на главную страницу

2 Марта 2005 года

Планета людей

Среда

Объективно ли будет судейство,

или Что ждать от «гаагских мудрецов»?

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.



     Обвиняемый в преступлениях против человечности и нарушении законов и обычаев войны генерал-полковник бывшей югославской армии Владимир Лазаревич в начале февраля отправился в Гаагу, чтобы предстать перед судьями Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ). Он должен либо признать себя виновным, либо, наоборот, отвергнуть выдвинутые против него обвинения. Как известно, генерал сдался добровольно. В сопровождении министра юстиции Сербии Зорана Стойковича он прибыл в Нидерланды, где был арестован и заключен в тюрьму ООН.
     Итак, напомним, еще 2 октября 2003 года Международный трибунал выдвинул против Лазаревича обвинительное заключение. В нем, как известно, речь идет о событиях в Косово в 1998 - 1999 годах, когда генерал командовал Приштинским корпусом 3-й армии вооруженных сил Союзной Республики Югославии (СРЮ). Согласно документу он обвиняется в убийствах, депортациях и преследованиях по политическим, расовым и религиозным мотивам. Основанием для этих обвинений стали как личная, так и «командирская» ответственность Лазаревича.
     Прокуроры утверждают, что генерал участвовал в «совместном преступном предприятии, целью которого было изгнание значительной части албанского населения Косово с территории провинции». В подчинении Лазаревича находились военная полиция, территориальные военные формирования, подразделения гражданской обороны и другие вооруженные группы. Указывается, что сербы, действуя по приказу, при поддержке или при поощрении Лазаревича убили сотни граждан албанского происхождения в рамках широкомасштабной и систематической кампании насилия, результатом которой явилась депортация из края около 800 тысяч албанцев.
     «Военнослужащие, передвигаясь из города в город, из деревни в деревню, угрожали мирным жителям, изгоняли их из мест проживания, убивали, – говорится в обвинительном заключении. - Так они стремились заставить албанцев покинуть пределы Косово. Многие, включая женщин, детей, пожилых и немощных людей, были подвергнуты избиениям, оскорблениям, физическому и психологическому насилию». Однако в беседе с премьер-министром Сербии Воиславом Коштуницей Лазаревич заявил, что не признает себя виновным, поскольку «выполнял приказы и свой долг».
     Кстати, по одному обвинительному заключению с ним проходят другие сербские генералы: Небойша Павкович, Властимир Джорджевич и Сретен Лукич. Тот же Павкович, бывший начальник генерального штаба ВС СРЮ, уже заявил, что ни при каких условиях не намерен сдаваться, так как не считает себя виновным в преступлениях против человечности и «чист перед гаагскими судьями». Он подчеркнул, что является солдатом, который честно выполнял свой долг. «Я могу попасть в плен и тогда буду вести себя как пленный, но сдаваться я не могу», - сказал он, отметив, что антитеррористическая операция на территории Косово в 1999 году, «возможно, имела свои просчеты, однако была направлена на уничтожение албанских бандформирований».
     МТБЮ, как известно, обвиняет Павковича в особой жестокости - ему инкриминируется убийство мирных албанцев при проведении так называемых зачисток в районе Буяноваца и Прешевской долины. В свое время трибунал официально потребовал его выдачи, указав, что в противном случае Сербию и Черногорию ожидают многочисленные препятствия на пути интеграции в ЕС. Павковичу запретили выезд из Сербии, за ним следили. А в начале ноября прошлого года Гаага намекнула Белграду, что генерал должен добровольно предстать перед судом и дать четкие ответы на все обвинения.
     Любопытно, что Павкович не отрицает возможности сотрудничества с международным правосудием. Но он требует, чтобы Сербия и Черногория самостоятельно определяли степень виновности обвиняемых военачальников. Генерал пожелал также, чтобы на скамье подсудимых оказались албанские сепаратисты... Естественно, таких гарантий трибунал давать не собирается. Более того, лидеры Армии освобождения Косово Хашим Тачи и Рамуш Харадинай не только неподсудны, но и возглавляют влиятельнейшие националистические албанские партии Косово. А Харадинай даже стал премьером края.
     Между тем некоторое время назад дело Павковича несколько «приутихло», так как Гаага переключилась на более весомые фигуры - генерала Ратко Младича и бывшего президента Республики Сербской Радована Караджича, которых обвинили в преступлениях в Боснии и Герцеговине. Министр внутренних дел Сербии Драган Йочич, правда, заявил, что генералы больше не находятся в Сербии, так как операция по их поиску не принесла результатов. Как известно, Караджич разыскивается уже около девяти лет. Администрация США обещает за информацию о его местонахождении пять миллионов долларов. Дошло до того, что Запад усилил давление на сербов с требованием выдать Караджича, сделав это главным условием для вступления БиГ в программу НАТО «Партнерство ради мира» и, следовательно, приближения к европейским интеграционным процессам.
     Под давление Запада попала и Хорватия, которая всегда считалась самой лояльной Гааге республикой бывшей Югославии. Загребу пригрозили, что назначенные на 17 марта переговоры о членстве в ЕС перенесут, если в Гаагу не будет экстрадирован генерал Анте Готовина, командовавший летом 1995 года последним наступлением хорватской армии на сербов. Ему в вину вменяется непропорциональное использование военной силы, что повлекло гибель мирных жителей. По сведениям главного прокурора МТБЮ Карлы Дель Понте, генерал скрывается в Боснии. Поэтому от Загреба требуют уговорить его сдаться добровольно. В противном случае Евросоюз намерен в ультимативной форме потребовать выдачи Готовины. И эту жесткую позицию поддержали даже такие союзники Хорватии, как Австрия и Венгрия.
     Кстати, хорватский инцидент вновь продемонстрировал беспомощность МТБЮ, мандат которого истечет в 2008 году. До сих пор трибунал успешно справлялся лишь с «добровольными» узниками, причем становились они ими исключительно во имя евроатлантической интеграции своих государств. 71-летнего отставного генерала Павле Стругара приговорили к восьми годам тюрьмы. Его обвиняли в том, что он не предотвратил атаки на мирных жителей Дубровника. Свою вину Стругар так и не признал.
     Процесс над сербским радикалом Воиславом Шешелем, обвиненным в этнических чистках в Хорватии и БиГ, также выставил МТБЮ далеко не в радужных красках, ударив по престижу трибунала, - Шешель обвинил персонал тюрьмы в «обворовывании заключенных» и «отсутствии терпимости к религиозным традициям», возмутился завышенными ценами в тюремном магазине, блюдами из свинины в меню узников-мусульман и требовал перевода тюрьмы из Нидерландов в более «приличную страну». Кстати, это спровоцировало Гаагу на приглашение сербских журналистов для ознакомления с работой трибунала. Дабы они увидели, что все «в пределах нормы».
     В общем, генералов в Гааге собираются судить чуть ли не всем скопом. Причем их количество растет день ото дня – в руки Дель Понте сдался генерал армии боснийских сербов Милан Гверо. Такое же решение принял и генерал Расим Делич. И список арестантов, очевидно, продолжит пополняться сербскими фамилиями - недавно президент СиЧ Светозар Марович заявил, что в интересах СиЧ «безотлагательно выполнить обязательства перед Гаагским трибуналом». По его словам, все лица, выдачи которых требует Гаага, должны нести ответ вне зависимости от званий и должностей. Так что результат налицо – генералов все-таки будут судить. Правда, насколько объективным станет это судейство, через какую призму оно оценит реалии не самых простых балканских войн конца прошлого века, - вот это вопрос вопросов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex