на главную страницу

19 Февраля 2005 года

Армия и общество

Суббота

Классик солдатского танца

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».




     На скольких языках говорят люди Земли? Точно вряд ли кто ответит. Но есть один, для которого не создано ни одного словаря, но его понимают все без исключения. Это язык танца. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР хореографа Павла Павловича Вирского. Раскрыться его таланту помогла работа в ныне дважды Краснознаменном Академическом ансамбле песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова, куда он пришел в 1942 году по приглашению самого Александра Васильевича на должность руководителя танцевальной группы и заместителя художественного руководителя ансамбля по хореографической части.

     За тринадцать лет работы в ансамбле он не просто поставил танцы, известные и любимые без преувеличения во всем мире: «Камаринская», «Солдатский перепляс», «На привале», «Казачья» и многие другие - ему удалось создать настоящие хореографические картины, которые вошли в «золотой фонд» александровцев и стали их визитной карточкой. К созданию новых композиций Вирский широко привлекал танцоров, ведь артисты прославленного ансамбля всегда отличались самобытным талантом, были большими выдумщиками. И Павлу Павловичу удалось соединить в их работе безупречную точность, красоту и осмысленность движений с созданием на сцене особенной атмосферы во время выступлений александровцев перед зрителями. Эту атмосферу люди творческие называют словом «кураж». То есть такой подъем, который возвышает танец до уровня настоящего искусства.

     Вирский недаром считается классиком-основателем солдатского танца, армейской пляски. Он не раз говорил о том, что в основе создания его номеров лежит классическая школа балета. И отмечал, что особенность его солдатских плясок в особой выправке, четкости движений, подтянутости артистов. Удивительно видеть, как хореографически интересно включены в танцевальные постановки Вирского элементы строевых занятий, поворотов, перестроений и т.п. А еще в них есть соревновательность в головокружительных трюках, не переходящих однако в цирковой аттракцион, что чрезвычайно сложно. Но острием творческой «атаки» на зрителя у Павла Павловича все же выступает тема танца. Его смысл, сюжет, идея. Именно через них воплощался главный замысел: показать широту характера воина - защитника Отечества, его удаль и благородную сдержанность, собранность, патриотизм и интернационализм.

     23 Февраля в Концертном зале Чайковского в Москве на концерте, посвященном Дню защитника Отечества и грядущему 60-летию Великой Победы, александровцы обязательно вспомнят своего балетмейстера, и зрители снова увидят феерию «Казачьей» пляски. Что радует, торжества по случаю 100-летия П.П. Вирского в этот день пройдут и в Киеве. Ведь до поступления в Краснознаменный ансамбль Павел Павлович работал на Украине как постановщик классических балетов в театрах Киева, Харькова и Одессы, руководил Украинским ансамблем народного театра. С начала войны Вирский «командовал» танцевальной группой в Ансамбле песни и пляски Киевского военного округа. В 1955 году Павел Павлович вернулся на Украину, где возглавил Государственный ансамбль народного танца.

     ...А еще хотелось бы, чтобы в Киеве вспомнили о том, что в 1954 году Вирский осуществил замечательную танцевальную постановку под знаменательным названием «Дружба Украины с Россией».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex