на главную страницу

3 Февраля 2005 года

Планета людей

Четверг

ГРВЗ проверяют на стойкость

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Тбилиси.



В феврале прошлого года во время визита в Москву президент Грузии Михаил Саакашвили заверял руководство России и мировую общественность, что впредь вопрос о нахождении на территории Грузии российских военных баз не будет предметом торга во взаимоотношениях двух государств и что он вообще не является основным в двусторонних отношениях Москвы и Тбилиси. При этом Саакашвили обещал, что грузинские власти не намерены создавать проблем российским военнослужащим, находящимся на грузинской территории. Произнесенные почти год назад заверения сегодня откровенно расходятся с реальными действиями грузинских руководителей.

     Решением властей с конца декабря ограничено число контрольно-пропускных пунктов, через которые военнослужащие Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) могут въехать на территорию Грузии. Кем именно введено в действие данное решение, так и не удалось выяснить. Ни в пресс-службе президента Грузии, ни в аналогичных структурах пограничного департамента и МВД страны каких-либо существенных пояснений «Красной звезде» дать не смогли. В пресс-службе МИД по непонятным причинам вообще отказались комментировать ситуацию.
     Единственным, кто оказался в курсе происходящего, был начальник КПП «Гугути» (грузино-армянская граница). По его словам, поступила радиограмма из Тбилиси, запрещающая пропускать на данном участке границы российских военнослужащих. В ней же определены всего пять КПП, через которые служивые россияне могут проследовать в Грузию. На российско-грузинском участке госграницы – КПП «Верхний Ларс»; на армяно-грузинском – КПП «Садахло»; на азербайджано-грузинском – КПП «Красный мост», а также КПП Тбилисского международного аэропорта и морского порта Поти. Прочие контрольно-пропускные пункты для российских военнослужащих закрыты.
     Как пояснили в посольстве Российской Федерации в Грузии, подобное решение грузинских властей не выходит за рамки международно-правовых отношений. Но никто и не ставит под сомнение право официального Тбилиси определять порядок пропуска через свою границу граждан других стран, в том числе российских. Проблема в другом – в том, что президент Саакашвили, находясь в прошлом году в Москве, публично обещал не осложнять жизнь находящимся в Грузии нашим военнослужащим и решать вопрос о сроках функционирования российских военных баз путем цивилизованного диалога с руководством России. И не выполнил своего обещания.
     В наиболее сложной ситуации оказались военнослужащие 62-й военной базы ГРВЗ, дислоцирующейся в городе Ахалкалаки. Ранее при убытии в основной и дополнительный отпуска они свободно проезжали через КПП «Ниноцминда» в расположенный в 90 км армянский город Гюмри или в Ереван (220 км). Из аэропортов армянских городов можно улететь в значительно большее число российских городов по воинским перевозочным документам, да и рейсы российские авиакомпании совершают чаще. Сегодня же те, кто служит в Ахалкалаки, вынуждены совершать 300-километровый марш в Тбилиси или окружным путем в течение двух дней добираться до той же самой Армении.
     Военнослужащие 12-й военной базы (г. Батуми) потеряли возможность пользоваться услугами Батумского аэропорта и тоже теперь вынуждены колесить по Грузии при убытии в отпуск или командировку в Россию или возвращении к месту службы в Батуми.
     Эта довольно неприглядная картина еще более омрачается препятствиями, чинимыми консульскими работниками МИД Грузии при оформлении въездных виз российским военнослужащим.
     «Красная звезда» уже писала о ситуации, сложившейся в ГРВЗ, когда в течение полугода тянулся вопрос оформления необходимых документов для 500 военнослужащих по призыву и нескольких десятков офицеров, прибывших для дальнейшего прохождения службы на 12-ю и 62-ю военные базы. В конечном итоге всех их командование ГРВЗ вынуждено было разместить на 102-й военной базе, дислоцирующейся в Армении. Грузинская сторона мотивирует свои действия тем, что командование ГРВЗ должно в документальном порядке и поименно (Ф.И.О., год рождения, воинское звание, должность и т.д.) подтвердить количество убывших с дислоцирующихся в Грузии военных баз военнослужащих и только тогда последует разрешение на въезд конкретного человека на конкретную должность взамен убывшего. Подобные документы были предоставлены в соответствующие органы, но от этого ситуация не изменилась. Некоторые должности годами являлись вакантными, и подтвердить чем-либо убытие с нее конкретного лица довольно затруднительно. Тем более что предоставленные ГРВЗ да нные не всегда совпадают с данными департамента по охране государственной границы Грузии. В МИД и те и другие сличаются и зачастую не совпадают (это неудивительно, поскольку на многих грузинских КПП - «Гугути», «Ниноцминда», ж/д «Садахло», ж/д «Красный мост» - учет пересекающих границу ведется в замусоленных тетрадках…). На этом-то основании, по всей видимости, общим чохом и следует отказ на въезд всем подряд.
     В подобной ситуации наши военнослужащие оказываются практически в безвыходном положении. К примеру, старший офицер, прибывший в ГРВЗ на должность заместителя командира одной из военных баз, дислоцирующихся в Грузии, на протяжении нескольких месяцев не может попасть на эту базу и приступить к исполнению своих обязанностей.
     По вопросу оформления въездных виз для вновь прибывающих военнослужащих недавно состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Грузии Владимира Чхиквишвили с секретарем совбеза Грузии Гелой Бежуашвили. Результат встречи – лишь надежда на дальнейшее взаимопонимание.
     Справедливости ради надо отметить, что многократная годовая виза для российских военнослужащих, ранее получавших разрешение на въезд в Грузию, продлевается без каких-либо дополнительных проблем. Впрочем, это благорасположение с лихвой «компенсируется» давлением на военнослужащих ГРВЗ на другом фронте – жилищно-коммунальном.
     Перебои с электричеством в Тбилиси появились с момента обретения Грузией независимости. Однако регулярные многочасовые отключения здания Управления и штаба ГРВЗ (Тбилиси) от электроснабжения имеют отнюдь не техническую и не финансовую подоплеку. Отключения в наступившем году происходят значительно чаще независимо от своевременности оплаты потребленной услуги. При этом здание минобороны Грузии, находящееся буквально в ста метрах напротив штаба ГРВЗ, ярко освещается.
     Помимо этого, все сложнее военнослужащим РФ становится перемещаться и по территории самой Грузии. Как пояснили «Красной звезде» в пресс-службе МВД Грузии, официальных ограничений по перемещению россиян по территории страны не вводилось. Однако уже сегодня посольство РФ настойчиво рекомендует нашим гражданам, особенно военнослужащим, не предпринимать попыток самостоятельно проехать в Южную Осетию и Абхазию из внутренних районов Грузии даже при наличии необходимых документов.
     Данное предостережение представляется вполне обоснованным, так как, по имеющейся в нашем распоряжении неофициальной информации из компетентных источников, недавно назначенный министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили намерен еще этой зимой оправдать доверие президента Саакашвили и решить проблему возвращения Южной Осетии под юрисдикцию официального Тбилиси. Видимо, именно поэтому контроль над российскими военнослужащими, перемещающимися даже в одиночном порядке, грузинские власти решили ужесточить.
     В целом же избранная официальным Тбилиси тактика создания для российских военнослужащих невыносимых условий для пребывания на территории Грузии в конечном итоге направлена на выдавливание России из региона. Такая политика разрабатывается отнюдь не в грузинской столице. В неофициальной обстановке высокопоставленные грузинские чиновники не скрывают, что чем дольше российские войска будут находиться в Грузии, тем сложнее будет становиться жизнь россиян в этой стране.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex