на главную страницу

5 Марта 2005 года

АЗИМУТ

Суббота

Брат за братом

Александр Старовойтов.



Свое 65-летие отметил Омский танковый инженерный институт. Ко дню рождения учебного заведения приурочили открытие памятного обелиска в честь выпускников – Героев Советского Союза и России. Тридцать четыре фамилии сверкают золотом на мраморе. Открытие мемориала - это не только дань уважения тем, кто, не щадя себя, воевал за Отечество. Это еще и вечное напутствие курсантам: вам есть на кого равняться.

     
Танк, он живой

     Омский танковый инженерный институт ведет свою историю с Бобруйского пехотного училища. Накануне Великой Отечественной оно было сформировано на территории Белоруссии, где вскоре развернулись ожесточенные сражения. Красной Армии остро не хватало мощных тягачей для артиллерии и специалистов, умеющих их обслуживать. Поэтому Бобруйское пехотное, переименованное в военно-тракторное училище, начало их готовить. Война заставила передислоцировать учебное заведение в Камышин, на Волгу. В январе 1942-го оно становится танковым и начинает готовить командиров экипажей Т-34. Летом 1943 года училище ушло еще дальше на восток, оказалось в Омске. Этот город и стал местом постоянной дислокации учебного заведения.
     Сегодня Омский танковый инженерный институт – единственный в России военный вуз, в котором готовят инженеров-танкистов, способных обслуживать и бронетехнику завтрашнего дня. На занятиях курсанты изучают все типы танков Российской армии. Не обходят вниманием и БМП-2, БМП-3, а также другую гусеничную и колесную технику. От будущих инженеров требуют не просто знать материальную часть боевых машин, но и воспринимать танк как живое существо. Только в этом случае из курсанта получится хороший специалист, уверены преподаватели института.
     Выпускники Омского танкового, как правило, занимают должности заместителей командиров частей и подразделений по вооружению. Они отвечают за боеспособность всей «брони», которая имеется в распоряжении роты, батальона, полка, дивизии. И хотя инженеры-танкисты не командуют экипажами танков, они должны уметь и водить боевую машину, и стрелять из нее. Именно поэтому каждое утро из парков института два десятка танков отправляются в стокилометровый марш по полям и холмам танкодрома. Форсирование искусственных и естественных преград, прохождение по узкостям и заболоченным участкам – все это в программе обучения вождению.
     Огневая подготовка инженеров-танкистов ведется, может, и не столь тщательно, но все же курсанты, как убеждают проверки, хорошо владеют и вооружением боевых машин.
     Перед тем как будущий инженер сядет за рычаги «живого» танка, он постигает мастерство вождения на тренажерах, полностью имитирующих поведение «семьдесят второго» или «восьмидесятки». Это позволяет не тратить лишние тонны топлива и начинать полевые занятия, когда курсант уже представляет, как реагирует машина на действия механика-водителя.
     Недавно институт отправил восемь тренажеров на Курганский машиностроительный завод для модернизации. Обновление программного обеспечения позволит обучать курсантов вождению новейших модификаций отечественных танков.
     Модернизацию проходят не только тренажеры. Стремительное развитие боевой техники, освоение новых систем танкового вооружения и защиты вынуждает постоянно и весьма оперативно вносить изменения в учебные планы и программы.
     По положению институт имеет право ежегодно корректировать десятую часть учебных программ. Этого - убеждает практика - вполне достаточно для того, чтобы образовательный процесс не отставал от научно-технического прогресса.
     
Факультет дружбы народов

     В 1992 году в Омском танковом инженерном институте появился «иностранный» факультет, на котором проходят обучение граждане бывших советских республик. После развала Союза выяснилось, что в большинстве стран ближнего зарубежья нет военных вузов, способных готовить инженеров по эксплуатации боевой техники. В то же время в армиях этих республик осталось немало танков, БМП и БТР, которые нуждаются в обслуживании и ремонте. Именно поэтому в некоторых странах СНГ было решено учить специалистов в Омске. Позади уже семь выпусков «иностранного» факультета.
     Российские курсанты в шутку называют его «факультетом дружбы народов» по аналогии со знаменитым московским университетом. На деле полсотни иностранных курсантов представляют четыре государства - Армению, Киргизию, Казахстан и Таджикистан. Из бюджетов этих стран оплачивается обучение (кстати, весьма недешевое) будущих инженеров. Тем не менее сотрудничество выгодно обеим сторонам – наши соседи получают дипломированных специалистов, а институт – какую-то, пусть и скромную, часть необходимых ему финансовых средств.
     - Для института эта финансовая поддержка значит немало, - констатирует начальник института полковник Александр Яковенко. - За счет этих денег мы получаем дополнительную возможность совершенствовать материальную базу учебного заведения, повышать качество учебного процесса.
     Иностранные курсанты осваивают те же программы, что и российские. При этом иностранцы имеют даже больше возможностей для получения знаний и навыков по сравнению с россиянами.
     - Если наши курсанты занимаются в группах по тридцать человек, то иностранные - по пять, максимум десять, - объясняет начальник кафедры боевых гусеничных машин полковник Олег Серяков. - Отсюда и лучшее усвоение материала. Когда курсантов мало, каждого можно учить персонально, адресно. Поэтому поначалу у иностранцев успеваемость была даже лучше, чем у российских курсантов.
     Но вскоре ситуация начала меняться. В бывших советских республиках все меньше говорят по-русски, а потому многие первокурсники из числа гостей уже с трудом понимают преподавателей. К тому же их базовая подготовка тоже оставляет желать лучшего. Многие даже... не окончили школу, а вступительные экзамены они держат на родине. По словам полковника Серякова, лучше других учатся курсанты из Армении, а вот таджикам, особенно в последние годы, нужна индивидуальная помощь и поддержка. Впрочем, у представителей каждой республики есть и свои отличники, и свои отстающие. Например, в прошлом году наряду с тремя российскими медалистами золотую медаль вручили и выпускнику-таджику.
     Государства, направляющие курсантов на обучение в Омский танковый институт, заинтересованы в том, чтобы выпускники возвращались в их национальные армии, а не уходили на «гражданку». С будущим курсантом на родине заключается контракт. Например, курсант из Армении Гарик Саркисян обязан по окончании института выслужить в вооруженных силах своей страны не менее пятнадцати лет. Гарик уверен, что полученное в Омске образование позволит ему успешно продвигаться по служебной лестнице. По мнению курсанта, танковый институт предоставляет самые широкие возможности тем, кто хочет учиться.
     Обучение специалистов в России помогло странам СНГ компенсировать естественную убыль квалифицированных военных специалистов. В некоторых республиках в последние годы созданы собственные вузы, и потребность в российском образовании снизилась. В этом году Армения направила в Омск всего четырех курсантов. Тем не менее очевидно, что ни один вуз на постсоветском пространстве и в перспективе не сможет составить конкуренцию Омскому танковому институту по качеству инженерного образования.
     
Похожи, как два танка

     У Омского танкового института есть еще одна уникальная особенность: здесь учатся сразу четырнадцать курсантов-близнецов! Было время, когда близнецов насчитывалось еще больше. Почему их так много именно в этом вузе, никто не знает.
     Братьев Трубаченко до сих пор путают курсанты и преподаватели, хотя они уже полтора года носят погоны. Петра норовят назвать Степаном, и наоборот.
     - Некоторые даже брови хмурят, чтобы не ошибиться, - смеется Петр. - Но мы не обижаемся.
     - А есть такие, которые различают вас легко?
     - Так ведь вокруг люди военные, наблюдательные. У меня раньше были сапоги с хлястиком, а у Степана – без. А теперь у него тоже с хлястиком, и все опять ищут приметы.
     Петр старше Степана на целых 45 минут, поэтому ведет себя как старший. Он чаще проявляет инициативу, а Степан в основном поддерживает его. Впрочем, все «судьбоносные» решения братья принимают вместе, обязательно советуются. И поступать в танковый институт тоже решили вместе. Даже мысли не было учиться порознь. Однако сидят близнецы за разными партами. Говорят, чтобы слишком не надоедать друг другу.
     Служить братья будут, видимо, тоже в одной части. Существует негласный закон – близнецов не разлучать.
     - Я всегда, сколько помню себя, знал, что у меня за спиной есть брат, чувствовал его поддержку, - делится раздумьями Петр. - И дело даже не в том, что мы близнецы. Брат всегда должен помогать брату, похож он на него или нет.
     Кроме близнецов-курсантов в Омском танковом есть еще и близнецы-преподаватели. Братья Воробьевы. По словам преподавателя правоведения подполковника Андрея Воробьева, ему учить курсантов-близнецов особенно легко. Он понимает их психологию.
     - Например, говорю: «Смотри, брат пятерку получил, а ты двойку, как же так…» Близнецы сильнее хотят быть во всем похожими друг на друга. Вот и стараются, тянутся к свету вместе.
     Выражение «похожи, как две капли воды» в альма-матер инженеров-танкистов переделали на свой лад. Здесь говорят: похожи, как два танка. Впрочем, все выпускники института чем-то между собой схожи. Одну судьбу выбрали, одному делу служат.
     На снимках: начальник института полковник Александр ЯКОВЕНКО; памятный обелиск героям-выпускникам; курсант-иностранец Гарик САРКИСЯН.Фото Дениса Абрамова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex