту. Надеемся, что в ближайшем будущем мы придем к такой обстановке.

     - Раньше новоиспеченные лейтенанты Российского флота могли гордиться тем, что за плечами у каждого из них была не одна сотня, а то и тысяча морских миль. Как часто и много ли ходят курсанты на учебных кораблях? В каком состоянии находятся учебные корабли?

     - Перефразируя слова классика, можно сказать, что слухи о кончине системы морской подготовки наших курсантов сильно преувеличены. Такая система существует и действует. Военно-морской флот имеет два учебных корабля (УК) — «Смольный» и «Перекоп» вместимостью по 300 курсантов каждый. УК «Смольный» недавно вышел из ремонта, находится в строю и выполняет по три учебных похода в каждую навигацию. На нем мы имеем возможность обеспечить штурманскую практику курсантов судоводительских специальностей и специальностей, предусматривающих необходимость выполнения обязанностей вахтенного офицера. УК «Перекоп» выработал межремонтный срок, поэтому стоит у стенки и ждет ремонта. Но и он не остался без дела. На нем курсанты, преимущественно младших курсов, проходят практику, осваивая основы корабельной службы, корабельные расписания, правила поведения на корабле.
     Конечно, проблемы практической подготовки будущих офицеров ВМФ есть. Нас не устраивает продолжительность морской практики. Она слишком мала. Мы не может обеспечить практику на учебных кораблях для курсантов всех без исключения специальностей, а это крайне важно для становления морского офицера. У нас недостаточно деловых и официальных заходов курсантов в иностранные порты. Все это действительно требует своих решений.
     В разрабатываемой новой учебной документации планируется увеличить продолжительность морской практики курсантов судоводительских специальностей в полтора раза. С выходом УК «Перекоп» из ремонта мы сможем организовать морскую практику для 600 курсантов одновременно. Более того, прорабатывается вопрос об увеличении интенсивности использования учебных кораблей. Это даст возможность каждому из них делать не три, а четыре похода ежегодно.
     Важным резервом морской подготовки курсантов является их участие в выходах боевых кораблей Военно-морского флота. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы в каждом походе боевых кораблей с заходом в иностранные порты участвовали курсанты.

     - Валерий Алексеевич, а как решаются проблемы материально-технического обеспечения учебного процесса?

     - На ваш вопрос можно ответить: могло быть и лучше.
     Посудите сами, учебно-материальная база - основа образовательного процесса любого вуза. В военно-морских учебных заведениях этому вопросу уделяется первостепенное значение. Однако не все так просто. Время не стоит на месте. Меняется флот, меняются корабли и техника. Мы, к сожалению, не успеваем за этим процессом.
     Нам крайне не хватает современных средств обучения: персональных ЭВМ, комплексных и понятийных тренажеров, программного обеспечения учебных дисциплин, видеотехники и т.д.
     Особый вопрос - обеспечение образовательного процесса учебной литературой. С введением в высшей школе государственных образовательных стандартов появилась необходимость в разработке новых учебников и учебных пособий, особенно по блоку гуманитарных и социально-экономических учебных дисциплин. Такой литературы в должном количестве у нас пока нет. Вся надежда на профессорско-преподавательский состав.
     Создание современной учебно-материальной базы военных учебных заведений - дело весьма сложное и дорогостоящее. По нашему мнению, в одиночку каждому виду Вооруженных Сил самостоятельно с этой проблемой не справиться. Правительством РФ принята программа по реформированию системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года. Развитию учебно-материальной базы военных вузов в этой программе должно быть уделено самое серьезное внимание.
     Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда». Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА и Виталия АНЬКОВА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex