на главную страницу

18 Января 2005 года

Армия и общество

Вторник

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Гюмри.



     С декабря 2003 года «Красная звезда» неоднократно обращала внимание должностных лиц квартирно-эксплуатационного управления Северо-Кавказского военного округа на катастрофическую ситуацию, складывающуюся на 102-й военной базе Группы российских войск в Закавказье (пункты постоянной дислокации - города Ереван и Гюмри, Республика Армения). Сегодня мы вновь вынуждены обратиться к теме организации и проведения отопительного сезона в Гюмрийском гарнизоне и жилом офицерском городке данного воинского соединения, где проживает подавляющая часть членов семей российских военнослужащих.
     Как и в прошлом году, ноябрь и декабрь прошли в домах офицерского состава даже без намека на отопительный сезон. В течение декабря на дворе трещали по-настоящему сибирские морозы - до 20 градусов ниже нуля в ночное время, а в квартирах батареи центрального отопления оставались холодными. Кстати, город Гюмри, где дислоцируется 102-я военная база, считается в Армении местной «Сибирью», так как этот высокогорный район страны (1.500 метров над уровнем моря) отличается резко континентальным климатом со значительной разницей среднесуточных температур в любое время года. Так что вопрос наличия или отсутствия отопления зимой в офицерских квартирах является, без преувеличения, вопросом жизни…
     Для того чтобы понять истинное положение дел, складывавшееся в течение этих двух месяцев, будет достаточно всего двух примеров. Первый: офицерским семьям не было необходимости пользоваться холодильниками. Продукты питания вполне успешно замораживались в жилых комнатах квартир. Второй: около 200 квартир в городке в это время пустовали, жильцы (в основном местные жители, имеющие гражданство Армении) попросту временно переехали к родственникам, для того чтобы переждать «ледниковый период». Во многие дома периодически переставала поступать питьевая вода по причине закупорки льдом водопроводных труб (к сожалению, железо в отличие от людей минусовую температуру не выдерживает). Ко всему этому прибавлялось и достаточно частое отключение электроэнергии. Но даже обогреваться электроприборами может позволить себе далеко не каждая семья: стоимость одного киловатта составляет 26 драм (около 1,5 рубля). Даже при условии получения военнослужащими полуторного «закавказского» должностного оклада и так называемых горных (надбавка за прохождение службы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями и приравненных к условиям Крайнего Севера) на полноценное тепло в квартирах рассчитывать не приходится. Попробуйте умножить 1,5—2 тыс. киловатт (средний расход электроэнергии на обогрев двухкомнатной квартиры) на полтора рубля, и от офицерского денежного содержания практически ничего не останется.
     В том, что люди были доведены до грани отчаяния, вряд ли можно обвинять командование 102-й военной базы. С этим полностью согласен и военный прокурор Гюмрийского гарнизона Минобороны РФ полковник юстиции Тигран Арутюнян. В течение летнего периода обучения должностные лица соединения прилагали максимум усилий, чтобы не допустить повторения прошлогодней ситуации. Было приведено в полный порядок теплохозяйство воинских частей. Это подтверждается уставными градусами в казарменных, штабных и других служебных помещениях воинских частей. Предвидя возможный крах с отоплением в жилом офицерском городке, провели от котельной одной из воинских частей резервную теплотрассу к расположенной в нем средней школе, что оказалось верным и оправданным решением (по крайней мере, дети во время занятий не мерзли). Командование военной базы и руководило, и жестко контролировало ход подготовки жилого фонда городка к зимнему сезону.
     И тем не менее, несмотря на все приложенные усилия, командованию базы не удалось достигнуть поставленной цели и обеспечить теплом служебные квартиры военнослужащих. Проблема с отоплением жилого городка возникла не вдруг, не сразу и не на пустом месте. Офицерский жилой городок - объект, входящий в состав 102-й российской военной базы (пункт № 6 Приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о пунктах размещения российской военной базы на территории Республики Армения), по сути таковым не является. Всего около 50 процентов имеющегося на балансе квартирно-эксплуатационной части Гюмрийского гарнизона Минобороны РФ жилого фонда городка находится в распоряжении россиян. Из 831 квартиры лишь в 360 проживают офицеры, прапорщики и военнослужащие по контракту Вооруженных Сил России плюс 40 квартир принадлежит гражданскому персоналу российских воинских частей. Минобороны Республики Армения принадлежит 135 квартир, из которых только 34 числятся за действующими военнослужащими. В 288 квартирах проживают лица, утратившие связь с Минобороны РФ, и гражданские люди - граждане Армении. Из этого числа 148 человек - военнослужащие запаса или в отставке, 24 - бывшие военные строители, принимавшие участие в строительстве городка после землетрясения 1998 года. 18 квартир принадлежат вдовам военнослужащих. Еще 8 квартир закреплены за военнослужащими пограничного отряда Погранвойск ФСБ России. При этом командование 102-й военной базы не обладает возможностью каким-либо образом влиять на жильцов, не имеющих отношения к Российской армии. В связи с этим регулярно накапливается огромная задолженность жильцов за оплату предоставляемых «благ цивилизации».
     Так, к примеру, на конец декабря 2004 года общая задолженность квартиросъемщиков перед поставщиками природного газа (отопление жилых домов осуществляется котельной, действующей на природном газе) составила около 6,5 млн. рублей. Из этой суммы на долю российских военнослужащих и гражданского персонала российских воинских частей приходилось всего порядка 500 тыс. рублей. Причем задолженность россиян была практически полностью погашена ими в течение нескольких недель. И тем не менее до Рождественских праздников отопление так и не было подключено. Причина – около 5 млн. руб. задолжали те, кто не имеет отношения к Российской армии. Ни КЭЧ, ни домоуправление жилого городка, ни командование военной базы с этой категорией жильцов ничего поделать не могут.
     Создавшаяся картина осложняется еще и тем, что без погашения общей задолженности всех жильцов невозможно в принципе запустить в действие всю систему центрального отопления городка. Указанные выше категории квартиросъемщиков и квартировладельцев проживают вперемежку (в каждом доме есть квартиры, принадлежащие как Минобороны России, так и Армении, а также лицам, утратившим с ними связь, и гражданским). То есть невозможно каким-либо образом один дом отапливать, а другой нет. Невозможно отключить от теплоцентрали и отдельные квартиры неплательщиков: для этого у КЭЧ гарнизона нет юридических полномочий.
     В подобной ситуации командование военной базы было вынуждено не только обратиться к командирам воинских частей армянской армии, дислоцирующихся в Гюмрийском гарнизоне, с просьбой принять меры по погашению задолженности своих подчиненных, но и апеллировать к высшему руководству Республики Армения. Суть обращения - необходимость урегулирования вопроса разграничения ответственности сторон (102-я российская военная база, минобороны Армении и мэрия города Гюмри) по погашению задолженности различных категорий жителей городка (российские военнослужащие, армянские военнослужащие и прочие) перед поставщиком природного газа компанией «АрмРосгазпром» (55 процентов акций компании принадлежит Российской Федерации) и соответственно дальнейшего обслуживания жилого фонда. Данная компания отказывалась обеспечивать российских военных потребителей до тех пор, пока не будет погашена общая задолженность за уже потребленные всеми жильцами городка (независимо от гражданства и принадлежности к Вооруженным Силам РФ) кубометры «голубого» топлива. Претензии «АрмРосгазпрома» вполне обоснованы. В современных условиях рыночной экономики, чтобы что-то получить, необходимо заплатить за предоставляемую услугу, а именно: КЭЧ Гюмрийского гарнизона Минобороны РФ является юридическим лицом, под чьим непосредственным попечительством находится весь жилой городок. Но здесь возникает закономерный вопрос: с какой стати российское воинское соединение должно нести ответственность за граждан, не имеющих к нему никакого отношения, тем более за их долги?
     Однако «АрмРосгазпром» продолжает пытаться в судебном порядке взыскать с КЭЧ гарнизона (как юридического лица) всю задолженность жителей городка в полном объеме. При этом газовщиков устраивал бы сам факт начала погашения задолженности. То есть жильцам необходимо уплатить часть задолженности, а КЭЧ - предоставить график погашения оставшегося долга. Только в этом случае открылся бы вентиль и природный газ стал бы поступать в котельную, обеспечивающую городок теплом.
     К счастью, это удалось сделать. Стороны изначально были склонны к компромиссу, и тепло с 6 января начало поступать в жилые дома (опять же благодаря только тому, что именно российские военнослужащие погасили свою часть задолженности). Однако пройдет календарный январь, и, вероятно, вновь возникнет проблема задолженности, так как значительная часть (если не подавляющая) жильцов городка, не имеющих отношения к Вооруженным Силам России, попросту неплатежеспособна. Соответственно, последует прекращение поставки природного газа для нужд городка, и опять же все вернется на круги своя. Кстати, возможность подобного «Красной звезде» подтвердил и генеральный директор компании господин Карапетян. По его словам, если командование военной базы не выполнит взятые на себя обязательства по погашению общей задолженности и перестанет придерживаться утвержденного графика ее погашения, то с февраля поставки газа вновь прекратятся.
     Сложившаяся ситуация требует немедленного вмешательства представителей правительств обоих государств на самом высоком уровне, а не только по линии военных ведомств (проблема нуждается в международно-правовом урегулировании). Естественно, что российские военнослужащие, зная свои права и обязанности, и впредь будут продолжать честно и добросовестно выполнять свой служебный и союзнический долг. На сегодняшний день так оно и есть, что и отмечал Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Владимир Владимирович Путин на своей декабрьской пресс-конференции для представителей российских и зарубежных СМИ. Но ведь они заслуживают и того, чтобы иметь все необходимые для этого условия, в том числе и в бытовом плане. Как может офицер, несущий ратную службу, полноценно выполнять свои прямые обязанности, зная, что его семья в это время замерзает в прямом смысле этого слова?
     Кстати, у командования военной базы и руководства КЭЧ гарнизона есть конкретные предложения по выходу из сложившейся ситуации. Они были направлены в КЭУ СКВО еще в прошлом году (предложения требуют определенных финансовых затрат, но позволяют обеспечить теплом квартиры военнослужащих военной базы независимо от того, будут или не будут платить «левые» жильцы городка, являющегося объектом 102-й российской военной базы, за отопление). Но, увы, как водится в таких случаях, «достучаться до небес» сегодня весьма затруднительно…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex