на главную страницу

19 Февраля 2005 года

Армия России - XXI век

Суббота

Орган стратегического планирования

20 февраля - день Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ

Начальник Главного оперативного управления - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
генерал-полковник Александр РУКШИН.




     20 февраля отмечает свой день рождения один из ведущих органов Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - Главное оперативное управление. Ему исполняется 303 года. На фоне развернувшегося в нашей армии поиска своих исторических корней эта дата выглядит достойной и исторически справедливой.

     История органов оперативного управления Русской армии действительно насчитывает не одну сотню лет. Их прообразом были чины походно-полевой службы, введенные в полках «нового строя» при царе Алексее Михайловиче в 30-е годы XVII века, - полковые сторожеставцы и станоставцы. В середине XVII века полковых сторожеставцев и станоставцев по примеру армий западно-европейских государств стали именовать квартирмейстерами. Впервые обязанности чинов квартирмейстерской службы были определены в Воинском уставе 1698 года, автором которого был принятый на русскую службу немецкий генерал А. Вейде.

     В стройную централизованную систему квартирмейстерская служба сложилась в годы Северной войны (1700 - 1721 гг.). После неудачного Нарвского сражения главнокомандующий армией в Лифляндии генерал-фельдмаршал Б.П. Шереметев направил доклад на имя Петра I, в котором одной из причин неудачи указал на отсутствие генерал-квартирмейстера как своего помощника по всем вопросам, касающимся расположения и передвижения войск. «Нужно, надобно, и без того пробыть нельзя», - писал он царю. 9(20) февраля 1702 года высочайшей резолюцией в Русской армии учреждается должность генерал-квартирмейстера, на которую назначается князь А.Ф. Шаховской. Тем самым было положено начало созданию системы органов оперативного управления, основными задачами которых были и остаются подготовка предложений по планированию применения войск и обеспечение управления ими в ходе боевых действий.

     После знаменитого Полтавского сражения, в феврале 1711 г., Петр I утверждает первые «Штатные положения Генерального штаба», в которых закрепляет учреждение должности генерал-квартирмейстера как главы квартирмейстерской службы.

     Должностные обязанности квартирмейстеров - от ротного фурьера (от нем. fuhren - вести) до генерал-квартирмейстера при главнокомандующем - были закреплены в петровском Воинском уставе 1716 г. На них возлагалось изучение театров военных действий, организация размещения и передвижения войск в мирное и военное время, сбор сведений о противнике, ведение карт, составление отчетов о военных действиях и т.п. Одновременно с уставом были утверждены и новые «Штатные положения Генерального штаба»: должности квартирмейстеров вводились во всех воинских организмах от роты до армии.

     Первоначально квартирмейстерские органы создавались только в штабах действующей армии (на период боевых действий). В мирное время подготовке квартирмейстеров уделялось мало внимания. Да и сам Генеральный штаб понимался тогда не как орган военного управления, а как собрание высших военных чинов. Такое положение отрицательно сказалось на состоянии управления Русской армией в ходе Семилетней войны (1756 - 1763 гг.), несмотря на ряд одержанных Россией побед.

     Екатерина II, вступив на престол, назначила военную комиссию для выработки мер по реформированию армии. Комиссия предложила реорганизовать Генеральный штаб в особый орган военного управления, «дабы оному, обще с генерал-квартирмейстерами, яко главными в том штабе классами, во время мира состоять под единственным ведением главного над всем... войском». В предложениях были изложены и основные задачи Генерального штаба: в мирное время сбор сведений о вероятном противнике, ведение карт дислокации войск, планирование военных кампаний, определение путей движения и снабжения войск, а в военное время - выделение офицеров-квартирмейстеров в армии и корпуса, чтобы вести войска в соответствии с разработанными планами.

     14(25) января 1763 г. Екатерина II утвердила предложения военной комиссии и штат Генерального штаба. Впервые в истории Русской армии создавался постоянно действующий орган военного управления, которому вменялось в обязанность в мирное время заниматься вопросами подготовки к будущим войнам.

     Вся последующая история квартирмейстерской службы связана с Генеральным штабом, в состав которого она неизменно входила при всех реорганизациях, а порой брала на себя и полное выполнение его функций (в период упразднения Генерального штаба с 1796 по 1827 г.).

     Первоначально в Генеральном штабе состояли только чины квартирмейстерской службы. В последующем в нем были созданы секретная экспедиция (для передачи войскам приказов боевого управления), чертежное бюро (для ведения картографических работ), а также научная библиотека - для «ученых занятий» офицеров-квартирмейстеров.

     Исторический факт. До 1770 г. в должности обер-квартирмейстера в Генеральном штабе проходил службу М.И. Голенищев-Кутузов - будущий генерал-фельдмаршал, главнокомандующий Русской армией в Отечественную войну 1812 г. Так что этого выдающегося полководца офицеры Главного оперативного управления считают своим сослуживцем.

     По вступлении на престол Павла I в 1796 г. управление квартирмейстерской частью было изменено. Генеральный штаб упразднялся, а вместо него создавалась подчинявшаяся непосредственно царю Свита по квартирмейстерской части. В отличие от Генерального штаба у свиты не было ни постоянного штата, ни особой формы одежды; она представляла собрание военных чинов, порой слабо сведущих в вопросах военного управления. Участие России в войнах против наполеоновской Франции (1799 - 1804 гг.) выявило этот недостаток в полной мере.

     Император Александр I начал предпринимать шаги по укреплению органов военного управления. Правда, Свита по квартирмейстерской части сохранила свою самостоятельность и после создания в 1802 г. Военного министерства. В мае 1810 г. на должность генерал-квартирмейстера свиты был назначен большой знаток военного дела и штабной культуры генерал П.М. Волконский. Накануне Отечественной войны 1812 г. при его непосредственном участии был разработан важный уставной документ - «Учреждение для управления большой действующей армией», в котором подробно излагались права и обязанности чинов квартирмейстерской части по управлению войсками в военное время.

     В годы Отечественной войны генерал-квартирмейстер свиты, периодически выезжая в действующую армию, находился при императоре как его главный военный советник. Офицеры квартирмейстерской части практически все были распределены по воинским частям. За годы войны некоторые из них в знак признания личных заслуг в деле управления войсками были причислены к гвардии и образовали гвардейский Генеральный штаб.

     После Отечественной войны последовало преобразование органов управления военного времени. В июне 1827 г. Свита по квартирмейстерской части вновь преобразуется в Генеральный штаб, во главе которого был поставлен генерал-квартирмейстер. В 1832 г. все сохранившиеся с войны органы военного управления, получив иное наименование, функции и организацию, вошли в состав Военного министерства. На правах департамента в состав Военного министерства был включен и Генеральный штаб.

     Выполнение обязанностей по квартирмейстерской части требовало специального военного образования. В этой связи большое значение имело открытие 26 ноября 1832 г. в Петербурге Военной академии, специально предназначенной для подготовки офицеров Генерального штаба (с 1855 г. она стала именоваться Николаевской академией Генерального штаба). С началом деятельности академии к Генеральному штабу было запрещено причислять офицеров без высшего военного образования. Исключение делалось только для имеющих особые военные заслуги.

     В ходе военных реформ 60-70 годов XIX века, получивших название «милютинских», система военного управления была реорганизована. Департамент Генерального штаба был преобразован в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ). Военный министр Д.А. Милютин, сам бывший «из квартирмейстеров», стремился превратить ГУГШ в свой рабочий орган, охватывающий все основные вопросы руководства вооруженными силами в мирное и военное время. Однако многие начинания Милютина были либо отвергнуты, либо забыты его последователями на посту военного министра.

     После неудачной для России войны с Японией последовала череда организационных преобразований. В 1905 г. восстанавливается должность начальника Генерального штаба как самостоятельного военного руководителя, подчиненного непосредственно царю. Его рабочим органом стало ГУГШ. Однако уже в 1908 г. начальник Генштаба вновь был подчинен военному министру, а ГУГШ введено в состав Военного министерства.

     В 1910 г. были приняты новые структура и положение о Главном управлении Генерального штаба. Ведущим органом ГУГШ был отдел генерал-квартирмейстера, а сам генерал-квартирмейстер, согласно положению, являлся «ближайшим сотрудником начальника Генерального штаба по всем вопросам и делам, касающимся размещения, передвижения и службы войск, их боевой подготовки и мобилизационной готовности».

     С началом Первой мировой войны благодаря деятельности ГУГШ в запланированные сроки были проведены мобилизация, сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий. Кстати, некоторые фрагменты этой работы образно раскрыты в известном историческом романе В. Пикуля «Честь имею».

     Из руководящего состава ГУГШ была сформирована Ставка Верховного Главнокомандующего. Две трети штаба Ставки составляли офицеры отдела генерал-квартирмейстера. Начальник отдела генерал-майор Ю.Н. Данилов стал генерал-квартирмейстером при Верховном Главнокомандующем.

     Накануне Октябрьской революции отдел генерал-квартирмейстера разделили. На отдел 2-го генерал-квартирмейстера возлагались вопросы военной разведки и контрразведки. В ведении отдела 1-го генерал-квартирмейстера остались только вопросы оперативного характера.

     После Октября новая власть стала создавать собственные органы военного управления. Хотя формально ГУГШ существовало до мая 1918 года, заметной роли в управлении войсками оно уже не играло. Тем не менее опыт и организаторские способности многих «старорежимных» военспецов были востребованы новой властью и заложили первоосновы штабной культуры органов оперативного управление советского периода. Достаточно сказать, что практически все создаваемые советской властью органы оперативного управления возглавлялись и укомплектовывались выпускниками Академии Генерального штаба. Среди них главнокомандующие вооруженными силами республики И.И. Вацетис и С.С. Каменев, начальники Всероссийского главного штаба и Полевого штаба Реввоенсовета республики генералы Н.И. Раттэль, Ф.В. Костяев, А.А. Свечин, М.Д. Бонч-Бруевич, П.П. Лебедев, начальники оперативных управлений генералы Н.А. Сулейман, С.Н. Кузнецов, В.И. Михайлов, полковники С.А. Меженинов, Б.М. Шапошников. Всего в 1918 - 1920 гг. в корпусе Генерального штаба РККА состояло 639 офицеров, в т.ч. 252 генерала. Эти факты дают право говорить об исторической преемственности Красной Армией штабной культуры и традиций старой Русской армии.

     3 марта 1918 года для руководства обороной Советской Республики и организации Вооруженных Сил постановлением Совнаркома РСФСР был образован Высший военный совет. При Высшем военном совете в качестве рабочего органа создается штаб, начальником которого назначается генерал-майор Русской армии Н.И. Раттэль. Оперативное управление штаба возглавил также бывший генерал Н.А. Сулейман (первоначально должность начальника оперативного управления называлась «генерал-квартирмейстер»), а его помощником по оперативной работе был назначен бывший полковник Генерального штаба Б.М. Шапошников (впоследствии Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба Красной Армии).

     В целях упорядочения структуры и работы центральных органов военного управления в мае 1918 года происходит их реорганизация. Органы бывшего Военного министерства, в том числе и ГУГШ, расформировываются и учреждается Всероссийский главный штаб (Всеросглавштаб), на который возлагается решение вопросов мобилизации, формирования, устройства и обучения Красной Армии, а также разработка штатов, уставов, инструкций и положений для войск.

     В составе Всеросглавштаба также создается оперативное управление, сотрудники которого разрабатывали планы военных действий и инженерной обороны страны, готовили еженедельные оперативные сводки по фронтам, ежемесячные отчеты о проведенных операциях, карты расположения своих войск и войск противника, статистические описания военных округов.

     В результате оперативное руководство войсками оказалось децентрализовано и разделено между несколькими органами управления.

     С целью объединения руководства Вооруженными Силами в руках ответственного перед правительством единого органа высшей военной власти постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. создается Революционный военный совет республики (РВСР) и учреждается должность главнокомандующего вооруженными силами республики, на которую назначается И.И. Вацетис.

     Рабочим органом РВСР и главнокомандующего, через который осуществлялось оперативно-стратегическое руководство армией и флотом, стал штаб РВСР, сформированный на основе упраздненного штаба высшего военного совета. Его начальником остался Н.И. Раттэль.

     2 октября 1918 г. штаб РВСР переименовывается в Полевой штаб РВСР. Одновременно расформировывается оперативное управление Всеросглавштаба. С этого момента оперативное управление Полевого штаба РВСР становится единственным органом оперативного руководства войсками. Его первым начальником стал опытный генштабист, бывший генерал Русской армии В.И. Михайлов.

     На оперативное управление возлагались: разработка стратегических планов по указанию главного командования, директив и оперативных заданий фронтам; ведение учета вооруженных сил, их группировок на фронтах и дислокации внутри государства; организация оперативных перевозок войск; руководство войсковой разведкой; сбор и обработка сведений о противнике; организация военно-топографической службы; обобщение боевого опыта; ведение переписки с Наркоматом иностранных дел по военно-дипломатическим вопросам.

     С октября 1919 г. по февраль 1921 г. Оперативное управление Полевого штаба возглавлял Б.М. Шапошников. Находясь на этом посту, он принимал активное участие в разработке плана контрнаступления против деникинских войск в октябре 1919 года, кампании 1920 года на Юго-Западном, Западном фронтах и в Крыму. Наряду с разработкой стратегических планов разгрома внутренней контрреволюции и интервентов, Б.М. Шапошников немало сделал и для претворения их в жизнь, проявляя при этом инициативу и твердость в управлении войсками.
     
Продолжение>>>




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex