на главную страницу

15 Февраля 2005 года

Мнение обозревателя

Вторник

Генри Киссинджер в Москве

Федор УГРЮМОВ.



В минувшую субботу в Москве побывал и встретился с Президентом России Владимиром Путиным бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер. Судя по распространенному российскими телеканалами информационному сюжету, встреча проходила в столь дружеской и непринужденной обстановке, что собеседники, как следует из сообщения пресс-службы Президента РФ, даже обменялись любезностями относительно искусства российских и американских поваров.

     Но, разумеется, Генри Киссинджер проделал долгий путь в Москву из Нью-Йорка, где остался его искусный шеф-повар, угощавший ранее главу Российского государства изысканными блюдами, не только для приятных воспоминаний и обмена любезностями. Опыт свидетельствует, что каждый выезд Киссинджера на просторы бывшего СССР является событием знакового порядка. Так, в начале марта прошлого года он побывал в Москве вскоре после отставки правительства Михаила Касьянова, осенью того же года состоялась его поездка в Киев, когда решался вопрос, кому передаст власть президент Кучма.
     Нынешняя встреча, как обычно бывает при переговорах такого высокого уровня, принимая во внимание не номинальный статус Киссинджера, а его реальный вес в политическом зазеркалье западной цивилизации, проходила в закрытом режиме. Кроме упомянутого короткого сообщения пресс-службы Президента РФ, другой информации аналитическое сообщество в Москве не получило. Может быть, поэтому нынешняя поездка влиятельного американского общественного деятеля очень скупо освещалась в российских СМИ. С журналистами по итогам встречи американский гость делиться подробностями не стал, так что приходится только предполагать, о чем шла речь за закрытыми дверями, - полагаясь на политическую интуицию и знание тенденций российско-американских отношений.
     Отношения эти, заметим, находятся на некоей развилке. Всем известно дружеское взаиморасположение президентов США и РФ. Но также известно и то, что в наших межгосударственных отношениях накопилось немало вопросов, которые не могут быть нивелированы даже личными симпатиями. Особенности американской политической системы таковы, что глава государства не столько определяет приоритеты внешней политики своего государства, сколько занимается практической реализацией коллективно вырабатываемых установок исходя из трактовки национальных интересов страны политическим бомондом США. А, судя по всему, влиятельные круги американского истеблишмента настроены по отношению к Российской Федерации достаточно жестко – не исключено, что им не нравится, что русские наивно верят в возможность равноправных отношений между Давидом и Голиафом, видя себя не безропотным помощником, но партнером мировой сверхдержавы в ее усилиях по поиску ответов на вызовы XXI века.
     Поэтому, скорее всего, поездка Киссинджера в Москву предваряет важные российско-американские переговоры на высшем уровне - 24 февраля в Братиславе. Этой встрече предшествует волна слухов и домыслов, распускаемых политическими противниками как Владимира Путина, так и Джорджа Буша, в том числе относительно неких намерений по «интернационализации» контроля над потенциально опасными объектами на территории России: атомными электростанциями, ядерными и химическими арсеналами.
     По этому поводу Департамент информации и печати МИД РФ распространил комментарий, в котором в том числе говорится, что «спекуляции относительно того, что готовится какой-то договор, предусматривающий среди прочего международный контроль над объектами ядерного комплекса России, абсолютно беспочвенны».
     Тема ядерной безопасности, кстати, одна из наиболее болезненных для национального самолюбия России. Ни для кого не секрет, что ослабевшая в 90-е Россия сохраняет статус державы и субъектность в мировой политике благодаря прежде всего своему ядерному потенциалу, гарантирующему ей способность противостоять любому военно-политическому давлению и шантажу. Это, естественно, устраивает далеко не всех за пределами нашего Отечества. Известно, например, что в демократической партии США весьма сильны настроения в пользу постепенного лишения России «ядерного жала» - в первую очередь именно путем «интернационализации» контроля над российскими ядерными объектами.
     В июле прошлого года, в разгар президентской гонки в США, там была обнародована платформа демократической партии. В документе есть любопытный абзац, касающийся российских ядерных вооружений. «Спустя более чем десятилетие после падения Берлинской стены Россия по-прежнему располагает почти 20 тысячами единиц ядерных вооружений, - цитировало документ американских демократов информационное агентство РИА-Новости. - Для большинства этих вооружений укрепление совместными усилиями мер безопасности не завершено». По оценке экспертов демпартии, для того чтобы обеспечить безопасность ядерных материалов в бывшем Советском Союзе, при нынешних темпах понадобится 13 лет. «Так долго ждать мы не можем, - заявляли демократы. - Мы завершим это в течение четырех лет».
     К счастью для России, победу на выборах в США вновь одержал представитель республиканской партии, которая не ставит во главу угла вопрос о наших ядерных вооружениях. Но ход мыслей части американской элиты, думается, ясен. Не случайно ведь влиятельные западные СМИ систематически подвергают мировое общественное мнение целенаправленной обработке, настойчиво внушая мысль об опасности ядерного потенциала РФ для всей цивилизации. Так, периодически появляются слухи о якобы утраченных портативных ядерных устройствах Советской Армии, возникают разговоры о ненадежной охране объектов атомной энергетики и хранилищ ядерных материалов в России. В последнее время стала вбрасываться информация о возможности ядерных диверсий со стороны организаций «международного терроризма» - вплоть до организации взрывов в крупных российских городах.
     Между тем специалистам хорошо известно, что Российская Федерация унаследовала от СССР одну из самых совершенных систем ядерной безопасности, которая продолжает совершенствоваться. В этом эксперты из 17 стран НАТО могли воочию убедиться в ходе прошлогоднего учения «Авария-2004». Оно убедительно показало, что Россия способна обеспечить надежный контроль, сохранность и безопасность своих национальных ядерных объектов. Хотя, конечно, курс на сохранение национального суверенитета в сфере ядерных вооружений не исключает взаимодействия РФ с другими державами в области обеспечения безопасности ядерных материалов и боеприпасов, и не только на нашей территории.
     Разумеется, взаимодействие в сфере ядерной безопасности - далеко не единственная из возможных тем российско-американского диалога. Вашингтон беспокоят ситуация в Ираке, где американцы продолжают нести чувствительные потери, активизация по всему миру радикальных исламских группировок, медленно развивается и российско-американский энергетический диалог, требуется активизация реального сотрудничества в высокотехнологичных областях…
     Наверное, нуждаются в уточнении и правила игры на постсоветском пространстве, учитывающие жизненно важные национальные интересы России. Это же касается ситуации на мировом рынке оружия: американские компании энергично осваивают традиционные зоны влияния бывшего СССР и вместе с тем, судя по организуемым ими кампаниям в СМИ, болезненно реагируют на активизацию российского оборонно-промышленного комплекса за рубежом.
     Впрочем, все накопившиеся вопросы в двусторонних отношениях можно решить при наличии доброй воли с обеих сторон. И, конечно же, к России нельзя относиться, как к обессилевшей державе, проигравшей в «холодной войне» и сдавшейся на милость победителей. Не стоит забывать, что на протяжении своей более чем тысячелетней истории Россия не раз удивляла мир своей жизнестойкостью и способностью народа к сплочению перед лицом общенациональной катастрофы. Исторический опыт доказывает, что подобное забвение бывает чревато неприятными последствиями…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex