на главную страницу

3 Февраля 2005 года

Армия сегодня

Четверг

ЗАКОН ЕДИН ДЛЯ ВСЕХ

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



Криминализация общественных отношений, преступность – все это реалии сегодняшних дней. Таков в общих чертах «диагноз», требующий, исходя из его довольно грозного характера, радикального «лечения» — решительных, энергичных, тщательно организованных мер противодействия криминалу. И в том, что преступность до сих пор не превратилась в реальную угрозу национальной безопасности, немалая роль принадлежит органам прокуратуры. Главной задачей служителей Фемиды остается обеспечение верховенства закона, его неуклонного соблюдения, и прежде всего в сфере защиты прав граждан, их безопасности и охраняемых законом интересов государства и общества.
Об этом и многом другом в беседе с корреспондентом «Красной звезды» рассказывает первый заместитель Главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Анатолий ПОНОМАРЕНКО.

     

- Анатолий Григорьевич, недавно состоялось расширенное заседание Коллегии Генпрокуратуры России, в котором принял участие Президент России Владимир Путин. Значительная часть доклада Генерального прокурора РФ Владимира Устинова была посвящена состоянию дел в войсках армии и флота. Каким был минувший год и что сделано военными прокурорами для обеспечения правопорядка и утверждения в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах режима законности?
     - Прежде чем говорить о конкретных делах и проблемах, приведу несколько цифр, характеризующих нашу работу в целом. В минувшем году военными прокурорами и следователями расследовано более 15 тысяч уголовных дел, более 90 процентов их направлены в суды. На сегодняшний день осуждены свыше 14 тысяч военнослужащих, более половины из которых – к реальным срокам лишения свободы.
     Следственным путем раскрыты 1.076 преступлений, в том числе более 60 умышленных убийств и хищений оружия с армейских складов. Наиболее крупное из них – хищение 78 единиц стрелкового оружия, в том числе 16 пулеметов РПК и боеприпасов из склада вооружения одной из частей Внутренних войск в г. Владивостоке. Следствие по этому делу было завершено в кратчайшие сроки и виновные – 5 военнослужащих – уже осуждены к лишению свободы на срок от 8 до 13 лет.
     Активизирован розыск дезертиров. В результате проведенной работы их число за последние 4 года сократилось в 2,5 раза.
     В поднадзорных войсках проведено свыше
     54,6 тысячи прокурорских проверок. Выявлено и опротестовано более 11,8 тысячи незаконных приказов и других правовых актов командования. В связи с допущенными нарушениями законов и общевоинских уставов по инициативе военных прокуроров более 26 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности. Средствами прокурорского надзора восстановлены нарушенные права почти 275 тысяч военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и иных граждан.
     Оценивая в целом состояние правопорядка в армии и на флоте, следует отметить, что его уровень обеспечивает решение задач, поставленных перед военной организацией общества. Об этом свидетельствуют и результаты проведенных в минувшем году войсковых учений, ход и итоги которых широко освещались в средствах массовой информации и вам, и обществу хорошо поэтому известны.
     Вместе с тем характер и направленность современных угроз безопасности государства требуют принятия дополнительных усилий. На состоявшемся недавно расширенном заседании Коллегии Генпрокуратуры России задачи военным прокурорам были сформулированы предельно четко: «Быть с войсками, жить их жизнью, обеспечивать средствами надзора законность и порядок».
     Самым главным надзорным приоритетом в нашей работе в настоящее время является соблюдение Федерального закона «Об обороне», поскольку от того, насколько строго исполняются его положения, зависит реализация назначения Российской армии – защитить свое Отечество.
     Именно через призму требований этого закона мы рассматриваем всю свою деятельность. Ведь на состояние боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил России влияют самые различные факторы. Это и сохранность оружия, боеприпасов, военного имущества, и состояние боевой техники, и организация несения специальных видов служб, и социальная защищенность военнослужащих и членов их семей, и многие другие вопросы.
     - Результаты работы военных прокуроров впечатляют. Но ситуацию все равно можно охарактеризовать по Карамзину одним словом: «Воруют». По данным начальника Службы экономики и финансов Минобороны России Любови Куделиной, объем нецелевого использования, утрат и хищений финансовых и материальных средств в Вооруженных Силах России в 2004 году составил 1,2 млрд. рублей…
     - Не будет преувеличением сказать, что сохранность, рациональное использование выделенных на оборонные нужды финансовых и материальных средств являются важнейшими задачами обеспечения боеготовности войск. Но, несмотря на некоторое снижение, уровень преступных посягательств в этой сфере остается высоким.
     Так, в минувшем году их зарегистрировано более полутора тысяч. А всего за последних два года материальный ущерб от них составил более 1,7 млрд. рублей. Для сравнения - эта сумма составляет более 30 процентов от месячной потребности на выплату денежного довольствия всем военнослужащим Вооруженных Сил.
     Всего в 2004 году за совершение преступлений, связанных с посягательствами на федеральную собственность, привлечены к уголовной ответственности около 400 различных должностных и материально-ответственных лиц, в том числе за посягательства на денежные средства – 258, вещевое имущество – 33, продовольствие – 39, ГСМ – 60.
     Государством на нужды обороны в текущем году выделены значительные денежные средства. Объем только государственного оборонного заказа увеличен более чем на четверть. И по этой причине, в частности, военными прокурорами уделяется значительное внимание вопросам эффективного и целевого расходования этих денег. Но результаты надзора показывают, что далеко не везде выделенные средства используются рационально.
     Так, по итогам проверки в Главном военно-медицинском управлении установлено, что на протяжении ряда лет там делалось всё для того, чтобы в конкурсах на поставку медицинской продукции принимали участие не ее производители, а одни и те же фирмы-посредники. «Накрученные» ими цены вылились в ущерб государству на общую сумму более 100 млн. рублей.
     Аналогичные нарушения выявлены и во Внутренних войсках. Должностными лицами Главного центра автоматизированных систем управления в договорах на поставку компьютерной техники ее стоимость была завышена на 40 млн. рублей.
     Виновные в этих злоупотреблениях лица привлекаются к ответственности.
     - Анатолий Григорьевич, о работе прокуратуры люди чаще судят по громким делам. Привлекаются ли к ответственности, кроме рядовых исполнителей, организаторы хищений?
     - Безусловно. Причем нередко преступления против федеральной собственности совершаются должностными лицами именно с использованием своего служебного положения и организационно-распорядительных полномочий.
     Но ни должности, ни звания не являются индульгенцией. Напомню: среди осужденных - начальник Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ генерал-полковник Олейник, начальник Вспомогательного флота ВМФ России контр-адмирал Кличугин, бывший начальник автослужбы одного из объединений СибВО генерал-майор Михайлов, начальник регионального управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России полковник Симоненко.
     По обвинению в совершении должностных преступлений, повлекших причинение многомиллионного ущерба государству, рассматриваются судами уголовные дела в отношении начальника Управления РАВ ТОФ контр-адмирала Моисеенко, бывшего начальника Оперативной группы ФПС России в Республике Армения генерал-лейтенанта Абоимова, начальника Екатеринбургского артиллерийского института генерал-майора Шпанагеля.
     Так что закон един для всех. Как одинакова и ответственность за его нарушения.
     - Военные прокуроры занимали и занимают принципиальную позицию по отношению к тем командирам, по чьей вине в войсках похищается или приходят в негодность вооружение, военная техника и иное имущество, необходимые для поддержания их в состоянии, готовом к боевому применению. Но судя по всему, «диверсанты»-корыстолюбцы еще не перевелись?
     - По результатам проверок в этой сфере нами возбуждены десятки уголовных дел.
     За совершение хищений двух авиационных двигателей осужден заместитель командира одной из воинских частей Космических войск на Байконуре полковник Казанцев; за демонтаж и хищение 4 авиационных блоков к самолету МиГ-29 - офицер базирующегося на аэродроме Кубинка Центра показа авиационной техники Тахавиев.
     Военным судом рассматриваются уголовные дела по обвинению в хищении вертолетного двигателя группы военнослужащих (в том числе двух офицеров) вертолетного полка в Ханкале. За халатность будет держать ответ и начальник службы авиационно-технического имущества той же части.
     К уголовной ответственности привлечен начальник бронетанковой службы одной из воинских частей объединения ДВО, по халатности которого неправильно эксплуатировались и были выведены из строя 11 танковых двигателей на общую сумму свыше 14 млн. рублей.
     Всего в текущем году только за совершение преступлений, связанных с хищением и разукомплектованием военной техники, вооружений и их комплектующих осуждены 149 военнослужащих, в том числе 39 офицеров. Эти данные относятся не только к Вооруженным Силам, но и к другим войскам, воинским формированиям и органам.
     - Прокуратура олицетворяет силу и справедливость государства. Она является одним из самых мощных и влиятельных звеньев нашей правоохранительной системы. Насколько чувствуют военнослужащие вашу защиту, защиту своих прав и свобод?
     - Вопросы обеспечения прав и социальных гарантий военнослужащих, военных пенсионеров, членов их семей находятся в поле зрения военных прокуроров постоянно. Жизнь убедительно доказывает: эти вопросы являются непременным условием нормального морально-психологического климата в войсках – одного из важнейших элементов их боеспособности.
     По-прежнему среди социальных проблем наиболее острой является жилье.
     Полгода назад, выступая в средствах массовой информации, мы говорили, что органами военной прокуратуры повсеместно проверяется реализация Федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС). Сейчас завершена проверка законности оформления всех ранее выданных сертификатов – это более 60 тысяч. В результате освобождены 647 незаконно полученных квартир. В суды заявлено свыше тысячи исков, более 100 из которых уже удовлетворены, возбуждены 83 уголовных дела, 23 виновных лица к настоящему времени уже осуждены. В том числе к реальным срокам наказания – научный сотрудник одного из НИИ МЧС генерал-майор Денисов, начальник оперативного управления Северо-Западного регионального центра этого же министерства полковник Карелин, капитан 2 ранга управления ГО и ЧС Калининградской области Матвиенко. А всего среди осужденных 16 старших офицеров разных силовых ведомств России.
     По требованию прокуратуры руководителями министерств, в которых предусмотрена военная служба, разработаны и осуществлены меры, направленные на усиление контроля за оформлением и выдачей этих сертификатов.
     С 1 января 2005 г. начал действовать Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Поэтому от всех военных прокуроров наряду с проверками законности реализации жилищных сертификатов потребовано провести комплекс надзорных мероприятий, направленных на обеспечение целевого использования выделенных на эти цели средств. И в первую очередь это будет касаться главных и центральных органов военного управления.
     - Анатолий Григорьевич, в конце минувшего года возникли вопросы, связанные с энергоснабжением военных городков. То там, то здесь энергетики грозились отключить военных потребителей от энергосетей. Неужто нет управы на монополистов?
     - Вопросы жизнеобеспечения войск, устойчивого функционирования военных объектов, в том числе военных городков, защиты прав и законных интересов проживающих в них военнослужащих и других граждан военные прокуроры не упускают из вида. Тем более что в последние годы в связи с ограниченным бюджетным финансированием расходов военных ведомств на оплату топливно-энергетических ресурсов, значительным ростом тарифов на них проблемы в обеспечении войск и сил флота бесперебойным тепло- и энергоснабжением еще более обострились.
     Здесь два аспекта проблемы.
     Есть подтвержденные экономическими расчетами контролирующих органов факты, когда выделенных в прежние годы ассигнований действительно не хватало на оплату энергоресурсов. В основном по этой причине в 2003—2004 гг. дефицит бюджетного финансирования по этой статье только объектов Минобороны составил более 3,5 млрд. рублей.
     Такое положение крайне негативно влияет на поддержание боеготовности войск и военных объектов, существенно ущемляет права граждан, обостряет социальную напряженность в воинских коллективах и среди проживающих в военных городках граждан. Особую озабоченность вызывает тот факт, что значительное число граждан, проживающих в таких городках, – это ветераны военной службы, а среди них немало инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
     Безусловно, по каждому такому факту военной прокуратурой во взаимодействии с территориальными прокурорами проводятся проверки, осуществляется необходимое реагирование.
     Кроме того, в целях исправления сложившейся ситуации Главной военной прокуратурой направлена информация в адрес министра финансов РФ Алексея Кудрина, министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко с указанием на незаконный характер действий, связанных с отключением военных объектов от энергоснабжения, и предложением принять безотлагательные меры, направленные на исключение подобных нарушений в дальнейшем.
     Второй аспект – это факты нерасторопности воинских должностных лиц, когда выделенные финансовые ресурсы до получателей доходят с опозданием, бюджетные заявки оформляются несвоевременно. По этим фактам также осуществлено прокурорское реагирование.
     Именно поэтому Главной военной прокуратурой от всех военных прокуроров потребовано взять на особый контроль исполнение законодательства о бесперебойном энергоснабжении войск и сил флота, военных городков, работать в этом направлении в тесном взаимодействии с территориальными органами прокуратуры.
     В качестве примера здесь могу привести уголовное дело в отношении директора компании «Дальэнергосбыт», по указанию которого в июле минувшего года было ограничено энергоснабжение воинских частей в Приморье. Ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 251.1 УК РФ, и в настоящее время уголовное дело передано в суд. Имеются факты привлечения к установленной законом ответственности и работников квартирно-эксплуатационных служб органов военного управления, когда перебои с электроэнергией - следствие их упущений в работе.
     - Тема призыва на военную службу постоянно в центре внимания общества. Проблем тут, видимо, немало. А что делается военной прокуратурой?
     - В вопросах призыва на военную службу я бы выделил два направления – обеспечение прав призывников и работу военкоматов.
     Принятые меры позволили не допустить в ходе прошедших весеннего и осеннего призывов тех грубых нарушений, которые в декабре 2003 года стали причиной массового заболевания пневмонией и гибели рядового Березина в Магаданском погранотряде (врио начальника этого отряда подполковник Кострюков осужден). Сейчас призывники обеспечиваются соответствующим сезону обмундированием на сборных пунктах до их отправки в войска, по маршрутам перевозки оборудованы транзитные пункты ожидания для размещения молодого пополнения.
     В период призыва во всех военных прокуратурах, а также на сборных пунктах ведется работа по приему граждан, прием обращений организуется и по телефонам «горячей линии» - в минувшем году в период призыва по ним обратились свыше 3 тысяч человек. В основном эти обращения требовали консультаций, разъяснения требований закона. Но были среди них и такие, по результатам проверки которых возбуждались уголовные дела в отношении работников военкоматов и призывных комиссий.
     Всего в 2004 году за злоупотребления должностными полномочиями и взяточничество осуждены более 70 должностных лиц и работников медицинских комиссий военкоматов всех уровней. В их числе заместитель военного комиссара Хабаровского края полковник Баславяк, начальник 3-го отделения военного комиссариата Лазаревского района г. Сочи майор Кассихин, начальник отделения Черемушкинского военкомата г. Москвы подполковник Захаревич. Ведется следствие в отношении бывшего военного комиссара Республики Мордовия генерал-майора Дьякова, начальника 3-го отделения Черняховского ОГВК подполковника Эль и др.
     Работа по борьбе со злоупотреблениями и взяточничеством в военкоматах и надзор за исполнением законодательства о призыве будут продолжаться постоянно, поскольку не везде еще командованием принимаются исчерпывающие меры по наведению порядка.
     Осенний призыв, в частности, выявил необходимость повышенного внимания со стороны прокуратуры к вопросам медицинского обеспечения. Вскрыты факты призыва на военную службу больных, негодных к ней по состоянию здоровья, несвоевременного оказания медицинской помощи при передвижении и прибытии молодого пополнения в воинские части.
     Вопросы медицинского сопровождения призыва и исполнения уставных требований при медицинском обеспечении молодого пополнения станут предметом детальной проверки, которая организована сейчас в соответствующих управлениях Минобороны.
     - Какие, на ваш взгляд, первоочередные меры необходимы для повышения уровня правопорядка в войсках?
     - Это многоплановая работа. О ее направлениях мы подробно вели речь с руководством Министерства обороны, в других министерствах, где предусмотрена военная служба, на коллегиях, военных советах по итогам работы за год. Необходимые решения приняты. Они направлены на повышение качества воспитательной работы командиров всех звеньев, повышение эффективности работы ведомственных контрольно-ревизионных органов, исполнение законодательства о социальной защите военнослужащих и членов их семей, обеспечение сохранности вооружения, техники, а также других направлений деятельности. Их эффективность будет зависеть прежде всего от того, как они будут исполнены командованием на местах.
     Особо выделю лишь то, что если мы говорим о необходимости повышения требовательности ко всем государственным и общественным институтам, то в первую очередь это должно затрагивать именно силовые структуры. Недопустимо, чтобы в армии оставались те, кто подрывает ее основы изнутри, кто в условиях борьбы с терроризмом ставит под угрозу выполнение войсками стоящих перед ними задач. Результат нашей деятельности определяется в значительной мере и тем, насколько сами ведомства прониклись необходимостью самоочищения. Поэтому первое, что поможет в корне изменить ситуацию, это повышение требовательности к исполнению закона, своих обязанностей каждым, подчеркиваю, каждым должностным лицом на своем месте, повышение профессионализма в работе, исключение фактов халатности, безответственности. Те же, кто не способен повысить требовательность, прежде всего к себе, кто выше закона ставит соображения целесообразности или, хуже того, собственные, в том числе и небескорыстные, интересы, должны уйти.
     Кроме того, практика прокурорского надзора и результаты расследования уголовных дел свидетельствуют о том, что в значительной степени неблагополучное положение с обеспечением правопорядка в войсках связано с недостаточным уровнем подготовки командного состава, и прежде всего ротного и батальонного звеньев. Совершенно очевидно, что не отвечает современным требованиям уровень их правовой подготовки. Не секрет, что не только незнание законов, но и неправильное их применение теми, кому по долгу службы вверены судьбы людей, напрямую ведет к тому, что они порой теряют веру в справедливость. А отсутствие системности и низкая эффективность профилактики преступных посягательств среди офицеров негативно отражаются на уровне правопорядка и морально-психологическом состоянии личного состава. Необходимо в корне менять подходы как к организации правового обучения, так и к правовому воспитанию военнослужащих.
     С другой стороны, несомненно, весомой причиной является недостаточная принципиальность командования в вопросах комплектования армии. Это касается, во-первых, подбора граждан для прохождения службы по контракту. Например, из почти 4 тыс. кандидатов, отобранных в ЛВО и направленных в 76-ю вдд, более трети отказались заключать контракт или оказались непригодными по своим характеристикам. Поэтому должны быть изменены критерии отбора кандидатов для прохождения военной службы, повышена ответственность за эту работу соответствующих органов военного управления.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex