на главную страницу

18 Февраля 2005 года

Армия и общество

Пятница

НЕ УПУСТИТЬ СВОЙ «МиГ»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» предстоит серьезное испытание - участие в индийском тендере. В нем предполагается участие проверенных «бойцов» - французского «Mirage» 2000-5, шведского «Gripen» и американского F-16. «Бой» предстоит нешуточный, ведь речь идет о многомиллионном контракте. Здесь уж не до деликатностей и джентльменства. Вопрос будет стоять ребром: кто кого? Третьего не дано. Готов ли к схватке «МиГ», что может предложить инозаказчикам ведущая авиастроительная фирма России?

     Чтобы ответить на эти вопросы, следует взглянуть на итоги завершившейся недавно выставки «Аэро Индия 2005». Отметим, что российская экспозиция пользовалась там особой популярностью среди зарубежных специалистов. Многие из них выделяли Российскую самолетостроительную корпорацию (РСК) «МиГ», для которой февраль стал довольно успешным. В первых числах месяца было объявлено о начавшихся поставках в Йемен легких фронтовых истребителей МиГ-29СМТ. Всего эта страна планирует получить 20 самолетов указанной модификации - 6 новых и 14 модернизированных.
     Следующий успешный шаг корпорации - завершение формирования кооперации и начало серийного изготовления для ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования МиГ-29К. Их конфигурация выполнена в соответствии с требованиям заказчика. Поставки запланировано произвести с 2007 по 2009 год.
     20 января 2004 года РСК «МиГ» подписала контракт (на сумму более 700 млн. долларов) с ВМС Индии на поставку истребителей. Заказчик получит 12 одноместных самолетов МиГ-29К, четыре двухместных -
     МиГ-29КУБ и тренажер. Предусмотрена также поставка запчастей, обучение летчиков и технического персонала заказчика, организация сервисного обслуживания поставленных самолетов на базе заказчика. Контрактом оговорен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 года.
     По мнению генерального директора - генерального конструктора РСК «МиГ» Алексея Федорова, программа создания палубного истребителя МиГ-29К достаточно сложная и амбициозная. При этом индийский контракт хорошо отработан и будет выполнен в намеченные сроки. Все работы идут по графику.
     Какие отличительные особенности индийского варианта МиГ-29К? Он оснащен цифровой четырехканальной электродистанционной системой управления, при которой передача движений летчика происходит от датчиков на педалях и ручках управления в кабине по проводам через ЭВМ на рули самолета без использования механических тяг.
     На самолете установлена бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Жук-МЭ». Она позволяет сопровождать десять целей и выполнять одновременный обстрел четырех из них. Режим картографирования дает возможность просматривать земную поверхность с разрешением 5х5 метров. В настоящее время разработчики БРЛС работают над доведением этого параметра до 1х1 метра. «Жук-МЭ» обеспечивает распознавание типа и класса целей вплоть до зависшего вертолета, а также выполнение полета на малых высотах.
     Истребитель оборудован системой дозаправки, отвечающей не только российскому, но и западному стандартам. МиГ-29К и сам может выполнять полет в качестве самолета-заправщика. Для этого необходимо только подвесить контейнер ПАЗ-1МК.
     Тяга двигателя РД-33МК увеличена до 9 тонн. Он обладает всеракурсным управлением вектором тяги. Для него разработана система управления силовым агрегатом и воздухозаборником, а средства диагностики состояния силовой установки позволяют выполнять ее эксплуатацию «по состоянию». За рубежом аналогов российскому двигателю нет!
     РСК «МиГ» готова к дальнейшему продвижению своей продукции как в Индии, так и на мировом рынке вооружения. В начале февраля глава корпорации заявил о намерении предложить истребитель МиГ-29М2 на тендер по закупке Индией боевых самолетов. Новая модернизация направлена на увеличение маневренных возможностей, боевой нагрузки, расширения номенклатуры используемых средств поражения. Для этого состав экипажа на российском истребителе увеличен до двух человек. Фактически РСК «МиГ» создала многофункциональный авиационный комплекс, способный выполнять различные задачи.
     В конкурсе, как говорилось выше, предполагается участие французского «Mirage» 2000-5, шведского «Gripen», американского F-16. Зарубежные конкуренты у российской корпорации довольно серьезные, и на рынке оружия они не новички. Борьба за контракт будет нешуточная. Индия по сути уже начала проведение тендера. Состоявшиеся в прошлом году учения, в которых индийские летчики участвовали на истребителях российской и французской разработки, дали специалистам массу информации для анализа. Уповать на то, что «порванные в клочья» американские F-16 не составят конкуренции, не стоит.
     Модернизированный F-16 block 50 не получил хвалебных оценок среди специалистов. Выполненная доработка по увеличению запаса топлива, по мнению экспертов, весьма существенно ограничила маневренные возможности истребителя. Не оправдала надежд и новая БРЛС, она осталась практически на уровне своей предшественницы.
     Однако в рекламе США преуспели более чем кто-либо в мире. В ближайшее время следует ожидать заявлений о новых ноу-хау, доработках, которые якобы существенно изменят возможности истребителя американского производства. Наверняка индийской стороне будут сделаны весьма заманчивые предложения. Вот только насколько это соответствует действительности, стоит хорошо подумать. США практически сорвали тендер по ударному вертолету, проводимый Турцией, а Венесуэле продали F-16 с ракетами только средней дальности.
     Немаловажным является и другой фактор. Индия граничит с Пакистаном, а его американцы считают своим стратегическим партнером в данном регионе. Навряд ли США решатся на поставку более современной техники пакистанскому соседу.
     Шведский «Gripen», разрабатываемый в свое время как европейский самолет пятого поколения, уже сегодня является техническим аутсайдером тендера. Про него можно сказать коротко - «солянка». В него вложили свой труд практически все европейские авиафирмы. Англичане производят катапультируемые кресла, системы кондиционирования и шасси, французы – топливную систему и вспомогательную силовую установку, немцы совместно с англичанами – гидравлическую систему, ну а двигатель подобрали американцы. Вот и получилось, как в той известной пословице про дитя, у которого семь нянек…
     Наиболее сильный противник, имеющий высокие шансы на победу, – «Mirage» 2000-5. Французскую электронику индийские военные оценивают довольно высоко. Франция построила в Индии линии по ее производству. Правда, РСК «МиГ» на примере корабельного варианта истребителя продемонстрировала возможность установки иностранной начинки на российские авиакомплексы.
     До недавнего времени французская «бесхвостка» стояла довольно близко от МиГ-29. С появлением РД-33МК «двадцать девятый» по маневренным возможностям уйдет в отрыв. К тому же немаловажным является тот факт, что на МиГе установлены два двигателя. Любой военный летчик вам скажет: запас мощности никогда не бывает лишним.
     Индия в последние годы весьма динамично развивается и переводит свои вооруженные силы на качественно новый уровень. При этом, не желая зависеть от продавцов оружия при проведении тендеров, ставит условие создания на своей территории завода по производству закупаемого вооружения. Корпорация «МиГ», как не раз заявляло ее руководство, готова к такому сотрудничеству. Не будет препятствий и со стороны Правительства России.
     Есть еще одна особенность у индийского заказчика. Он в стремлении оставить свои руки несвязанными выбирает нескольких поставщиков авиатехники, по крайней мере так было до недавнего времени. На вооружении военной авиации Индии мирно сосуществуют истребители марок «МиГ», «Су» и «Mirage». Специалисты отмечают, что для победы в тендере корпорации «МиГ» потребуется поддержка на российском государственном уровне. Здесь все действия должны быть выверены с ювелирной точностью. Любое непродуманное заявление с российской стороны в отношении фирмы «МиГ» может склонить чашу весов в пользу ее конкурентов.
     Еще вчера отказ или снижение демонстрационных площадей корпорацией «МиГ» в европейских международных авиасалонах кое-кем преподносился как непродуманный и самоубийственный шаг. Однако РСК «МиГ» продолжала «равняться» на потенциальных заказчиков, которые находятся за пределами Европы, а не на демонстрацию своих успехов перед западной публикой. Вектор поиска ведущего российского авиастроителя указывал «на юг». Движение в этом направлении, как видим, выбрано правильно.
     В заключение стоит напомнить о готовящейся в настоящее время модернизации истребителей МиГ-29 для Военно-воздушных сил России. Большой объем работы, связанный с опытно-конструкторскими работами, отработкой технического облика, испытаний самолета в РСК «МиГ», по словам ее гендиректора Алексея Федорова, делается за счет средств, поступающих от экспортных контрактов и собственных оборотных средств. Итогом всего этого станут продление ресурса, повышение боевого потенциала и возможностей МиГ-29. Сейчас для российских военных и конструкторов важно не упустить свой миг.
     



     
Основные характеристики МиГ-29М2

     Экипаж, чел.
2

     Взлетная масса, кг
     нормальная
17.700

     максимальная
23.700

     Тип двигателя
РД-33, сер. 3М

     Тяга
     на форсаже, кгс
2х8.300 (8.700)

     Максимальная скорость, км/ч
     у земли
1.400

     на высоте
2.200

     Практический потолок, м 18.000
     Дальность полета, км
     - без ПТБ
1.800

     - с тремя ПТБ
3.000

     Максимальная эксплуатационная перегрузка, g
9

     Максимальная боевая нагрузка, кг около
6.500

     Вооружение: бортовая пушка ГШ-301 калибра 30 мм, ракеты «воздух–воздух» Р-27Р1, РВВ-АЕ, Р-73Э, «воздух – поверхность» Х-29Т, Х-31А, Х-31П и Х-35Э, неуправляемые ракеты, а также корректируемые и свободнопадающие авиабомбы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex