на главную страницу

17 Февраля 2005 года

Твои защитники, Россия

Четверг

Полк у Борзоя

Алексей КОЗАЧЕНКО.



Полк, которым командует полковник Андрей Голубков, дислоцируется в Чечне, в шестидесяти километрах от границы с Грузией, возле населенного пункта Борзой. Там стык дорог, соединяющих горную и равнинную Чечню. Место расположения очень живописное. Здесь начинается Аргунское ущелье, окрестные склоны покрыты реликтовым буком. Высоко в горах военнослужащие полка, который первым из мотострелковых частей полностью перешел на контрактную основу, решают сложные боевые задачи.

     
Тучи ходят хмуро...

     Утро в полку всегда стандартное. С первым бликом солнца по четырем маршрутам начинают движение инженерно-разведывательные дозоры. Их задача - провести разведку двадцати пяти километров окрестных дорог, а после обеспечивать охрану дорожного полотна в светлое время суток. Кроме того, подразделения полка тремя сторожевыми заставами заняли круговую оборону на господствующих высотах, чтобы не допустить нападения на военный городок и полигон части. Задействованы в боевой работе артиллеристы. Расчеты САУ и «градов» - весомое средство усиления пограничных застав. Служба в отрыве от полка сложна. На «точках» тяжелые бытовые условия и громадные психологические нагрузки. Поначалу продолжительность таких командировок была до полугода. После тяжелого происшествия на одной из застав в марте 2004 года сроки пребывания здесь сократили.
     Шатой и окрестности для боевиков - своеобразный район отдыха и транзитного перехода на территорию сопредельной Грузии, поэтому здесь они стараются не «светиться». Однако обстановка вокруг полка напряженная: в начале года на фугасе подорвались саперы из группы разминирования, погибли трое. Летом расположение обстрелял снайпер. К счастью, обошлось без жертв. Кроме того, подразделение РЭБ постоянно засекает переговоры боевиков в непосредственной близости от части. Разведчики в окрестностях регулярно находят бандитские схроны.
     Особенно накалилась обстановка во время выборов президента ЧР. В этот период избирательные участки находились под круглосуточной охраной военных. Провокаторы оказывали психологическое давление, угрожали обстрелами и подрывами.
     Командование полка стремится наладить нормальные отношения с местным населением. Военные стараются быть дипломатами: не забывают поздравлять местных жителей, к примеру, с религиозными праздниками, старейшинам дарят какие-то подарки - таким образом поддерживается хрупкий мир и порядок в этом горном районе республики.
     
Горно-экстремальная подготовка

     Командир полка - бывший автогонщик. Когда он выезжает на полигон, то часто сам садится за руль серого уазика. Говорит, что на чеченских дорогах собственную жизнь никому не доверяет. Вот и нашу колонну из двух машин ведет полковник Андрей Голубков. Автомобили выскочили за пределы части, прямиком через Борзой устремились на полигон Альпийский. По пути встретились молодые парни, которые внимательно наблюдали за нами. Возле одного из дворов скопилось несколько десятков легковых автомобилей. За населенным пунктом дорога стала совсем плохой: резкие подъемы и спуски чередуются с подтопленными ложбинами. Здесь машина, «пилотируемая» командиром полка, резко вырвалась вперед. Настичь ее удалось только через десять минут - серый уазик по уши завяз в грязи, полностью перекрыв движение. Чтобы командир мог добраться на полигон, пришлось вызывать с соседней заставы БМП, а уазик еще долго высвобождал тягач. Даже сам выезд на полигон достаточно экстремален. Если передвигаться на технике, рискуешь застрять или слететь с обрыва. Поэтому практически каждый день подразделения совершают сюда пешие марши. Передвижение организуется строго по уставу: выставляется головной дозор, боевое охранение. Все понимают, что нападение боевиков вполне реально. Также большую опасность представляют фугасы. Саперы горько шутят – в земле здесь столько мин, сколько в швейцарском сыре дырок. Грунты подвижные, так что «адские машинки» кочуют по склонам, по-своему перекраивая карты минных полей.
     Несмотря на трудности и опасности, боевая учеба в полку проходит интенсивно.
     В 2004 году с каждым мотострелковым батальоном проводилось тактическое учение. Регулярны занятия по горной подготовке, боевые стрельбы. Нормальной организации боевой подготовки способствует приличная учебно-материальная база. Постоянно совершенствуется основной полигон – Альпийский. Недавно у полигонной команды появилась возможность устанавливать подъемники для мишеней. На Альпийском проходят все основные мероприятия боевой подготовки. Хорошо оборудованы и приказарменное стрельбище , и автодром с горным участком местности.
     
Гарнизон на террасах

     Федеральная целевая программа по переводу на контрактный принцип комплектования работает, в чем легко убедиться, побывав в военном городке возле населенного пункта Борзой. В стороне – живописные горы с приятными слуху названиями, например, Три Сестры, дальше – лес Герундук. Внизу хорошо просматриваются свободно разбросанные дома и постройки окрестных сел. Как на ладони – Шатой, в центре которого мечеть из красного кирпича. Когда-то на этой горе были лишь палатки. Меньше чем за два года здесь вырос военный городок, инфраструктуре которого позавидуют даже те, кто служит где-нибудь в Центральной России. Основные постройки – сборно-щитовые казармы (стоимость их здесь, в горах с учетом доставки стройматериалов сопоставима с затратами на возведение пятиэтажного дома в областном центре). Бросается в глаза то, что они обложены добротным красным кирпичом. В связи с переходом полка на новый способ комплектования дополнительно строятся общежития для контрактников, где военнослужащие будут жить по четыре человека в комнате. Обстановка внутри казарм разнится: в некоторых обычный военный двухъярусный аскетизм, в других – почти домашний уют. Так, в расположении зенитного ракетного дивизиона полы устланы коврами. В комнате досуга инженерно-саперного батальона – бильярдный стол. На крышах многих казарм можно увидеть «тарелки» спутниковых антенн. В одном из общежитий оборудовано кафе. Понятно, ребята скучают по дому, по удобствам цивилизованной жизни. Поэтому и приобретают все эти «излишества» за свои кровные. В то же время в полку библиотека ютится в маленькой комнатке, а фонд ее, мягко говоря, не богат. Полноценный досуг организовать достаточно сложно. Если, скажем, в Ханкалу время от времени добираются с концертами звезды эстрады, то сюда, в горы, никто приезжать не решается.
     Плохи дела и с доставкой почты. Газеты и письма идут несколько недель, а то и месяцев. Не хватает в части междугородних телефонов, их сейчас на несколько тысяч человек всего два. Однако солдаты нашли способ регулярно общаться с родными. Дело в том, что в хорошую погоду рано утром сюда пробивается сигнал от ретранслятора мобильной связи. Чтобы позвонить, некоторые поднимаются часов в пять утра и на плац - ловить радиоволну.
     Гарнизон полностью автономен: здесь есть все для жизни, своя котельная, прачечная, хлебопекарня, сеть небольших магазинов. К сожалению, в военторгах беден ассортимент товаров, а цены достаточно высоки. Военные отовариваются на рынке, который местные жители организовали неподалеку от части. Понимая, что офицеры и солдаты, несмотря ни на какие заперты, будут пользоваться услугами местных торговцев, командование части приняло решение взять под контроль обстановку на рынке. Теперь его охраняет комендантский взвод. Выход из части за покупками - строго по пропускам. Явный признак того, что бытовые условия в полку налаживаются, - приезд в часть офицерских жен. Сейчас в гарнизоне пятьдесят две «декабристки». К примеру, жена командира батальона капитана Голубева Регина. Она делила тяготы и лишения с мужем даже на заставе, в палатке. Сегодня семья офицера, в которой недавно родился малыш Глеб, живет в хорошем общежитии с горячей водой и центральным отоплением. В городке часто можно увидеть мамочек, прогуливающихся с колясками. Всего в части семеро малышей ясельного возраста. Ожидается, что в ближайшее время в «детском полку» будет пополнение. Поэтому командование планирует строительство детского сада. К первому сентября следующего года намечено открыть школу. Уже подбираются кадры: из Подмосковья в Борзой приедет директор, завучем скорее всего назначат рядового Сергея Скориненкова, который до службы в армии девять лет проработал в школе.
     
Профессионалы

     Служба в полку - хороший трамплин для дальнейшей карьеры. Некоторые офицеры добровольно продлевают службу свыше установленных здесь двух лет. Наиболее усердные за короткий срок проходят путь от взводного до командира батальона. С набором контрактников на должности солдат и сержантов дела обстоят посложнее. Весной 2004 года полк перешел на контрактный способ комплектования. Но спустя полгода ситуация заметно ухудшилась. Сегодня некомплект солдат и сержантов - несколько сот человек. В марте командование убедило остаться в строю большинство солдат-призывников. Однако в ближайшее время у полутора тысяч «волонтеров» одновременно заканчивается контракт. И многие еще не определились, будут ли его продлевать. Быть солдатом здесь трудно: напряженная боевая работа сочетается с нарядами и хозяйственной деятельностью. Из-за однообразия обстановки и длительного отрыва от семей накапливается психологическая усталость. Требует корректировки и схема выплат вознаграждения за участие в боевых действиях. Изменение жилищных условий - только в перспективе. Также необходимо пересмотреть распорядок дня контрактников. Тем не менее среди них есть такие, как командир отделения снайперов старшина Владимир Корустин, который настроен продлить контракт. Младший сержант Юрий Гаврилов хочет поступать в школу прапорщиков. К слову, в этом году в школу прапорщиков и на курсы подготовки младших офицеров поступили сорок человек. Основным стимулом для продолжения службы здесь, несомненно, стал сравнительно высокий уровень оплаты рискованного ратного труда. Многие выходцы из бедных регионов, побывав в отпусках и ощутив, насколько вырос их социальный статус, укрепляются в желании служить. Контрактники помогают родителям, начинают строить себе дома, покупать автомобили. Был случай, когда отец контрактника-отказника, узнав, какое у сына денежное довольствие, сам привез его обратно в часть и попросил командира оставить парня в строю.
     Несмотря на бытовые и прочие трудности, уровень боевой подготовки и состояния воинской дисциплины в полку достаточно высоки. Даже по сравнению с соседними комендатурами. Секрет прост: здесь удалось избавиться от комплекса временщиков и люди научились профессионально относиться к делу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex