на главную страницу

11 Марта 2005 года

Тема номера

Пятница

Они спасли мир



В редакции «Красной звезды», газеты военной, богатой фронтовыми заслугами и традициями, с особой силой ощущается дыхание уже близкого 60-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне. О славном юбилее, историческом рубеже все настойчивее напоминает почта. Есть в ней и письма со штемпелями государств дальнего зарубежья. Очень многие с интересом читают «Красную звезду» - «Red Star» - в ее электронной версии и таким же путем через Интернет выражают свои чувства, мысли об уже далеком, но не померкнувшем в памяти старших, в восприятии юных подвиге нашего народа, внесшего решающий вклад в общую для человечества победу. Свидетельство тому два таких письма - из Австралии и Швеции.

     Из австралийского Мельбурна по электронной почте мы получили письмо следующего содержания:
     Обращаюсь в «Красную звезду», или в «Звездочку», как ее называет человек, ради которого пишу, с таким рассказом.
     В Мельбурне уже около полувека живет участник Великой Отечественной войны Ольшина Израиль Менделеевич. Родился он в 1925 году в Кракове. В 1939 году, с началом Второй мировой войны, нашел приют в Советском Союзе. Жил в Сталинабаде. Семнадцати лет, не дожидаясь призыва, добровольцем ушел на фронт. Воевал пулеметчиком на 3-м Прибалтийском фронте в составе 180-й стрелковой дивизии. Служил в 9-й инженерно-саперной бригаде. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Весной сорок четвертого на территории Эстонии был тяжело ранен в живот и руку и много месяцев пролежал в госпитале, который размещался в здании школы № 11 города Свердловска. Следы от ран остались у него на всю жизнь.
     В послевоенных скитаниях через Польшу, Германию, Испанию Ольшина потерял орден, медали и удостоверения к ним. Сохраняется ли возможность получить дубликаты наград или хотя бы документы на них?
     Израиль Менделеевич считает военные годы самыми значимыми в своей жизни. Как он поет русские песни! Своих четверых внуков фронтовик воспитывает в духе любви к стране, которая его приютила и спасла в военное лихолетье, гордится, что защищал, пролил кровь за Россию.
     От редакции.Мы попытались найти сведения об Ольшине И.М. в Центральном архиве Минобороны РФ по карточке, которую составляют при вручении человеку награды с указанием номера ордена или медали. К сожалению, не нашли. Хранительницы фондов варьировали фамилию: Альшина, Ольсина. Не помогло. Очень важно, чтобы фамилия была записана именно так, как в дни войны. Карточек миллионы, и неточность даже в одной букве очень осложняет поиск.
     Что же касается дубликатов наград и документов к ним, то все здесь определено законом. Еще при учреждении орденов и медалей установлено, что их дубликаты могут быть выданы лишь в порядке исключения – при их утрате в боевой обстановке, в результате стихийного бедствия или при других обстоятельствах, когда награжденный не мог предотвратить эту утрату. Дубликат Монетный двор всегда изготовлял адресно. На оборотной стороне (реверсе) ордена или медали при этом воспроизводился номер утраченной награды с добавлением буквы «Д». Российским же законодательством, кроме выдачи дубликатов орденов и медалей, предусмотрена и выдача их муляжей. Разумеется, все в тех же исключительных случаях. По понятным и, думается, оправданным причинам усложнена и процедура выдачи дубликатов удостоверений к наградам. А вот получить справку о награждении, если подтверждение этому найдено в архивах, ничто не мешает. Но поиск, как сказано выше, - дело отнюдь не простое.
     Мы от души поздравляем фронтовика Ольшину с близким уже юбилеем Великой Победы и желаем, чтобы память о прошлом и впредь согревала его душу.
     * * *
     А это письмо мы получили из шведского города Ангельхольм. Проживающая там Тамара Хетагурова рассказывает:
     Немногие знают, что примерно 1.700 советским военнослужащим, захваченным гитлеровцами в плен, в годы войны удалось бежать в нейтральную Швецию. Единицам - из концлагерей, размещенных на территории самой Германии, большинству - из соседней Норвегии.
     В еженедельнике «Kvalls stunden» («Вечернее время») недавно опубликован материал об одном из шведских лагерей для советских военнопленных, который размещался севернее Стокгольма, у Крампена. Сказано, что жители этого района хранят добрую память о русских. А вот властям они прибавляли забот и тревог: несколько раз разбирали рельсы на железной дороге, по которой из Норвегии на юг следовали немцы-отпускники и военные грузы в закрытых вагонах. На огромной каменной глыбе у лагеря военнопленные выбили пятиконечную звезду с серпом и молотом в центре и слова: «СССР, 1944». Уроженец тех мест Инве Гуннарсон с женой Барбру долгие годы охраняет этот камень у «русской дороги». Недавно там по инициативе общественности установили еще один мемориальный знак в виде каменной глыбы весом более пяти тонн. Открывал мемориал высокий областной чиновник. Цветы к его подножию, кроме других, возложили, не удивляйтесь, и трое потомков советских солдат.
     Но больше всего мне хочется рассказать о другом эпизоде. Двое туристов, бродивших в глухом месте у шведско-норвежской границы, на горе Чатка Арьеплогского хребта обнаружили останки человека. Оказалось, советского военнопленного, который скончался у подножия скалы, сжимая в руке лагерный жетон. По нему установили, что он пребывал в концлагере СТАЛАГ-2, находившемся в Ньюбранденбурге на севере Германии, а затем переведенном в Норвегию. Установлено и имя человека, добывшего перед побегом каким-то образом немецкую шинель, - Алексей Матвеев. Шведский военный историк и писатель Ларс Гилленхаал, заинтересовавшийся находкой, полагает, что возможны поиски родных Алексея. Может, «Красная звезда» могла бы помочь в поисках?
     От редакции. Наш соотечественник, погибший далеко от родной земли, кажется, не будет похоронен безымянным. Но установить о нем что-либо дополнительное по приведенным в письме данным почти невозможно. В Центральном архиве Минобороны мы подняли карточки только на офицеров по имени Алексей и фамилии Матвеев, испытавшим муки гитлеровского плена. Их ровно двести. А есть еще карточки рядовых, сержантов...
     Пусть будет светлой память о человеке, нашедшем упокоение у шведской горы Чатка, павшем в поиске воли, обессилевшем, но не сломленном.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex