на главную страницу

18 Февраля 2005 года

Украина

Пятница

Первые шаги рожденных революцией

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



Для «оранжевых» Украины наступает пора ыполнять предвыборные обещания. Во всех структурах исполнительной власти уже произведена смена «верхнего эшелона». Новым руководителям поставлены задачи по наведению порядка, борьбе с коррупцией и взяточничеством. Близкие к бывшему президенту украинские олигархи прощаются с предприятиями, доставшимися им в результате приватизационных сделок, которые власть называет незаконными. Новая власть обратила внимание на людей в погонах - в министерстве обороны Украины началась разработка концепции реформирования системы денежного обеспечения и системы социальных льгот военнослужащих. Тем временем обозначились первые трудности внешнеполитического характера – Евросоюз не торопится видеть Украину в своем составе, предпочитая иметь дело с Украиной-соседкой.

     Когда «оранжевая революция» была в самом разгаре, социологи замечали, что значительная часть украинских граждан не столько поддерживала команду Ющенко, сколько выражала свой протест против тех порядков, которые сложились при Кучме. Ющенко обещал все исправить, покончив с коррупцией и взяточничеством, и теперь для собственного политического долгожительства обещания нужно исполнять. Иначе новая власть так же, как и отправленная в отставку, неизбежно станет объектом недовольства раздраженного населения.
     В принципе для реализации нового курса отнюдь не обязательно устраивать стопроцентную ротацию кадров в системе исполнительной власти. «Верхи» вполне могут довольствоваться тем, что их просто признает бюрократия среднего звена и не станет устраивать саботажа. А вот верхний эшелон, как правило, меняется полностью. На Украине это уже пройденный этап - новые руководители силовых структур и их заместители назначены, новое правительство сформировано. Обладатели новых для себя должностей знакомятся с положением дел, а президент и премьер-министр торопят, надеясь уже в этом году получить такие результаты, которые можно было бы без стеснения предъявить общественности.
     Одним из первых дел новой власти стала отмена итогов приватизации крупнейшего металлопроизводителя Украины – ОАО «Криворожсталь». Чаще других главным пострадавшим от этого мероприятия называют Виктора Пинчука - зятя бывшего президента Украины. Имя другого крупнейшего совладельца комбината, Рината Ахметова, звучит при этом значительно реже. Некоторые наблюдатели полагают, что неспроста. К Пинчуку у премьер-министра Юлии Тимошенко отношение по известным причинам крайне негативное, к Ахметову же она такой неприязни не испытывает. Если все дело в личностях, то говорить о реальной смене курса нового правительства рановато.
     Впрочем, о жажде перемен президент Виктор Ющенко говорит часто. Так, представляя руководящему составу Службы безопасности Украины нового руководителя этого ведомства Александра Турчинова, президент призвал работников спецслужбы начать наводить порядок в финансовой сфере страны и добавил, что в случае неэффективной борьбы с коррупцией в Украине «рано или поздно мы придем к социальному конфликту».
     На первой международной конференции инвесторов, организованной компанией «Ренессанс Капитал Украина», Ющенко призвал иностранных инвесторов не давать взяток украинским чиновникам и заметил, что зарубежные инвесторы в своих бизнес-планах относительно Украины могут ввести новую строку доходов – «экономия на коррупции».
     К борьбе со взяточничеством решено подключить и население. Государственный секретарь Украины Александр Зинченко сообщил, что будет введен специальный телефонный номер для того, чтобы любой человек анонимно мог сообщить о взятках. Новая власть «сделает все, чтобы доказать, что это будет народная власть» уже в течение этого года. «Больше деньги не будут ходить по высоким кабинетам», - утверждает Зинченко.
     Юлия Тимошенко недавно раскритиковала работу украинской таможни. Тимошенко подчеркнула, что необходимо сделать надежный заслон контрабанде товаров, сделать невозможной ситуацию, когда на границе действуют не законы, а договоренности, когда денежные потоки, которые должны были бы поступать в бюджет, перетекают в карман дельцов. «Наше правительство способно прекратить контрабанду, – заявила Тимошенко. – Так, как было до этого, уже не будет».
     Одним из первых результатов борьбы с контрабандой стало задержание на прошлой неделе в аэропорту «Борисполь» группы возвращавшихся из Ирака украинских военнослужащих. У них было изъято более 300 тысяч долларов, и СБУ обвинила их в том, что они, используя служебное положение, организовали канал нелегального ввоза на Украину иностранной валюты. Эта история вышла скандальной, однако представляется, что Тимошенко, говоря о необходимости прекратить контрабанду, имела ввиду прежде всего уводимые от растамаживания товарные потоки, а не денежные.
     Можно как угодно относиться к вышеописанным примерам борьбы со взяточничеством и коррупцией, за чистоту госструктур и справедливость в приватизационных сделках. Однако возведенный в абсолют скепсис в отношении новой украинской власти вряд ли уместен. Хотя бы потому, что ее первые шаги во внутриполитической сфере вполне способны привести к укреплению государства.
     Показательно в этом смысле отношение к людям в погонах, и прежде всего к военнослужащим армии и флота.
     Заботу об армии декларировало и прежнее украинское руководство. Только вот военнослужащие ее не ощущали, поэтому и не встали в критический момент на его защиту. В отличие от Пинчука и прочих близких к прежней власти олигархов, украинским солдатам, лейтенантам и даже полковникам терять было нечего. Военные с уходом прежней власти ничего не теряли. «Оранжевые» же вселяли надежду; как известно, если плохо, то перемены, скорее всего, к лучшему.
     Сегодня на Украине началась разработка концепции реформирования системы денежного обеспечения и социальных гарантий военнослужащих. Работа ведется в департаменте стратегического планирования Минобороны страны. Идея разработки концепции - результат осознания плачевного положения в сфере оплаты ратного труда, что приводит к увеличению напряженности среди личного состава и в обществе в целом. К примеру, военнослужащие Вооруженных сил Украины получают денежное обеспечение на 30 процентов меньше, чем в других силовых структурах, а средняя заработная плата по основным отраслям народного хозяйства в 2004 г. была на 58 процентов выше, чем у работников Вооруженных сил. Остаются нерешенными вопросы и пенсионного обеспечения военных пенсионеров.
     С целью системного решения указанных вопросов министром обороны Украины Анатолием Гриценко было принято решение в сжатые сроки разработать концепцию реформирования денежного обеспечения, заработной платы и системы социальных льгот и компенсаций военнослужащих и работников вооруженных сил. Можно не сомневаться – концепцию разработают. Удастся ли ее внедрить и тем самым вытащить из нищеты военное сословие, вернув им уважение со стороны других слоев общества? Прежде всего это зависит от состояния экономики.
     Виктор Ющенко недавно высказал предположение, что в 2005 г. рост внутреннего валового продукта Украины может сохраниться на уровне 12 процентов, как в прошлом году. «Есть основания говорить, что если будут найдены правильные ответы на вопросы оптимизации государственной политики, в частности, макроэкономические, эти темпы роста будут неизменной характеристикой работы национальной экономики в этом году», – сказал Ющенко. Похоже, что и сам Виктор Андреевич в неизбежности экономического успеха не уверен. Географическое положение Украины, как известно, предоставило этой стране возможность богатеть за счет транзита между Россией и Евросоюзом. ЕС отводит Украине в мировом, точнее, евразийском, разделении труда именно транзитную роль. При этом развитие на Украине высоких технологий, которые существуют в местном оборонно-промышленном комплексе, европейцев не интересует. Следовательно, сближение с Евросоюзом гарантирует процветание на Украине лишь одной отрасли экономики – транспортной. Работников, не задействованных в транспортной сфере, при таком раскладе ждет прозябание.
     Тесный контакт с Россией может дать гораздо более весомый эффект, поскольку к развитию необходимого России транзита прибавляется развитие украинского ВПК, тесно связанного с российским.
     Пока новая украинская власть чаще стучится в европейские двери. В Евросоюзе стук слышат, спокойно воспринимают заявления украинских властей о готовности до ноября 2005 г. выполнить все требования, необходимые для вступления Украины во Всемирную торговую организацию и т.п., но открывать двери не спешат.
     Приехав в Киев с визитом, комиссар ЕС по иностранным делам Бенита Ферреро-Вальднер привезла новый компромиссный вариант сотрудничества с Украиной, который фактически не предусматривает возможности членства Украины в Евросоюзе ни в ближайшем, ни в обозримом будущем. Хотя по словам Ферреро-Вальднер, новый план действий будет мощным сигналом для Украины, обозреватели считают, что это не тот сигнал, которого ждет новая правительственная команда и Виктор Ющенко, который провозгласил членство в ЕС одной из магистральных целей Украины. «Конечно, Украина в Европе, но я могу сказать вам также, что Европейская политика соседства не касается членства; ответ ясен», - отмечала Ферреро-Вальднер накануне визита.
     Трехлетний план соседства, который в Киеве согласились рассматривать только как первый шаг к членству, включает шаги, которые откроют доступ некоторым украинским товарам на европейский рынок, разрешат вопросы, связанные с предоставлением Украине статуса страны с рыночной экономикой, ускорят вступление Украины в ВТО и общий европейский рынок. Но свой отказ в членстве Евросоюз объясняет не украинскими, а скорее собственными проблемами. «Украина – это огромная страна, которая еще может многое сделать, и с чего-то нужно начинать. А во-вторых, Европейский Союз только что принял в свои ряды 10 новых стран. Их нужно переварить. Существуют также важные Копенгагенские критерии, которые определяют условия членства. Нужно помнить, что ЕС должен иметь возможности принять новых членов», - объясняет Ферреро-Вальднер. По ее словам, не все страны-члены ЕС готовы даже размышлять над членством Украины.
     Таким образом, европейские прагматики, поддержав «оранжевую революцию», тут же усадить ее героев на пир за европейским столом не спешат. Американская финансовая помощь пока что лишь в проекте, а ее объем в 165, 5 миллиона долларов никак не сопоставим с масштабом украинской экономики, поэтому для нее окажется незначительным. Выход для Украины – в развитии уже налаженных торгово-экономических связей, в том числе с Россией, в развитии ранее созданных высокотехнологичных отраслей экономики. Только в этом случае в бюджете появятся средства для решения любых социальных вопросов, в том числе и в армейской среде.
     Впрочем, все это важно лишь в том случае, если новая власть со временем тихо не откажется от предвыборных обещаний. В Грузии герои «розовой революции» тоже обнадеживали людей скорым процветанием. А в Тбилиси как не было зимой центрального отопления в 90-е годы, так нет и по сей день. Это лишь один из немногих примеров продолжающегося грузинского развала. И сегодня вчерашние сторонники Саакашвили уже не в силах представлять себе будущее страны в розовом цвете.
     Время покажет, может ли будущее стать светлым, если прошлое было «оранжевым».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex