на главную страницу

12 Февраля 2005 года

Заметки обозревателя

Суббота

Алюминевая брешь страны

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Летом прошлого года «Красная звезда» в материале «Самарский металлургический как зеркало российской приватизации» (№ 155 от 21.08.04) рассказала о планируемой продаже СМЗ американской компании Alcoa. Тогда чиновники уверяли, что интересы России превыше всего, а решение будет взвешенным и продуманным.
На деле все оказалось далеко не так...


     В конце января по разрешению Правительства РФ состоялась сделка на 257 млн. долларов, которая порадовала американских бизнесменов. Однако эта купля-продажа может стать «черной дырой» для алюминиевого производства и оборонно-промышленного комплекса России.

     Компания Alcoa, входящая в число лидеров мировой индустрии с конца 1990-х годов, давно проявляла устойчивый интерес к российским алюминиевым заводам. Только в прошлом году ее представители несколько раз посетили Самарскую область. В этом некогда закрытом для иностранцев регионе североамериканских бизнесменов привлек Самарский металлургический завод. Он был построен в 1960 году и является основным в нашей стране производителем материалов из алюминиевых сплавов для космических аппаратов, ракетостроения, самолетостроения и кораблестроения.

     В российском производстве алюминия доля завода составляет 40 процентов. Обладая мощностью 450 тысяч тонн продукции в год, из которых 60 процентов поставляются на западный рынок, СМЗ признан крупнейшим производителем алюминиевых полуфабрикатов из всех видов алюминиевых сплавов. Они соответствуют международным и российским стандартам. Системы качества и экологического менеджмента на СМЗ сертифицированы в соответствии с международными стандартами ISO 9001 и ISO 14001.

     Вот на этот лакомый кусочек и положили глаз американские бизнесмены. Они обещают уже в этом году инвестировать сюда более 80 млн. долларов, открыть совместно со специалистами Самарского государственного технического университета технический центр по изучению алюминия. Однако радоваться приходу богатых дядюшек из-за океана рановато.

     Россия уже имеет печальный опыт, когда под благовидными предлогами и обещаниями в западное управление перекочевывали акции ряда перспективных и успешных предприятий. После этого они в лучшем случае начинали топтаться на месте, в худшем – исчезали. Например, «Мосэлектрофольга», которая имела большой оборонный заказ, канула в Лету. «Московский электродный завод» с большим количеством мобилизационных мощностей постигла та же участь. Продали иностранцам «Пермские моторы», но Россия так и не получила новые двигатели. Эти заводы приобрели американские бизнесмены, обещавшие, как говорится, все земные блага. После покупки акций они начинали бурную деятельность по строительству… офиса. Затем у подданных звездно-полосатого флага заканчивались деньги и они начинали сворачивать «убыточное» производство. Нет предприятий, нет американских спонсоров, а в госаппарате, увы, нет даже попытки осмыслить происшедшее. Хотя вопросы о продажах, не принесших выгоды нашей стране, решались на государственном уровне.

     Госчиновники с каким-то неописуемым упорством раз за разом «наступают на грабли». Надеются, что уж на этот-то раз наверняка все будет хорошо. Звучат заверения, что полученное разрешение стало возможным после согласования Федеральной антимонопольной службой поведенческих условий деятельности Alcoa. Компания подписала соглашение с ФГУП «Оборонпромкомплекс», выступающего в роли государственного агента по закупкам комплектующих для военных нужд, которое гарантирует продолжение поставок продукции на российский рынок. Всех уверяют, что американцы обеспечат соблюдение государственных интересов России. В частности, если правительство США наложит запрет на производство продукции и ее продажу (в том числе и в России), то это обстоятельство не освободит фирму от ответственности по поставкам своей продукции в рамках российских стратегических авиационных программ. В соответствии с этим документом если американская компания по каким-то причинам откажется от своих обязательств, то она будет обязана выплатить Правительству РФ полную восстановительную стоимость. И тут появляется «маленькая» деталь: вместе с СМЗ, оказывается, продано и Белокалитвинское металлургическое производственное объединение.

     По словам Филлипа Коллинса, менеджера Alcoa, завод продолжит работать прежде всего на внутренний российский рынок. Экспортироваться будут только излишки продукции. В текущем году ожидается, что на СМЗ разместят заказы компании Boeing и Airbus.

     Здесь стоит сделать отступление. Зарубежные суды уже не раз в отношении России демонстрировали «волчий оскал». Например, по требованию фирмы «Нога» предпринимались неоднократные попытки ареста различного имущества, принадлежащего российским компаниям. Судебные исполнители умудрялись «не замечать», что фирма выставила претензии российскому государству, а претендует на... частную собственность. При этом западные чиновники с гордостью говорят о независимости их судебной власти. Не обнаружится ли в нужный момент закон, по которому все подписанные Alcoa соглашения с ФГУП «Оборонпромкомплекс» окажутся пустой бумажкой? Как прокомментировал один из юристов: «Было бы желание, а закон найдется».

     Именно поэтому некотрые российские специалисты не разделяют оптимизма чиновников. Поведенческие условия – это хорошо, но все дело в отсутствии механизма, обеспечивающего их выполнение. Не будет необходимого количества заказов на внутреннем рынке нашей страны - и Alcoa запросто может заявить об убыточности содержания мобилизационных мощностей. Последующая продажа оборудования становится обычным техническим вопросом. Кстати, не составит трудности найти массу причин для демонтажа и вывоза станков из России. Наша страна может утратить не только уникальное оборудование, не имеющее аналогов в мире, но и технологию.

     Совершенная сделка поставила под угрозу все российское авиакосмическое производство. О какой реформе авиапрома можно говорить, когда стоимость самолетов будет зависеть в том числе и от цен, устанавливаемых американским предприятием СМЗ? Российские самолетостроители гордо говорили о привлекательности своей авиатехники по критерию «цена - эффективность». Однако теперь этот критерий во власти иностранных предпринимателей, способных организовать «черную дыру» и для российского бюджета. Это не фантазии, а реалии жизни. Именно поэтому американские законы запрещают разворачивать на территории страны производство, находящееся под управлением иностранных владельцев. Хотите работать – пожалуйста. Только вначале создайте американскую компанию, которая будет юридическим владельцем и управляющим собственности. У нас же на словах одно, а на деле - другое. Повторюсь, отечественное законодательство не предусматривает в таких случаях защиту интересов государства и наших производителей. Другое дело, хотят ли этого наши чиновники.

     Вначале их интересовала возможность разделения на самарском заводе оборонного и гражданского производств. Получив отрицательный ответ, кабинетные мужи, видно, посчитали государственные интересы и секреты несущественным препятствием. В правительстве с подачи различных федеральных структур сделка была признана не противоречащей действующему российскому законодательству. Собственник вправе продать предприятие любому желающему. А ведь было над чем задуматься, прежде чем давать разрешение.

     Даже без регулярного гособоронзаказа (ГОЗ) проданные предприятия выгодны и не убыточны. Мало того, они успешно развиваются. Реализация инвестиционных проектов предусматривает замену устаревшего оборудования на новое и современное. Например, на СМЗ в цехе лакирования ленты 30 декабря прошлого года завершено строительство четырех печей отжига рулонов фирмы Fata Hunter, начали работать линии поперечной резки 0,5 - 3,5 мм и правки растяжением. Все это позволяет дополнительно выпускать около 100 тысяч тонн продукции в год и значительно улучшить ее качество. Однако «РУСАЛ» от всего этого отказался и посчитал сделку с Alcoa более выгодным делом. Тем более непонятно такое «рвение», когда начавшееся перевооружение армии гарантировало ГОЗ. Бывший собственник получил относительно мелкие деньги, а о потерях страны никто не подумал...

     Компания Alcoa - ведущий производитель первичного алюминия и полуфабрикатов. Она выпускает продукцию для автомобильной, аэрокосмической промышленности и упаковочной индустрии. Может, заокеанских специалистов в Самаре привлекло производство ленты пивных банок, а может, сверхсекретные алюминиевые сплавы для всей космической и авиационной промышленности России. Сколько ни говорят об «утечке мозгов», но у нас в стране они все-таки есть. За рубежом к ним - повышенный интерес. Потому и хочется американцам заняться «обучением» самарских студентов, а точнее, заполучить в свою собственность их новые идеи. Кстати, о российском праве на интеллектуальную собственность, используемую на СМЗ, никто и не вспомнил. Без сомнения, покупка СМЗ для Alcoa во всех отношениях выгодна.

     Но давайте зададимся еще одним вопросом: неужели наши предприниматели не в состоянии управлять подобной собственностью? Специалисты уверены: если бизнесменам невыгодно такое предприятие, то его могло и должно было выкупить государство. Найти управляющего для эффективной работы заводов, как говорится, тоже не проблема. Однако чиновникам 257 млн. долларов для «РУСАЛ» показались более значимыми, чем перспективы экономического развития страны и ее обороноспособности. Кстати, «заработанных» денег хватит на покупку лишь 8 - 10 новейших истребителей. Если в таком сравнении сделка покажется смехотворной, то найдите свой эквивалент сравнения. Например, сколько на эти деньги можно купить баночного пива. Тогда цифры получатся «посолиднее».

     До недавних пор нас заверяли, что частный предприниматель поднимет экономику России на новую высоту. Теперь пытаются убедить в зарубежных «талантах». Но как можно иностранного предпринимателя заставить думать о российских интересах? Ведь его прежде всего интересует прибыль. И покупка предприятия в первую очередь объясняется стремлением убрать с мирового рынка своего конкурента. Не верю, что американские бизнесмены ночей не спят в раздумьях, как помочь России в ее экономическом процветании. Уже хотя бы потому, что Alcoa нацелилась на приобретение Красноярского металлургического завода и Дмитровского опытного завода алюминиевой консервной ленты…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex