на главную страницу

5 Марта 2005 года

Фан-клуб

Суббота

Терминатор Галкина

Михаил ШЛАЕН.



     - Надо ж умудриться завалить «лежку»!
     Галкину было не узнать. Всегда спокойная, уравновешенная, она сердито сдергивала бело-черно-красную куртку с плеча. - Вот и вас, журналистов, подвела. Вы меня в десятку лучших, «Серебряной ланью» одарили, а я...
     Завьюженная февральская Москва. Тир ЦСКА. Зимнее первенство России. Галкина третья в своем любимом упражнении – малокалиберном стандарте. В том самом, где она владеет Кубком мира, ставшем победным для нее в Афинах. Конечно, не трагедия, лишь начало нового сезона. А Любаша переживает, и я, кажется, понимаю почему. Еще в греческой столице, интервьюируя олимпийскую чемпионку, почувствовал, какой ответственный она человек, не ее это – бросать слова на ветер. Пообещала ведь на приеме министром обороны армейцев-олимпийцев не снижать планку.
     На той встрече, услышав свою фамилию, Люба чуть ли не чеканным шагом направилась к столу президиума. Привык видеть ее в соревновательном или тренировочном одеянии, реже, как на балу в честь победителей Олимпиады, - в нарядном платье. В нем она просто королева. Такая ладненькая, точеная фигурка. А оказывается, не менее элегантно, будто на заказ сшито лучшими армейскими портными, сидит на ней и военная форма. Заметил, как на строгом лице Сергея Борисовича Иванова промелькнула улыбка.
     - Товарищ министр обороны, капитан Галкина...
     - Уже не капитан. Вручаю вам майорские погоны. Поздравляю и надеюсь, что вы и наших солдат научите стрелять так же метко.
     - Служу Отечеству, - тихо произнесла Люба. Командирский голос ну никак до сих пор не поддается ей...
     …Сухие, как треск сучьев в лесу, щелчки. Глаз старается зацепиться за мишень, разглядеть в ней отпечаток выстрела. Куда там, разве уловишь эти микроскопические доли, на которые сейчас счет победам. Галкина тщательно изучает вывешенную на стенде итоговую таблицу. «Молодец, Анюта, хоть и фамилия у нее Низкошапская, а летать, как наберется опыта, высоко будет». Люба уже отошла от соревновательного пыла, успокоилась и согласна продолжить наш афинский разговор.
     - Радуетесь за соперницу, но она же вас с «бронзой» оставила, а сама «золото» отхватила.
     - Ну и что из того. Полезно, когда иногда тебя щелкают по носу, это подхлестывает. А вообще, может, сменим тему, не будем зацикливаться только на стрельбе?
     - Принимается. Помнится, в Афинах вы сказали, что намерены на чемпионские призовые машину купить.
     - Да вот недавно пригнали. Теперь потихоньку рулить учусь, правда, дальше своего Домодедова, где живу сейчас, не выезжаю, побаиваюсь. Дороги - ужас, снега сколько навалило, скользко. Еще эти московские пробки… Нервного напряжения мне на огневом рубеже хватает. Нет уж, мы с мужем лучше на электричке, привыкли к ней. Рассаживаемся поудобнее и, пока добираемся до Москвы, все дела успеваем обсудить. Участок бы побыстрее оформить, нам горадминистрация его выделила, весной надо начинать осваивать, строиться. Мало хлопот, так нашли себе еще одну.
     - А вообще, любите путешествовать?
     - Очень. Было бы время и возможности – всю страну изъездила бы. Села в «Россию» – и от Москвы до Владивостока. Сейчас все чаще самолетами приходится – на соревнования, сборы, а раньше только поездами. Я сама уральская, из Алапаевска, это в Свердловской области, там родилась и выросла. Так мы со школой, друзьями чуть ли не весь Урал исколесили. Он своей природой притягивает. Зимой – так вообще сказка, когда снег бисером блестит под ярким солнцем, а небо голубое-преголубое. А такие путешествия, впечатления, когда видишь эту дивную красоту, настраивают на особый лад, рука сама тянется к карандашу или краскам. Наброски делаю, а уж дома по памяти все до конца довожу. У меня много «природы».
     - Не знал об этом вашем увлечении, в Афинах вы о нем умолчали. Думал, только стрельбой с детства грезили.
     - Да вы что?! Я до шестого класса вообще о ней как о спорте не слышала. В изобразительном кружке в нашей школе № 5 занималась. Стрельба позже пришла, перебила все. А так меня в художницы прочили. Я ведь и портреты еще рисую. Сейчас идея одна есть: может, всех наших афинских чемпионов нарисовать, целая выставка получится. Время, конечно, нужно, а я свою винтовку зачехлять пока не собираюсь, в Пекине хочу выступить.
     - И все-таки, Люба, как же вы в стрельбе оказались?
     - Сбил меня с толку – сейчас, конечно, ему огромное спасибо за это – Евгений Васильевич Грязев. Ныне он в моей школе директор, а тогда учительствовал и стрелковый кружок вел. Однажды предложил: «Попробуй нормы ГТО со старшеклассниками сдать. Почему-то чувствую, что у тебя получится». Откуда у него такое чутье, даже не знаю.
     А вы позволите мне назвать своего первого тренера? – вдруг тихим таким голосочком спрашивает Люба. В глазах ее блеснули искорки. - Леонид Леонидович Шевцов. Уже не помню, сколько тогда в тире выбила, кажется, 90 или 91 из 100. Шевцов подходит и так сразу, чтобы долго не размышляла: первая тренировка завтра, не опаздывай, ты хоть и Люба, но не люблю я этого.
     Как, наверное, у каждого при подобных воспоминаниях, на лице Галкиной появилась улыбка человека, окунувшегося в счастливое детство. А я, прокручивая назад афинскую пленку, вспомнил ее другой, такой же, как сейчас, нет, даже злее на самою себя, после того злополучного дня в самом начале Олимпиады, когда от нее ускользнула верная чемпионская награда. И сколько нервов Любе тогда стоило не выказывать на людях свою неудачу. В стартовом упражнении – винтовочной пневматике, успешно миновав квалификацию, Галкина столь же уверенно продолжала и в финале. Казалось, золотая медаль уже лежала на блюдечке с голубой каемочкой возле ее огневого рубежа, всего один шажок - и она твоя. И вот этот шажок сделать и не удалось, смазанная последняя попытка - и только «серебро». Драма, чего там говорить.
     - Невозможно представить, что вы испытывали, - сказал я Галкиной, когда, она, освободившись после допинг-контроля, вышла подышать на улицу. – Если с бегом на дорожке сравнивать, то в последней клетке пропустили вперед китаянку Ду Ли.
     - Сама в первые мгновения была в каком-то шоке. Одни мне сочувствовали, видя в таком итоге явную несправедливость. Другие – мол, такие деньги упустила, полсотни тысяч долларов, обещанные за победу. Причем тут эти доллары? Я выиграть для страны хотела, об этом думала, а не о собственном благополучии. Безумно досадно, но когда немного успокоилась, почувствовала, что переживаю неудачу чуть легче, чем в Сиднее. Там вообще без медали осталась. А сейчас все-таки «серебро» отхватила, и такая внутренняя уверенность появилась, что в стандарте своего не упущу. Вот увидите.
     Через несколько дней весь мир действительно увидел. А в тот момент, глядя на Любу, невысокую хрупкую тихоню, я подумал: как малокалиберную или пневматическую винтовку в руках удерживает – еще понятно, но боевую?.. Ей ведь и ее часто приходится брать в руки. Обычные офицерские будни, боевая учеба не минуют даже известных чемпионов, а там, на полигоне: «Галкина, приготовиться. Упражнение номер… Заряжай!»
     - Поначалу было непривычно, пока не поняла: для меня это еще и дополнительная тренировка. В программе турниров СИЗМ в основном боевые упражнения, так что куда деваться, осваивай, - рассказывала Галкина, - мы же военные люди. На мои 55 кг отдача приличная, плечо побаливает, однако терплю. Результат надо давать, а не хныкать.
     Она так и говорит про себя – военные люди. Армия – давно ее жизнь, после того как, пройдя школу ДОСААФ, изъявила желание служить в ней. В окружном СКА под началом известного специалиста Ирины Алексеевны Рогачевой продолжала она овладевать искусством точного выстрела.
     Неожиданный уход в сторону от олимпийских событий отвлек Любу. Чтобы как-то еще поднять ей настроение, напоминаю об одном факте. Москва, казино «Голден палас», турнир Гран-при. Галкиной в финале винтовочной пневматики противостоял один из лидеров сборной России Евгений Алейников. Это был драматический поединок – никакого джентльментства, игры в поддавки. Никто не хотел уступать, и лишь заключительным выстрелом (10,9 против 10,2) Люба одержала победу. Да, если когда-то истинные рыцари стрелялись из-за дам сердца, то теперь дамы сами, отстаивая свою честь, могут смело вызывать мужчин на дуэль.
     - Было дело, - Галкина заметно оживилась. – Вы сейчас удивитесь, а то и вовсе будете смеяться, если я вам вот что сообщу. Я тут несколько раз в нашем разговоре мужа упоминала – так вот Женя Алейников и есть мой муж...
     - Нежная супружница противостояла любящему супругу! Дома-то выяснения отношений после этого не случилось? – пробрало меня после немой гоголевской сцены.
     - Да вы что! Эх, так мне бы здесь даже 10,3 хватило для победы…
     На встречу с российскими журналистами она пришла вместе с Алексеем Алиповым, первым нашим чемпионом в Афинах. Тот, упреждая вопросы, мгновенно, как реагирует на вылетающую тарелочку, придал разговору нужную тональность.
     - Перекуем мечи на орала. А как вам – переплавим «серебро» в «золото»? Галкина же инженер-металлург, ей это сподручно. Если что – Валентина Сергеевна подскажет технологию. Мама с дочкой одной профессии. Так что наберитесь терпения, ждите.
     Старт в малокалиберном стандарте 3х20 получился удачным - 199 очков лежа. Тревожный звоночек прозвучал после «стойки» – всего 191 очко. Позже, когда все благополучно завершилось, поинтересовался у призера Сеула-88 майора запаса Кирилла Иванова, Любиного тренера в сборной: что помогло Галкиной в тот момент?
     - Редкостное самообладание и устойчивая психика. На Олимпиадах побеждают не техникой, она тут у всех высокая, а личностными качествами, характером. Люба, сколько я ее знаю, никогда не теряет головы. Чем труднее ситуация, тем увереннее она в себе. Срыв в пневматике? Уверяю, это не более чем эпизод, с каждым случается. У главных Любиных конкуренток поджилки затряслись, коленки задрожали, когда они за стрельбу… с колена принялись, от нее зависел выход в финал, а Галкина спокойненько свои 197 выбила – и в дамках. А уж дальше справиться с ней было невозможно.
     - Кстати, вы обратили внимание, как соперницы буквально зацеловали ее, сколько мягких игрушек надарили, - продолжал Иванов. – Не формальные это поздравления. Любаню все стрелки… любят. Ну и имя у Галкиной, сплошная тавтология получается. Она, понимаете, внутренне симпатична, доброжелательна ко всем. Однако этот контактный, открытый человек на огневом рубеже преображается, становится жесткой, упрямой. На тренировках с ней непросто. Время такое в нынешнем спорте - молодых и честолюбивых.
     Звонок из штаба российской делегации прервал беседу. Галкину вместе с другими чемпионами приглашали на прием к президенту МОК Жаку Рогге. Услышав об этом, Люба с детской непосредственностью воскликнула: «А я с собой из дома выходное платье прихватила! Женя настоял: бери, пригодится».
     …Снова тир ЦСКА. Расписание зимнего чемпионата России – полная противоположность афинскому. Там женская винтовочная пневматика была на закуску, здесь - на десерт. Подтянувшийся народ в ожидании финала обсуждает шансы спортсменок. Галкина на первой позиции. После отбора она лучшая, но преимущество минимальное – всего одно очко. Дальше был театр одного актера. Феерия! Ниже 10,4 ни в одной из десяти решающих попыток. В сумме – 105,8. Такого еще никогда и нигде не было.
     - Ну, Любаша, выдали серию! Сполна отомстили за Афины. Устали?
     - Ни капельки. Сама не ожидала от себя такой прыти. Тренироваться же по-настоящему только начинаю. Не скрою: выиграть это упражнение было для меня принципиально важно. Да и вообще, побеждать всегда приятно, еще лучше, когда это входит в привычку.
     Хочу еще кое о чем спросить, о чем не успел в Афинах. Заодно опять тему сменим. Скажем, как наша чемпионка по части хозяйства, все, очевидно, на ней держится?
     - Ну почему же только на мне? У нас дома нет чемпионов, заслуженных мастеров. Женя помогает. После Афин кто куда рванул – на Канары, в Турцию, а я, как вернулась, долго только хозяйством практически и занималась. Отдых у меня был такой – приготовить что-нибудь вкусненькое, генеральная уборка, постирушки. Может, мама «напугала» приездом из Алапаевска, она жуткая аккуратистка, любит, чтобы все было тип-топ. И меня с детства к порядку приучила.
     - А это правда, что стрелки меж собой вас терминатором кличат?
     - Да ну, - Люба удивленно вскидывает глаза, - что-то не слышала. Если так - наверное, за характер. Редко когда выхожу из себя, в нашем виде излишние эмоции во вред.
     Мы уже распрощались, когда Галкина, стоя в дверях, обернулась.
     - Вы о тренерах меня спрашивали. Так Алана Ричардовича Эрдмана, моего личного наставника в армейском коллективе, не забудьте. Он легендарная личность, еще в Олимпиаде-52 в Хельсинки участвовал! Если можно, поздравьте его через газету, ему недавно 70 лет исполнилось. А если про хобби будете писать, то я горные лыжи обожаю и книжки чуть ли не все подряд глотаю, философские, правда, меньше. В свое время университет марксизма-ленинизма не окончила, только технический…
     Такая она, майор Любовь Галкина из центрального спортклуба ВВС. Единственная представительница всей стрелковой рати страны — в десятке самых ярких звезд российского спорта за 2004 год


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex