на главную страницу

26 Февраля 2005 года

Геополитика

Суббота

Станет ли Бенгальский залив Северным морем

Подготовил Владимир СВИРИДОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В последние годы мировое сообщество проявляет повышенный интерес к Индии как субъекту геополитики. Он вызван прежде всего тем, что ее население превысило миллиард человек, а ориентированная на будущее экономика – одна из самых быстро развивающихся не только в Азии, но и во всем мире. Индия заявила о себе как о сверхдержаве и в военной области, проведя в мае 1998 г. ядерные испытания и отказавшись от участия в режиме нераспространения ядерного оружия. Индия выступает за формирование системы энергетической безопасности, под которой понимает не только обеспечение страны энергоресурсами, но и создание новой энергетической структуры мира. О том, чем живет эта страна и как она решает стоящие перед ней задачи, и в первую очередь в сфере энергетики, речь идет в материале, подготовленном редакцией совместно с Институтом геополитической информации «Энергия».

     
Так зарождалась индийская нефть

     ...1955 год. В ходе встречи в Ташкенте с председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным президент Индии Лал Бахадур Шастри попросил направить в его страну специалистов для поисков промышленных запасов нефти. По словам Шастри, индийские ученые уверены, что нефть в стране есть. Однако американская компания «Стандарт Ойл», которая занимается ее поиском уже много лет и затратила на это уйму денег, считает, что в Индии серьезных месторождений нефти нет. Своими же силами страна вести геологоразведочные работы из-за отсутствия квалифицированных геологов, геофизиков и бурильщиков не могла. Косыгин пообещал помочь. И вскоре в Индию вылетела группа советских специалистов во главе с известнейшим мастером в области бурения нефтяных и газовых скважин Эюбом Тагиевым. Принимая их, премьер-министр Дж. Неру сказал: «Нам очень нужна своя нефть. Ежегодно нам приходится закупать ее у западных компаний больше чем на 200 млн. долларов». Группа сразу отправилась по наиболее перспективным, с «нефтяной» точки зрения, штатам – Мадрас, Пенджаб, Бомбей, Андра, Западная Бенгалия и Раджастан. По итогам своей работы советские специалисты пришли к выводу, что в штате Ассам есть нефть, причем объем ее запасов составляет не предполагаемые 5 млн. тонн, а не меньше 30 млн. тонн. Уже в марте 1956 года правительству Индии был представлен отчет о запасах промышленной нефти и подготовлен детальный план работ по разведке нефти и газа на 1956-1961 гг. Август 1956 года стал годом создания Индией своей нефтяной и газовой промышленности.
     А в мае 1958 года скважина № 1 в Пенджабе, пробуренная нашими специалистами, дала фонтан газа с небольшой глубины, примерно с 800 метров. В конце 1958 года советские нефтяники получили фонтан нефти из этой же скважины, но с глубины 1.500 метров. Хотя перед началом бурения этой скважины индусы вдруг засомневались: начинать бурение или нет. Их давно уверили, что для одной дебитной скважины, чтобы получить нефть, надо пробурить минимум сто скважин. Завязался разговор на тему о том, кто будет оплачивать расходы, если скважина окажется пустой. Тагиев, владевший английским и немецким языками, услышав эти сомнения, сказал: «Если скважина не даст нефти, я сам оплачу все расходы».
     В сентябре 1959 года в 250 км от Бомбея еще одна скважина дала новый фонтан нефти с ежесуточным дебитом 50 тонн. В течение 1960 года было открыто новое месторождение в Англешваре, в 100 км от Камбея. Здесь скважина № 1 дала фонтан с дебитом около 100 тонн нефти в сутки с глубины 1.200 метров. Кроме этого нефтяного пласта был вскрыт еще ряд перспективных горизонтов. В том числе высокодебитное многопластовое месторождение с запасами не менее 40 – 50 млн. тонн нефти на структуре Сабсачар в штате Ассам, первая же скважина которого дала фонтан чистой нефти с дебитом 70 тонн в сутки с глубины 3.100 метров...
     Индия поверила в то, что у нее есть своя нефть, и приступила к развитию нефтяной промышленности. А в знак благодарности Эюбу Тагиеву в центральном парке Калькутты установили его бюст из черного мрамора, выбив на полутораметровом пьедестале золотыми буквами надпись: «Отец индийской нефти».
     
Под государственным контролем

     Республика Индия расположена на полуострове Индостан. Территория – 3.287,3 тыс. кв. км. Состоит из 26 штатов и 7 союзных территорий. Денежная единица – индийская рупия. В природном отношении Индия – одна из богатейших стран мира. Недаром в колониальное время ее называли «жемчужиной британской короны». Запасы некоторых видов минерального сырья (железной и марганцевой руд, хромитов, титана, циркония, мусковита) имеют мировое значение. Велики запасы угля, руд цветных металлов, золота.

     В целях быстрейшего освоения нефтяных месторождений и лучшей координации этой деятельности было принято решение о сосредоточении разработки углеводородных ресурсов в руках государства. Эту миссию возложили на специально образованный директорат нефти и газа, получивший статус одного из подразделений министерства природных ресурсов и научных исследований Индии. В 1956 году директорат был преобразован в нефтегазовую комиссию (Oil and Natural Gas Commission – ONGC), в полномочия которой с 1959 г. входило осуществление программ развития углеводородной ресурсной базы, производство и реализация нефти и нефтепродуктов, а также исполнение других функций, которые может наложить на нее центральное правительство. С помощью советских геологов ONGC открыла еще ряд крупных месторождений, а в начале 70-х годов приступила к разведке шельфовых месторождений на востоке и западе Индии. Усилиями ONGC общий углеводородный потенциал страны был увеличен до почти 6,0 млрд. тонн нефтяного эквивалента (из них извлекаемые – 1,3 млрд. тонн). Общие же прогнозируемые запасы с учетом перспективных глубоководных шельфовых участков оцениваются в 29 млрд. тонн.
     В настоящее время основные индийские нефтегазовые месторождения находятся на участке Бомбей Хай (шельф Бомбейского залива). Здесь добывается около 260 тыс. баррелей в сутки, или более 30 процентов всей индийской нефти, а также до 70 процентов природного газа (с учетом месторождения Гуджарат). Другие крупные месторождения расположены в районе границы с Мьянмой (Ассам-Трипура) на юго-восточном (Кришна-Годавари) и западном (Камбэй) побережье Индии. В целом же все имеющиеся в стране (или предполагаемые) нефтегазовые структуры, по оценке индийских источников, можно разделить на бассейны с доказанными резервами, с которых ведется коммерческая добыча (Камбэй, Верхний Ассам, Бомбейский шельфовый, Кришна-Годавари, Каувери и Ассам-Аракан); на бассейны с доказанными резервами, с которых пока не ведется коммерческая добыча (Куч, Андаман, Раджастан); на бассейны, где отсутствуют значительные доказанные запасы углеводородов, однако являющиеся достаточно перспективными по своей геологической структуре (Маханади, Керала-Конкан); на бассейны, аналогичные по ряду параметров крупным углеводородным структурам мира и поэтому считающиеся перспективными (Пранита-Годавари, Сатпура-Сауф Рева, Дамодар, Нармада, Декканская синеклиза, Виндъян, тектоническая зона Гималаев, Карева, Спити-Занскар, Кудаппа, Бирма-Каладги, Бастар, Чаттисгар).
     В стране создана и сеть из 17 нефтеперерабатывающих заводов, продукция которых, а это в основном керосин, дизельное и авиационное топливо, бензин, лигроин, наряду с импортом некоторого количества нефтепродуктов позволяла до поры до времени покрывать потребности страны в энергосырье. Тому способствовала и политика индийского правительства по регулированию внутреннего рынка нефтепродуктов.
     Чтобы обеспечить их стабильные поставки для национальных нужд и их доступность для населения, государство создало специальную систему механизмов. Например, внутренние цены на нефть и нефтепродукты контролировались посредством «административного ценового механизма», предназначенного для субсидирования государством приобретения топлива отечественными потребителями, а также для его относительно равномерного распределения по всей территории страны. Согласно ему внутренние цены на нефть устанавливались исходя из необходимости компенсирования операционных издержек и получения 15 процентов прибыли нефтяными компаниями, а внутренние цены на нефтепродукты – из необходимости компенсирования операционных издержек и получения 12 процентов прибыли перерабатывающими, маркетинговыми и трубопроводными компаниями. Это, с одной стороны, ограничивало возможности нефтяных компаний на получение сверхприбыли, а с другой – защищало потребителей от непомерно высоких цен на нефть и нефтепродукты.
     Следует также отметить, что добыча энергоресурсов, их переработка и сбыт находились преимущественно под государственным контролем. Например, доля государства в четырех наиболее крупных компаниях, контролирующих в совокупности от 80 до 100 процентов индийского рынка переработки и сбыта нефтепродуктов (Indian Oil Corporation – IOC, Hindustan Petroleum Corporation – HPC, Bharat Petroleum Corporation – BPC и IBP), до последнего времени составляла более 50 процентов. Существовали и многочисленные ограничения со стороны государства на присутствие в нефтяной отрасли иностранных компаний. Так, доля иностранного капитала в геологоразведочных компаниях не должна была превышать 51 процент, в торговых компаниях – 74 процента и в трубопроводном секторе – 51 процент. Кроме того, одним из условий выхода на рынок сбыта нефтепродуктов являлись инвестиции в разведку/добычу (не менее 500 млн. долларов) и переработку (не менее 400 млн. долларов) сырья.

     Индия богата природными ресурсами и почти неисчерпаемыми людскими ресурсами, но ей не хватает инфраструктуры мирового класса. Поэтому правительство твердо намерено добиться инвестиций в такие инфраструктурные области, как энергетика и телекоммуникации.
     
Журнал «Индийский вестник».

     
Окончание >>>



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex