на главную страницу

5 Марта 2005 года

Армия и общество

Суббота

Душа – самое загадочное, что есть в нас

Тамара САПЕГИНА, «Красная звезда».



Так считает эта неординарная женщина с умным, насквозь пронизывающим взглядом и внешностью фотомодели. Увидев впервые Елену Витальевну Шекелеву в гражданской одежде, не зная о том, что она носит на плечах погоны с большими звездами, никогда не догадаешься, какую профессию однажды и на всю жизнь она выбрала для себя и каких именно высот в ней достигла…

     Еще в детстве, которое прошло на берегу Волги в городе Калинине (ныне – Твери), серьезной не по годам, прехорошенькой девочке с косичками и в платьях с рюшечками – по моде 60-х годов — очень хотелось поскорее вырасти и стать доктором. Это была мечта, которая не менялась с годами, а только крепла. Мама Лены была замечательным отоларингологом, а папа – офицером, который занимался научной работой в известном в военных кругах калининском НИИ № 2.
     Семья была очень дружной, в их доме часто бывали друзья родителей, Лены и ее старшего брата. И Елена Витальевна вспоминает об этом с удовольствием. «Я ведь папина дочка! Отец очень любил меня и, хотя был достаточно строг, никогда ничего не навязывал, всегда старался понять. Так что во многом благодаря ему я рано научилась самостоятельно принимать решения, всегда отстаивать свое мнение. И сбить меня с толку еще никому не удавалось!» – смеется Елена Витальевна.
     Да, в этой женщине действительно сразу чувствуется уверенность в себе, способная вызвать уважение.
     «Отец посоветовал мне заняться музыкой, и я ничуть не жалею, что за плечами годы учебы в музыкальной школе. А еще я увлекалась фигурным катанием, гимнастикой, шахматами, неплохо каталась на лыжах… Чем только в детстве не занималась!»
     Ну а позже, окончив с отличием школу, Лена легко, с первого захода, поступила в мединститут.
     Что же подвигло эту молодую перспективную комсомолку, спортсменку и просто красавицу после успешного окончания института и открывшихся перед ней блестящих перспектив связать свою жизнь с армией?
     «Да, вот так, соединив воедино папину военную стезю с маминой – доктора от Бога, твердо решила стать военным врачом. И ведь меня никто не отговаривал! У нас в семье дед, отец и дядя – люди военные. Видно с генами передалась мне склонность к порядку, единоначалию», - рассказывает доктор Шекелева.
     Получив назначение в Ригу, почти четыре года Елена Витальевна была начмедом батальона разведки в войсках особого назначения.
     «Служить там было непросто, - вспоминает она, - но у нас был замечательный коллектив! И этим компенсировались практически все возникающие проблемы, сложности. Мы стояли друг за друга горой! Женщину-начальника там воспринимали вполне дружелюбно. Тем более что за короткий срок мне удалось практически свести на нет самые коварные и широко распространенные в солдатской среде кишечные заболевания. Все было элементарно: постоянное мытье рук, обеззараживание воды, но за этим приходилось следить постоянно, держать все на контроле, как говорится, денно и нощно!»
     Молодого перспективного капитана заметили еще и после того, как Шекелева в течение нескольких лет из каждого очередного пополнения отбирала нужные кадры для войск особого назначения - а отбор туда, надо сказать, был очень жесткий, - и направили на обучение по специализации «психиатрия».
     Это было в 1992 году. Вскоре ее назначили там же, в Риге, на более высокую должность - заместителя начальника госпиталя по воспитательной работе. И буквально через несколько дней в связи с изменением политической ситуации в стране наши войска вывели из Латвии…
     Капитан Шекелева по воле случая оказалась в Санкт-Петербурге, где сразу же подала рапорт на учебу в Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова.
     «Наверное, стоит сказать, что до этого ни одной женщине в погонах не удавалось поступить туда. Просто не принимали документы без объяснения причин… – поясняет Елена Витальевна. – Я была первой».
     И на вполне резонный вопрос, как ей это удалось, с улыбкой отвечает: «Я привыкла всегда добиваться поставленных целей. Меня сумел этому научить отец… А еще он всегда повторял: «Никому и никогда не давай себя в обиду!» И я оказалась способной ученицей не только в этом. Знания, которые я получила в академии на кафедре психиатрии, очень мне пригодились. А еще там нас научили другому – твердости в отстаивании своей точки зрения, когда речь идет о диагнозе, даже если у начальника будет другое мнение... Именно твердости, решительности, хотя, конечно же, не в ущерб женственности, я учу и свою дочь Катю, которой сейчас 15 лет… Трудный возраст, но мы справляемся! Главное, чтобы она чувствовала мою любовь, знала, что всегда может рассчитывать на мои понимание и поддержку».
     Будучи женщиной целеустремленной, но при этом весьма демократичной, Елена Витальевна никогда не стесняется учиться у своих коллег. Ведь все знать невозможно. Ей всегда нравилось идти непроторенными путями. Об этом говорит и то, что, еще учась в академии, сумела защитить кандидатскую диссертацию. Тема этого исследования очень актуальна для тех, кто работает с солдатами и офицерами, находящимися практически постоянно в экстремальных ситуациях. Что интересно, до Шекелевой этим вопросом, касательно офицерского состава, специально никто не занимался!
     Ну а после окончания академии, когда кандидату медицинских наук майору Елене Шекелевой было чуть больше тридцати, она стала ведущим психиатром 7-го Центрального авиационного госпиталя Минобороны РФ и одновременно главным психиатром ВВС России.
     В 2003 году доктору Шекелевой было присвоено звание полковник медицинской службы. И стала она во всей военной медицине седьмой по счету женщиной-врачом, которой упали на погоны три большие звезды… Сейчас у Елены Витальевны уже почти написана докторская диссертация. После недавней реорганизации ее нынешняя должность – начальник психоневрологического отделения 7-го Центрального клинического авиационного госпиталя Минобороны РФ.
     Интересно, как мужчины-подчиненные воспринимают своего начальника – не просто обаятельную женщину, но и очень компетентного врача-психиатра?
     «По-разному, - отвечает она, - но чаще всего, к сожалению, не совсем адекватно. Да и много ли найдется в нашей стране мужчин, которые любят, чтобы ими командовала женщина? Даже если она суперпрофессионал в своем деле, вряд ли ей будут уступать дорогу к звездам! А в армии звезды самые что ни на есть реальные – на погонах. И каждая из них давалась колоссальным трудом. Но это меня ничуть не пугало – привыкла работать без устали, не считаясь со временем. Ныне я занимаюсь «малой психиатрией», то есть в основном неврозами. К сожалению, процент этих заболеваний в армии неуклонно растет. Многие факторы, увы, способствуют этому. Например, недостаточная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей, низкий уровень жизни, квартирный вопрос… Людям, находящимся в трудном положении, очень часто требуется консультация психиатра. Я постоянно в поиске, что-то ищу, над чем-то экспериментирую. А как иначе? Ведь врач, который не интересуется новинками, не изучает то, что создавалось веками, не может лечить качественно. А психиатр к тому же лечит душу - самое загадочное, что есть в каждом человеке!» – эти последние слова Елена Витальевна произносит как-то по-особому, со знанием дела. Конечно, кому как не врачу-психиатру, профессионалу с большой буквы, знать, как разгадывать тайны человеческой души!
     Какая же из них самая большая, не поддающаяся четкому анализу?
     «Конечно, это любовь!» – смеется Елена Витальевна. - Еще никому до конца не удалось вывести формулу любви. У каждого человека она своя, особенная. И мне от души хочется пожелать всем - и мужчинам, и женщинам – обязательно искать и найти свою любовь! Без этого чувства теряет смысл человеческая жизнь. Ведь только тогда человек может назвать себя счастливым, когда поет его душа…»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex