на главную страницу

15 Февраля 2005 года

Юбилей

Вторник

Дон Кихот служит Отечеству

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



В субботу, 12 февраля, в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени народному артисту СССР Владимиру Михайловичу Зельдину – актеру Центрального академического театра Российской Армии и поздравил его с 90-летием.

     Юбилей - праздник особый. Это день подведения итогов, размышлений о пережитом, о пройденном пути - хочет того юбиляр или нет, но чем «круглее» дата, чем солиднее звучит «разменянный» десяток лет, тем это вернее и неизбежнее... Однако думается, что многие, увидев Владимира Зельдина на телеэкране, усомнились в том, что он «разменял» уже десятый десяток - настолько он бодр, подтянут, энергичен. Что ж тут говорить нам, присутствовавшим на юбилейном - никуда опять-таки от этого громкого слова не деться - спектакле «Человек из Ламанчи», который только что вышел на большую сцену ЦАТРА.
     Известно, что юбилейные спектакли – для режиссеров проблема, напрямую связанная с возрастом чествуемого актера. Обычно здесь подбирается пьеса, в центре действия которой или почтенный отец семейства, или видный ученый, или, к примеру, лукавый и мудрый старик.
     Однако роль старика для Зельдина подбирать не пришлось, а жанр спектакля – мюзикл – неспешности не предполагает. Напротив, первая же сцена в тюрьме испанской инквизиции предельно динамична и задает тон всему спектаклю. Согласно законам жанра здесь много песен и танцев, равно как и больших драк, и Владимир Михайлович, исполняющий сразу две роли - писателя Сервантеса и его всемирно известного героя Дон Кихота, во всех из них участвует на равных с артистами, годящимися ему не только во внуки, но даже и в правнуки. Достаточно посмотреть хотя бы на то, как лихо он крутит копьем, разгоняя погонщиков мулов... Так что это великое счастье, что режиссер-постановщик спектакля - заслуженный деятель искусств России и народный артист Азербайджана Юлий Гусман и главный режиссер Театра армии народный артист России Борис Морозов поняли, что Зельдин сумеет сыграть такую сложнейшую роль. (О том, как возник замысел постановки этого спектакля, какие трудности пришлось преодолевать на пути его сценического воплощения, «Красная звезда» рассказала в интервью, опубликованном 10 февраля, в день юбилея народного артиста СССР).
     Опыт показывает, что мюзикл как жанр не очень-то приживается на российской театральной сцене. Не развивая эту тему, замечу, что «Человек из Ламанчи» (перевод с английского; авторы сценария – Дейл Вассерман и Джон Дэрион, музыка Митча Ли) выделяется из глянцевого ряда своих жанровых собратьев ярко выраженной социальной направленностью, обращением к извечному конфликту добра и зла, человеческим ценностям. Получившийся спектакль в полной мере соответствует отечественной театральной традиции и органично вписывается в репертуар ЦАТРА.
     Разворачивающиеся на сцене картины Испании XVI века во многом созвучны тому, что происходит сегодня. Люди не верят друг другу, презирают друг друга, друг друга ненавидят... Музыка, оригинальные декорации, освещение сцены, движения актеров – все это подчеркивает разобщенность человеческого стада, безысходность того пути, по которому оно движется... Появление на этом фоне Дон Кихота – «Рыцаря Прямых Дорог», человека, верующего в добро и справедливость, видящего в окружающих только лучшие их черты, стремящегося помогать людям, - поначалу вызывает резкое неприятие, насмешку, презрение. Казалось бы, такое отношение в конце концов должно родить в сердце героя адекватную ответную реакцию, но Дон Кихот упорно идет своей дорогой, а потому его желание служить людям представляется власть имущим самым опасным безумством...
     Нет, Владимир Михайлович не играет именно безумца, в созданном им образе нет ни тени карикатурности. Его герой – интеллигентный человек, много переживший, много повидавший, о многом передумавший. Он потерял рассудок под гнетом пережитого – очень трудно сохранять разум в жестоком, лживом и подлом мире, когда живешь не по его волчьим законам. Однако Дон Кихот не потерял ни совесть, ни честь, ни смелость... Сколь страстно звучат его монологи, сколь искренне его желание служить людям!
     «Безумству храбрых поем мы песню!» - некогда сказал по совершенно иному поводу, прекрасный русский писатель Максим Горький. Думается, что и здесь также - героическое безумие. Недаром некоторые из людей, окружающих Дон Кихота, постепенно начинают его понимать...
     Говоря о спектакле, обязательно стоит отметить яркую, предельно эмоциональную работу заслуженной артистки России Ольги Васильевой – Альдонсы-Дульсинеи, артиста Дмитрия Ошерова в роли Санчо Пансы.
     ...Огромный Большой зал Театра армии был не просто заполнен, но забит до отказа: зрители сидели в проходах и даже стояли. Гром аплодисментов сменялся абсолютной тишиной - люди боялись проронить хотя бы одно произнесенное на сцене слово. Наверное, именно так было и шестьдесят лет назад, когда Владимир Зельдин играл на этой сцене Альдемаро в теперь уже легендарном «Учителе танцев»...
     Кто усомнится назвать его человеком счастливой судьбы?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex