на главную страницу

26 Февраля 2005 года

Без камуфляжа

Суббота

Роковая красавица Женя Комелькова

Валерия МОРОЗОВА.



Год назад на сцене театра имени Моссовета после шестидесятилетнего перерыва был восстановлен легендарный «Учитель танцев». А несколько дней назад звездная труппа театра приехала в Петербург, чтобы показать «реанимированный» спектакль. Ольга Остроумова возглавила один из составов.


     Эту актрису запомнили сразу. С первого же фильма – «Доживем до понедельника». И до сих пор немало ходит по земле мужчин, влюбленных в девятиклассницу Риту, красавицу с лукавыми глазами. Потом через два года вышел фильм «А зори здесь тихие». На Ольгу обрушилась слава. Но ее-то Остроумова и стеснялась. На сцене эта женщина всегда хочет быть первой и ей это удается, а в жизни старается не выделяться. Остроумова – человек устоев: всегда себя сдерживает и даже для детей не хочет быть «истиной в последней инстанции», пытается высказать свое мнение, но право решать оставляет за ними. Слава богу, дети ее любят и уважают и, даже если вначале противятся мнению матери, в конце концов с нею соглашаются.

     Больше всего актриса любит путешествовать, хотя ни в одном из мужей единомышленника так найти и не смогла. Как говорит сама Ольга, они больше любят на диване полежать. Традиций Остроумова никаких не придерживается… не потому что их нет, а потому что для нее традиции - это детство в Бугуруслане. «Лето, беседка, самовар. У дедушки за столом свое место, у бабушки - свое. Каждое лето обязательно собиралась вся семья - два брата с детьми и тетя Лида, она жила в Ереване. Это чудо. Куда от этого деться? И в своей семье, в детях хотелось что-то сохранить. Я, например, с детства кормила их на скатерти, с ножом и вилкой», - вспоминает актриса.

     Детство актрисы прошло в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был ее дедушка, человек умный, уважительный и отзывчивый. Мать Ольги, Наталия Ивановна, была хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. Отец, школьный учитель физики, Михаил Алексеевич, писал книгу о роде Остроумовых, в котором три поколения подряд имели духовный сан.

     Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и естественно. Никто ее не отговаривал. Девушке купили билет и отправили в Москву, где она никого не знала. Так в 1966 году Ольга Остроумова стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы будущей актрисы проходили в общежитии на Трифоновке, где тогда, в последние годы хрущевской оттепели, звучали песни Леонида Филатова и Владимира Качана.

     После окончания института в 1970 году Ольгу приняли в Театр юного зрителя, где она начала работу у режиссера Петра Хомского, своего институтского преподавателя. В ТЮЗе Ольга встретила первого мужа – режиссера Михаила Левитина.

     По-настоящему Оля поняла, что такое профессия актера и что такое театр, лишь начав работать с Эфросом в театре на Малой Бронной. Театральный мир этого режиссера оказался духовно близким, естественным для Остроумовой.

     За 30 лет работы в театре и кино Ольга сыграла самые разные, порой прямо противоположные по содержанию роли. Ей пришлось пережить и дорогие для каждого актера звездные минуты зрительского признания и творческого триумфа. Слава обрушилась на нее в весьма юном возрасте. Роль школьницы в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» в одночасье сделала ее любимицей миллионов зрителей. В фильме «А зори здесь тихие» она сыграла роль Жени Комельковой. Картина «А зори здесь тихие» стала культовой в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Культовой актрисой стала и Ольга Остроумова.

     Но самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». Эта работа стала этапной для Остроумовой. По ее признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы Анфиса из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Генриэттой Яновской на сцене театра имени Моссовета.

     Анфиса - одна из самых любимых театральных ролей актрисы, так же как и сам спектакль «Вдовий пароход». Здесь впервые в ее творческом опыте возникла уникальная атмосфера художественной правды, помноженной на правду общечеловеческую. Спектакль заставлял весь тысячный зрительный зал превращаться в одно сострадающее сердце.

     Апогей карьеры Ольги Остроумовой пришелся на «эпоху застоя». Именно тогда актриса оказалась идеалом женщины: личность далеко не правого толка попала в ведущее женское амплуа времени.

     Сама Остроумова о своей работе никогда не отзывалась в восторженных тонах. Не было и звездной болезни, было лишь желание выжить, вытянуть детей и стать счастливой. Актриса после расставания с первым мужем уже была готова к одиночеству… однако нервы не выдерживали, зачастую были мысли о самоубийстве.

     Встреча с Валентином Гафтом дала повод для радости. Первый раз Ольга и Валентин встретились на съемках «Гаража». Но тогда подойти к будущему мужу актриса просто не решилась – мэтры Мягков, Невинный, Савина, сам Гафт были некой недосягаемостью. Много лет спустя они снова встретились. Остроумову и Гафта пригласили выступить 8 Марта в кафе «Фиалка» в Сокольниках. После этого дня оба поняли, что не могут друг без друга.

     Ольга не считает себя звездой и в голливудском смысле этого слова, поскольку он подразумевает некий раз и навсегда созданный для дальнейшей эксплуатации образ, фактически маску. Актриса никогда не участвует в том, что уже сделано, пройдено, и старается взять роль с таким женским характером, который еще не был ею сыгран. Главное же в работе над очередной ролью - всегда оставаться правдивой, будь то на сцене или на экране.

     Помимо Анфисы дорогими ролями для Остроумовой являются роли Глафиры - «Волки и овцы», Эммы из спектакля «Мадам Бовари» и Елены из «Дней Турбиных».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex