на главную страницу

1 Февраля 2005 года

Планета людей

Вторник

Иракцы сделали свой выбор

Вопрос в том, как отразится он на ситуации в стране

Марианна ГРИШИНА.



     30 января в Ираке прошли выборы в парламент, по итогам которых будет сформировано новое правительство. Эта дата войдет в историю Ирака как день первых многопартийных парламентских выборов после 1979 года, когда к власти в стране пришла партия «Баас». Парадокс состоит в том, что, как заявляют сами иракцы, первые «свободные и демократичные» выборы проходят в условиях, когда в стране дислоцирован 170-тысячный иностранный военный контингент, и в том числе 150 тысяч американских военных. При этом иракские избиратели вынуждены идти на выборы, несмотря на угрозы со стороны группировки Абу Мусаба аль-Заркави и других террористов, обещавших «убивать всех, кто будет в них участвовать».
     В течение всего дня 30 января мировые информагентства сообщали о взрывах и терактах в Ираке. Только в первый час голосования, сразу после открытия избирательных участков, обошлось без происшествий. Затем на избирательном участке в Багдаде раздался первый взрыв. Террористы либо занимали место в длинных очередях около избирательных участков, либо проникали в автобусы, подвозившие людей к месту голосования. В обращении аль-Заркави, размещенном на одном из сайтов исламистов, сообщается, что на избирательных участках взорвали себя по меньшей мере 13 террористов-смертников. Были зафиксированы случаи, когда участки подвергались минометному обстрелу, вооруженные нападения произошли в Басре, Мосуле и Самарре. Вечером в воскресенье в 30 км к северо-западу от Багдада потерпел катастрофу британский военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес», это случилось буквально через несколько минут после окончания голосования. А за день до выборов, напомним, экстремистами было атаковано американское посольство в Багдаде – одно из самых охраняемых зданий в иракской столице. В результате ракетного удара погибли два сотрудника посольства, еще шестеро человек получили ранения.
     По разным оценкам, 30 января в результате терактов в зоне избирательных участков и минометных обстрелов погибли от 35 до 40 человек, не считая самих боевиков, и около 100 иракцев получили ранения. В то же время, как считает глава МВД страны Фалах ан-Накиб, террористических атак было совершено в 10 раз меньше, чем ожидалось. О том, что жертв среди мирных граждан могло быть гораздо больше, заявляют и представители американского командования.
     Граждане Ирака выбирали в воскресенье не только национальную ассамблею (парламент), но также местные советы 18 провинций, а проживающие на севере страны курды - еще и парламент Курдистана. Высший комиссариат по выборам (центризбирком) в Ираке «отрапортовал» о том, что выборы состоялись, как только закрылись избирательные участки. Условия, в которых проходили выборы, были беспрецедентно сложными, и поэтому главный вопрос состоял в том, будет ли достигнут необходимый порог явки. В этом плане выборы можно охарактеризовать как весьма успешные: вместо прогнозируемых 40—50 процентов избирателей проголосовало около 60 процентов населения страны – не менее 8 миллионов человек.
     Примечательно, что с подсчетом принявших участие в голосовании произошел неприятный конфуз. По данным Associated Press, один из представителей иракской избирательной комиссии еще в середине дня в воскресенье заявил о том, что явка на выборах достигла 72 процентов, после чего члены избиркома вынуждены были пояснять, что эти данные «основаны лишь на предположениях». Когда начался подсчет голосов, данные по явке избирателей были существенным образом скорректированы – было объявлено, что на выборы пришли 60 процентов иракцев.
     В ходе голосования в различных районах Ирака проявилась своя «электоральная специфика». Иракские шииты в ответ на призыв своего духовного лидера аятоллы Али ас-Систани, который неоднократно требовал проявить солидарность и прийти на выборы, приняли в голосовании самое активное участие. В шиитских городах перед избирательными участками стояли длинные очереди. Окончательные итоги выборов, как ожидается, станут известны лишь через 10 дней, однако уже сейчас понятно, что высокая явка шиитов (около 90 процентов) обеспечит шиитским партиям лидирующие позиции в парламенте. С другой стороны, явка суннитов составила менее 6 процентов по стране. Жители так называемого суннитского треугольника фактически не принимали участия в выборах. В Мосуле, Байджи, Эль-Фаллудже, Баакубе, Рамади, Баладе и других городах участки открылись с большим опозданием и пустовали весь день. Из 50 тысяч жителей Тикрита - родного города Хусейна - на участки пришли всего 400 человек. Даже в Багдаде в суннитских районах города не работал ни один из четырех избирательных участков. Вследствие бойкота выборов иракскими суннитами, лидеры которых уже заявили, что не признают законными итоги выборов, многие эксперты сделали мрачные прогнозы в отношении дальнейшего развития ситуации в Ираке. Многие предсказывают дальнейшее усиление межконфессиональных столкновений между шиитами и суннитами.
     Однако об этом западные СМИ сейчас предпочитают не говорить. Вместо этого на сайтах CNN и BBC можно прочитать о том, как иракцы празднуют состоявшиеся выборы. Широко транслируется сюжет о том, как иракский старик, которому оторвало ногу, заявляет около избирательного участка: «Иракцы не трусы. Я пришел на выборы, чтобы проголосовать за наше будущее». Международные наблюдатели, проводившие мониторинг иракских выборов, заявили, что голосование «в целом соответствовало международным стандартам». Такой вывод был ими сделан, несмотря на то что в Ираке ни одного наблюдателя не было – представители 11 избирательных комиссий из нескольких стран мира наблюдали за иракскими выборами из соседней Иордании. Законным голосование в Ираке признал и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, притом что миссия ООН так и не вернулась в Ирак.
     Одобрил выборы и президент страны Гази аль-Явар, который после голосования заявил, что «они пойдут на пользу Ираку». Премьер-министр Великобритании Тони Блэр назвал иракские выборы свидетельством укрепления позиций «сил свободы» и «прямым ударом в сердце глобального терроризма». Ну и, конечно, не мог не выступить с заявлением по иракским выборам Джордж Буш, для которого иракское голосование было не менее важным событием, чем собственное переизбрание на второй срок. Американский президент от своего имени поздравил Ирак с состоявшимися выборами, отметив, что «иракцы отвергли антидемократическую идеологию террористов». Вместе с тем Буш отказался отвечать на вопросы журналистов о планах по выводу американских войск из Ирака.
     Ряд российских наблюдателей оценил иракские выборы гораздо менее оптимистично. Так, глава Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов считает, что эти выборы можно назвать демократическими с очень большой натяжкой. «Самое досадное, что в ходе выборов не сделано ни одного шага к ликвидации угрозы раскола Ирака по национальному и конфессиональному признаку», - заявил он. Известный политолог Андраник Мигранян полагает, что выборы вряд ли смогут принципиально изменить ситуацию в стране. Сложность условий, в которых проходило волеизъявление иракского народа, отметил и Президент России Владимир Путин, который положительно оценил парламентские выборы в Ираке. «Это шаг в правильном направлении и позитивное событие», - заявил глава государства на традиционном совещании с членами Правительства РФ. Владимир Путин поручил заинтересованным ведомствам и в дальнейшем осуществлять свою деятельность с учетом того, чтобы «все усилия были направлены на нормализацию ситуации в Ираке и вокруг него». При этом президент подчеркнул, что работа этих ведомств в первую очередь должна вестись в целях защиты интересов России в Ираке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex