на главную страницу

19 Февраля 2005 года

Планета людей

Суббота

Варианты кавказского гостеприимства

Олег ГОРУПАЙ (Тбилиси), Александр ТИХОНОВ.



Официальный визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Армению прошел в деловом режиме, характерном для переговоров представителей стран-союзников, которые стремятся наращивать сотрудничество по всем направлениям. Визит Лаврова в Грузию, по его же словам, был попыткой расчистить те завалы, которые образовались в российско-грузинских отношениях. От стремления к добрососедским отношениям с Грузией российская сторона по-прежнему не отказывается, хотя закрывать глаза на всевозможные демарши официального Тбилиси, направленные против интересов России в регионе, не намерена.
Министра иностранных дел России Сергея Лаврова принимали Армения и Грузия по-разному.

     

     Антироссийская кампания в тбилисских СМИ была дополнена своеобразным дипломатическим шагом грузинского МИД. В самый последний момент формат визита министра иностранных дел России был понижен с официального до рабочего. Министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили объяснила это тем, что российская делегация якобы отказалась принимать участие в церемонии возложения венков к мемориалу жертв грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, расположенному на площади Героев в Тбилиси. Грузинский МИД выразил недовольство, когда самолет Лаврова еще был в воздухе на пути в Армению. В ответ российская сторона передала грузинской свое пожелание сохранить программу визита в том виде, в котором она была предварительно согласована.

     В Тбилиси Сергей Лавров возложил цветы на могилу Зураба Жвании – человека, который, как отметил глава МИД РФ, «очень много сделал для мирного разрешения конфликтов в Грузии». Кроме того, Сергей Лавров принял участие в открытии фотовыставки «Люди, победившие войну». Затем состоялись переговоры с грузинским руководством.

     Главные темы российско-грузинских переговоров уже много лет остаются неизменными. Одна из них посвящена пребыванию наших военных баз на грузинской территории. Российские предложения по возможным срокам функционирования баз в Батуми и Ахалкалаки и использованию их инфраструктуры для укрепления антитеррористического потенциала Грузии хорошо известны грузинской стороне. Россия за базы не держится и, безусловно, признает временный характер их дислокации в Грузии. Однако сроки их функционирования должны определяться с учетом реальных потребностей российских военных, которым необходимы время и средства для вывода личного состава и техники и расквартирования их в России.

     Официальный Тбилиси настаивает на выводе российских военных баз в самые кратчайшие сроки. При этом грузинское руководство отказывается учитывать законные интересы России по обеспечению безопасности РФ с южного направления и только на словах оговаривает невозможность размещения на территории страны каких-либо других военных баз взамен российских.

     Что касается «безоговорочного вывода российских военных баз», то МИД РФ неоднократно официально заявлял о том, что в совместном российско-грузинском заявлении, принятом в Стамбуле в ноябре 1999 г., зафиксировано обязательство Тбилиси «предоставить российской стороне право на базовое временное развертывание своих Ограниченных Договором вооружений и техники (ОДВТ)» на военных базах в Батуми и Ахалкалаки. При этом данное обязательство не обставлено никакими временными или иными условиями. Сроки и порядок функционирования российских военных баз в Батуми и Ахалкалаки и других российских военных объектов на территории Грузии в соответствии с п. 5 упомянутого заявления должны быть согласованы в ходе двусторонних российско-грузинских переговоров.

     Свои обязательства по Стамбульскому заявлению Россия выполнила полностью. В установленные сроки были сокращены до согласованных уровней и под международным контролем выведены с территории Грузии вооружение и техника, подпадающие под действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Россия также выполнила свои обязательства по ликвидации в зафиксированные сроки военных баз в Вазиани и Гудауте. Если бы грузинская сторона не настаивала на нереальных сроках вывода остальных российских военных баз, то вопрос мог бы быть согласован ещё в 2000 году и теперь процесс их вывода уже стал бы реальностью.

     Последние события показывают, что грузинская сторона вопрос о базах пытается решить не дипломатическими средствами, а путем создания невыносимых условий жизни российским военнослужащим и членам их семей в Грузии. Дело дошло до того, что отдельные грузинские политики призывают объявить наши базы «вне закона» и осуществить их вывод в одностороннем порядке. Выступающие с такими заявлениями деятели, скорее всего, понимают, что несут - с точки зрения обязанности любого субъекта международного права соблюдать все пункты подписанных соглашений – чепуху. Однако такие призывы обращены не к дипломатам, а к местным обывателям, не сведущим в международном праве. Для настроя их против России, для провоцирования с их стороны любых действий, направленных против нашей страны и ее представителей. Так что не удивительно, что визит Сергея Лаврова сопровождался антироссийскими акциями возле посольства РФ в Грузии. Таким вот колючим оказался грузинский вариант кавказского гостеприимства.

     Следует отметить, что Сергей Лавров прибыл в Грузию, нанеся перед этим визит в Армению. Переговоры же с руководством Армении проходили динамично и в доверительной атмосфере. Рассматривались вопросы дальнейшего наращивания российско-армянского взаимодействия в политической, торгово-экономической, культурной и гуманитарной областях. В частности, обсуждались пути решения транспортных проблем Армении, топливно-энергетической сферы, перспективы расширения прямых хозяйственных связей между регионами. Были затронуты вопросы проведения национальных годов России и Армении в 2005 и 2006 годах.

     Обсуждая проблемы нагорнокарабахского урегулирования, Сергей Лавров еще раз подтвердил готовность России стать гарантом любого соглашения между сторонами карабахского конфликта. «Договоренность должна быть достигнута сторонами конфликта, Россия же готова стать гарантом этой договоренности», - отметил Лавров. Он выразил надежду, что Пражский процесс, в рамках которого проходят встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана, а также переговоры в рамках Минской группы позволят сторонам противостояния найти общие грани скорейшего урегулирования конфликта.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex