на главную страницу

19 Января 2005 года

Армия и общество

Среда

УДАР ПО ПЕЧЕНИ

Ирина ЖИРНОВА,«Красная звезда».



В последние десятилетия человечество не раз вздрагивало от ужаса: вирусы вызывали вспышки разнообразных опасных для жизни заболеваний. Названия многих из них мы выучили назубок, но при этом почему-то перестали их бояться. Пожалуй, только СПИД внушает даже самым беспечным благоговейный страх. А между тем специалисты утверждают, что вирусы гепатита B и C гораздо опаснее вируса иммунодефицита человека.

     Статьи на медицинские темы пользуются неизменным успехом. Лечиться у нас многие любят и делают это поистине с королевским размахом. В ход идут и широко разрекламированные таблетки, и целители с их весьма нетрадиционными методами и подходами. Гепатит С в этом смысле стоит особняком: лекарств от него практически нет. Да и специалистов по большому счету совсем немного. Такова ситуация не только у нас, но и во всем мире. Можно, конечно, в связи с этим печальным фактом написать очередную страшилку в духе «нас ждет очередная эпидемия, от которой нет спасения». Кто-то будет сладко замирать от счастья, что его эта зараза пока что миновала, потому как руки перед едой он моет по всем правилам, а в сомнительных связях до сих пор замечен не был. Да только смысла в таком подходе столько же, сколько и в чтении медицинской энциклопедии на сон грядущий: ну приснится очередной кошмар, а потом забудется в привычных трудовых буднях. Мы же все истово креститься начинаем только тогда, когда гром вовсю гремит. В том смысле, когда вдруг в анализе выявляется неизвестно откуда взявшийся вирус, способный перевернуть такую хорошую и правильную нашу жизнь. А посему страшилок и ужастиков не будет. Вместо этого мы расскажем о том, как российский вирусолог приручил коварный вирус гепатита C, что делает возможным разработку антивирусных препаратов и вакцины.
     
Наша справка

     Медицинский термин «гепатит» давно известен во всем мире. Именно так врачи называют воспаление печени, вызываемое различными причинами – от травмы до отравления. Инфекционный гепатит – результат поражения организма вирусами. Всем хорошо знакомы симптомы обычной желтухи, или, говоря правильно, болезни Боткина, которая вызывается вирусом А. Он, так же как и вирусы Е и F, проникает в печень через зараженную воду или грязные руки, вызывая бурную реакцию. По счастью, болезнь не оставляет в печени явных нарушений.
     Вирусы гепатита В и С проникают в организм через биологические жидкости – кровь, сперму, слюну. Вызванное ими заболевание часто переходит в хроническую форму: при гепатите В у каждого десятого заболевшего, а при гепатите С – в 80 процентах случаев. У каждого третьего «хроника» развивается цирроз печени, а у каждого десятого – рак.

     

     Гепатит C – весьма коварное заболевание, поражающее весь организм в целом, а не только печень, как считалось ранее. Масштабы инфицированности этим вирусом превосходят СПИД в 5-6 раз. Попав в организм, вирус пробирается в клетки органов. По сути, он берет их в рабство, заставляя «работать» в своих интересах. В итоге все новые и новые вирусы, выходя из пораженных клеток, захватывают соседей. Процесс бесконечен, и если иммунная система организма не в состоянии побороть захватчиков, то сами понимаете, на что обречен заболевший человек. В случае гепатита C речь идет о вирусе, который обладает способностью прекрасно маскироваться. Он может обитать в нашем организме десятилетиями, ведя свою разрушительную работу, но иммунная система его не замечает. Как правило, человек обращается к врачу тогда, когда у него уже есть вполне конкретные недомогания. А это означает, что болезнь уже зашла достаточно далеко: вирус успел поразить значительную часть печени и других жизненно важных органов.
     Геном вируса гепатита C открыли в 1989 году. Вот с тех самых пор ученые ищут на него управу. К тому же специалистам к этому времени удалось создать вакцину против гепатита B, полученную генно-инженерным способом. Медики попытались пойти по такому же пути, но, как вы, наверно, уже догадались, и здесь вирус проявил свой коварный характер. Дело в том, что особенностью этого вируса является его постоянная изменчивость. Человек инфицируется одним из вариантов вируса, а в ходе инфекционного процесса происходит мутация. В результате те антитела, которые вырабатывает организм на первоначальную инфекцию, не могут нейтрализовать патогенные свойства мутировавших вирусов. Несмотря на это, ученые убеждены, что создать вакцину против гепатита C можно, но для этого требуется вирус в живом виде. Проблема же заключается в том, что живет и размножается он только в организме человека, а из животных чувствительны к заражению этим вирусом только человекообразные обезьяны шимпанзе. На людях, естественно, никто эксперименты ставить не позволит, а обезьяны крайне дороги.
     

     По данным ВОЗ, сегодня в мире около 250 миллионов человек инфицированы вирусом гепатита С.
     

     Российская наука переживает далеко не лучшие времена, страдая от безденежья и утечки мозгов за рубеж. Но даже в таких условиях наши специалисты не устают удивлять своих благополучных западных коллег, предлагая неожиданные подходы к решению самых сложных задач. Российский вирусолог – заместитель директора по научной работе НИИ вирусологии им. Ивановского РАМН профессор Петр Дерябин предложил собственный метод сохранения живых вирусов гепатита C, который по своей значимости вполне тянет на мировую сенсацию.
     - В различных странах мира, – рассказывает Дерябин, – пытались создать разные модели, используя культуры клеток печени, лимфоцитов крови. Но, к сожалению, ничего не получалось. Стало быть, не на чем было проверять эффективность препаратов и вакцины. В нашем институте мы пошли по иному пути и получили экспериментальную модель этой инфекции в разных клеточных структурах и в организмах животных. Модели оказались стабильными, что позволило выделять живой вирус гепатита C, что не удается до сих пор никому. Причем речь идет не о единичном вирусе, а о нескольких его вариантах (генотипах) – из известных в мире крупных шести генотипов мы выделили три генотипа вируса и пять его субтипов. Фактически это все варианты вируса гепатита C, циркулирующие в России. Теперь мы можем заниматься разработкой не только вакцины, но и наиболее эффективных лекарств. Ведь сегодня только 20-25 процентов больных и инфицированных чувствительны к той терапии, которую им могут предложить медики.
     Что же предложил миру российский ученый? Он обратил внимание на давно уже известный науке факт: геном вируса гепатита C сходен с геномами так называемых флавивирусов, к которым относятся возбудители клещевого энцефалита, желтой лихорадки, лихорадок денге и Западного Нила. Эти вирусы живут и размножаются в культурах клеток головного мозга новорожденных мышей. Та же методика была опробована профессором Дерябиным и для нашего вируса. Эксперименты завершились выделением живого вируса в больших количествах, что и позволило вести дальнейшие исследования этого загадочного возбудителя. Вскоре, после публикаций в научных журналах, профессор Дерябин получил приглашение в США, где ему удалось повторить свой успех уже в условиях чужой лаборатории.
     - Не скрою, – продолжает рассказ Петр Дерябин, – мы столкнулись в Америке с трудностями. Конечно, непросто было преодолеть вполне определенный скепсис. Но не это главное. Сначала мне не предоставили те виды мышей, которые я просил. Впрочем, и куриные эмбрионы, с которыми я также работал, тоже оказались зараженными другими вирусами. Дело в том, что в Америке на птицефермах довольно распространено такое заболевание, как птичий лейкоз. Вероятно, наши бройлеры от этой инфекции быстро погибают, а американские специалисты с ней справляются. Но куриные яйца содержат этот возбудитель в огромных количествах. В итоге, когда мы заражали эмбрионы вирусом гепатита C, вирус лейкоза практически не позволял ему размножаться. Хотя все наши эксперименты детально описаны, пока американцам так и не удалось повторить наш успех.
     В родных стенах НИИ вирусологии у профессора Дерябина с тех пор прибавилось работы: многие западные и отечественные фирмы стали обращаться в его лабораторию с просьбой проверить разработанные ими препараты для лечения гепатита C.
     - У нас уже сегодня, – говорит с гордостью Дерябин, – есть обнадеживающие результаты доклинических испытаний нескольких российских лекарств. Я надеюсь, что через 3-4 года при соответствующем государственном финансировании проблема гепатита C будет во многом решена. Это касается и вакцины, и лекарств. При этом речь идет о недорогих и эффективных препаратах отечественного производства, которых ждут тысячи больных в нашей стране. В противном случае нам придется закупать все необходимое за границей, и многим лечение будет уже просто не по карману.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex