на главную страницу

2 Марта 2005 года

Тема номера

Среда

ГДЕ КРЫША ДОМА МОЕГО?

Этим вопросом задаются сегодня десятки тысяч офицеров Российской армии

Дмитрий ЮРОВ, «Красная звезда».



     В Совете Федерации РФ прошел «круглый стол» на тему «Об обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы, в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, и членов их семей». В его работе приняли участие представители Комитета по социальной политике верхней палаты парламента, Государственной Думы, Счетной палаты, Министерства обороны, Общероссийского профессионального союза военнослужащих и другие официальные лица.
     Ведущий «круглого стола» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Евгений Трофимов считает, что программа предоставления жилья уволенным в запас должна получить государственный статус и постоянно находиться в поле зрения всех ветвей власти. И это действительно жизненная необходимость, поскольку, как отмечалось всеми выступавшими, «квартирный вопрос» запасников остается крайне острым на протяжении уже длительного времени. Достаточно сказать, что при существующих темпах предоставления жилья уволенным с военной службы процесс обеспечения их жильем может затянуться более чем на 15 лет.
     Свыше 120 тыс. человек были уволены до 1 января 2005 года и подлежат обеспечению жильем органами власти на местах (пресловутый закон о «монетизации» внес изменения в Закон «О статусе военнослужащих», и уволенные в этом году имеют право только на государственные жилищные сертификаты). Однако поскольку в местных бюджетах средств для этого практически нет, обеспечение жильем на местах осуществляется за счет реализации все той же подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». И здесь, как свидетельствует информация Главной военной прокуратуры, не все гладко.
     ГВП были организованы масштабные проверки законности оформления, выдачи и реализации ГЖС военнослужащим, подлежащим увольнению. Как установлено, из 60 тыс. таких сертификатов более 10 тыс. оформлены и выданы с нарушениями действующего порядка.
     Например, на полигоне РВСН в г. Знаменске с ведома начальника полигона и его заместителя помощник начальника отдела капитального строительства в буквальном смысле поставил на поток незаконное включение в списки военнослужащих, которые не имели права на получение сертификатов. Составленные списки он сам возил по всем инстанциям. Только по этому полигону похищено бюджетных средств на сумму более 25 млн. рублей. Нет сомнения, подобные нарушения не могли быть совершены иначе как при попустительстве, а то и прямом участии вышестоящих должностных лиц, ответственных за организацию учета и выдачи сертификатов.
     Откровенное мошенничество с сертификатами – это еще только часть проблемы. Видимо, многие руководители «забыли», что эта программа носит исключительно целевой характер и направлена на обеспечение жильем увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, причем не всех, а только по определенным основаниям и с установленной выслугой лет.
     По сообщению Главной военной прокуратуры, выявлено множество фактов, когда отдельные командиры оформляли документы на обеспечение жилищными сертификатами всех желающих, особенно не вникая в то, кто действительно в этом нуждается и имеет на это право. Так, только на Тихоокеанском флоте выдано более 300 ГЖС военнослужащим, не подлежащим увольнению. По результатам осуществленного прокурорского реагирования на нарушения, допущенные при реализации сертификатов, приказом командующего ТОФ к дисциплинарной ответственности привлечены 25 воинских должностных лиц, в том числе 7 генералов и адмиралов.
     Возникает закономерный вопрос: может, стоит вернуться к той практике, что существовала во времена Союза, когда в любом возведенном доме 10 процентов квартир автоматически выделялись на нужды силовых ведомств на безвозмездной основе? Сдается, не сильно обеднеют от такого порядка риэлторские фирмы и строительные организации, вкладывающиеся в элитные комплексы. Но хватит ли на то воли у государства?
     О сложившейся ситуации с реализацией ГЖС Главной военной прокуратурой проинформированы руководители соответствующих силовых ведомств с предложениями в сжатые сроки усовершенствовать и внедрить действенную систему контроля за получением и реализацией ГЖС. Необходимо организовать работу по заявлению исков в суды о возмещении ущерба, причиненного государству вследствие незаконного получения и реализации ГЖС, а также по выселению граждан из неправомерно удерживаемых жилых помещений. По результатам рассмотрения информаций ряд высокопоставленных воинских должностных лиц привлечен к ответственности.
     Как отмечалось на «круглом столе», по инициативе ГВП в Министерстве обороны, других ведомствах разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие порядок реализации указанной подпрограммы. В них предусматривается комплекс мер по осуществлению контроля за обоснованностью выдачи и реализации сертификатов с определением уровней ответственности должностных лиц, ответственных за формирование списков лиц, участвующих в программе, и выдачу сертификатов. Предложения ГВП также учтены при подготовке проектов новых нормативных актов Правительства РФ по реализации данной подпрограммы.
     В целом же, подводя итоги «круглого стола», Евгений Трофимов отметил, что правительству необходимо увеличить объемы финансирования подпрограммы, а также обеспечить ежегодный уровень выдачи военнослужащим сертификатов в объеме не менее 20 тыс. (для сравнения: на этот год Минобороны предусмотрено выделение 4.559 сертификатов при потребности военного ведомства в 57,8 тыс.).
     На «круглом столе» были также обсуждены и другие вопросы. В частности, как прозвучало, реализация программы отселения из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами, может занять также не менее 15 лет, поскольку темп ее снижается. Так, по данным ГВП, в 2002 году были отселены 4.240 человек, в 2003-м – 2.561, а в прошлом – всего 425. И здесь также необходимо что-то решать, поскольку общее число таких семей – свыше 57 тыс.
     Вообще «квартирный вопрос» определенно навис над Вооруженными Силами как некий «дамоклов меч», который реально грозит их будущему. Ведь помимо тех, кто отдал свой долг государству, десятки тысяч кадровых военнослужащих не имеют крыши над головой. Если уволенные могут рассчитывать на тот же сертификат, чья реальная стоимость, кстати, зачастую не покрывает и четверти рыночной стоимости квартиры, а те, кто наденет погоны в этом году, смогут участвовать в накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем, к которой тоже, в общем-то, много вопросов, то отслужившим в среднем лет по 10, получается, надеяться в ближайшей перспективе практически не на что. А ведь это костяк армии и флота. Ну плохо у нас с жилищным обеспечением данной категории военного люда. И уже за счастье считается, когда выделяют тебе заветную квартиру не то что недалеко от части, а где-нибудь у черта на куличках.
     Вот только один московский пример: несколько лет назад порядка 2,5 тыс. квартир было обещано тем, кто проходит службу в столичном регионе, на застраивающемся Ходынском поле (мы писали об этом не раз). Новые кварталы, возведенные в рекордные сроки, радуют глаз, вот только очередь военнослужащих на жилье в Москве не разгрузилась. Возникает закономерный вопрос: может, стоит вернуться к той практике, что существовала во времена Союза, когда в любом возведенном доме 10 процентов квартир автоматически выделялись на нужды силовых ведомств на безвозмездной основе? Сдается, не сильно обеднеют от такого порядка некоторые риэлторские фирмы и строительные организации, вкладывающиеся в элитные комплексы. Само время предъявляет новые условия и диктует новые правила в решении пресловутого жилищного вопроса.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex