на главную страницу

11 Марта 2005 года

Армия и общество

Пятница

ЕЩЕ РАЗ О ПЕНСИЯХ

На вопросы «Красной звезды» отвечает председатель правления Пенсионного фонда России Геннадий БАТАНОВ



     
Визитная карточка

     Батанов Геннадий Николаевич родился 22 января 1945 года. Образование высшее — военное, юридическое, экономическое. В 1971 г. окончил Ростовское высшее командно-инженерное училище им. главного маршала артиллерии М.И. Неделина, в 1980 г. - Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, в 1995 г. - Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, в 2002 г. – Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса, государственный советник юстиции 1-го класса, генерал-майор запаса. Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, 14 медалями.
     С 2004 года возглавляет Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

     


     - Геннадий Николаевич, социальная реформа спровоцировала новую волну вопросов к власти. Самый популярный: «Когда же в России начнут платить достойную пенсию?» Разрешите переадресовать его вам...
     - Уровень пенсионного обеспечения, как известно, зависит не только от личного вклада застрахованных лиц в процесс формирования размера своей пенсии, но и от ряда демографических и экономических факторов.
     Экономический фактор, оказывающий существенное влияние на уровень пенсионного обеспечения, можно обозначить так: согласно действующему пенсионному законодательству индексация базовой и страховой частей трудовой пенсии производится, исходя из уровня роста цен (темпов инфляции). Дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии зависит от темпов роста среднемесячной заработной платы в России и индекса доходов ПФР, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в расчете на одного пенсионера.
     Увеличить же размер пенсионного обеспечения возможно при одновременном улучшении демографической ситуации (увеличении рождаемости, снижении смертности, особенно у мужчин в трудоспособном возрасте, увеличении миграционного прироста) и экономических перспектив развития страны (рост среднемесячной заработной платы, проведение политики легализации доходов населения).
     - А пока демографическая ситуация и состояние экономики не улучшатся, базовая часть пенсии так и будет меньше даже прожиточного минимума?
     - Нет, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. По оценкам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в 2005 году величина прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в среднем за год составит 2.040 рублей. Согласно законопроекту «Об установлении размеров базовой части трудовой пенсии и порядке индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году» в целях приближения базовой части трудовой пенсии к ПМП с 1 марта 2005 года размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц. Для некоторых категорий получателей трудовой пенсии размер базовой части превысит уровень ПМП уже с 1 марта с.г.
     С 1 августа 2005 года индексация базовой части трудовой пенсии будет производиться на коэффициент индексации (увеличения), определяемый Правительством Российской Федерации.
     - В юридической терминологии появилось понятие «срок дожития пенсионера». Что это такое?
     - В действующем пенсионном законодательстве понятие «срок дожития пенсионера» отсутствует, вместе с тем имеется понятие «ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости». Под этим понятием подразумевается показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.
     Расчеты указанного периода в пенсионном страховании основываются на использовании соответствующих таблиц.
     Основным показателем данных таблиц, используемых в актуарных расчетах, является ожидаемая продолжительность жизни. Средняя ожидаемая продолжительность жизни для всех категорий лиц, вступивших в пенсионный возраст, рассчитывается по определенным формулам, применяемым в статистике, в которых используются ожидаемая продолжительность жизни для мужского и женского населения соответствующих возрастов и доля мужского и женского населения в общей численности населения, вступившего в пенсионный возраст.
     На основании таких расчетов значение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, используемое только для определения размера трудовой пенсии, составляет 19 лет, что соответствует 228 месяцам.
     При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 01.01.2002 указанная величина согласно пункту 1 статьи 32 указанного закона установлена продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет с 01.01.2013.
     Следует также отметить, что величина ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости не влияет на продолжительность ее выплаты.
     - Новой пенсионной реформе в России уже три года. Каковы ее принципы? Каков объем средств, находящихся в распоряжении ПФР?
     - В Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 г. № 790, обозначены главные принципы пенсионной реформы. В частности, каждый гражданин имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности, вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом; работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию; каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы.
     За прошедшие годы создана новая инфраструктура пенсионной системы на основе единой централизованной системы управления средствами обязательного пенсионного страхования, сочетающей в себе распределительную модель пенсионного обеспечения с индивидуально-накопительным сегментом страховой пенсионной системы.
     Сейчас у граждан нашей страны появилась возможность самим позаботиться о своем будущем. В настоящее время они могут непосредственно влиять на формирование своей трудовой пенсии и становятся активными субъектами отношений в сфере обязательного пенсионного страхования. Установлена прямая зависимость размера пенсии от величины зарплаты или иного вида трудовых доходов.
     Таким образом, можно утверждать, что пенсионная реформа 2002 года в значительной степени успешно справилась с решением кризисных задач, возникших в конце 90-х годов прошлого столетия. Среди этих кризисных явлений следует отметить в первую очередь резкое падение уровня жизни пенсионеров, нарушение прямой взаимозависимости размера трудовой пенсии от индивидуального трудового вклада каждого застрахованного лица (продолжительности трудового стажа и размера фактически уплаченных страховых взносов) и, как следствие, нивелирование различий между минимальным и максимальным размерами трудовой пенсии, массовое уклонение от уплаты обязательных страховых взносов и соответственный рост просроченной задолженности по страховым взносам в бюджет, который в указанный период достиг трети всех бюджетных поступлений, а также усиление бюджетной разбалансированности пенсионной системы, временами (неоднократно) переходящее в значительный текущий дефицит бюджета ПФР (наиболее глубокий дефицит образовался в период 1998—1999 гг.).
     Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год составил по доходам 1.177.375 млн. руб., из них 1.088.465,1 млн. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, и по расходам - 1.176.131,3 млн. руб., из них 1.171.321 млн. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий.
     - Геннадий Николаевич, на 2005 год запланирован дефицит бюджета ПФР в размере 190 млрд. руб. Прокомментируйте эту цифру...
     - Расчетный дефицит бюджета ПФР на 2005 год утвержден в сумме 82,8 млрд. руб. и будет покрыт за счет средств резерва бюджета фонда.
     Следует отметить, что в 2005 году впервые с момента старта пенсионной реформы в бюджете ПФР появился дефицит по выплате базовой части трудовой пенсии (около 75 млрд. руб.), который явился следствием снижения с 1 января 2005 года базовой ставки ЕСН.
     Покрытие дефицита по базовой части трудовой пенсии будет осуществляться за счет средств Стабилизационного фонда.
     - Клиенты ПФР чаще выбирают частные компании или государственную управляющую компанию? Как вы лично оцениваете эффективность работы этих структур?
     - В 2004 году Пенсионным фондом Российской Федерации принято около 376 тыс. заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и негосударственного пенсионного фонда.
     При этом порядка 119 тыс. заявлений были поданы застрахованными лицами о выборе управляющей компании (около 32 процентов от общего количества принятых заявлений в целом по Российской Федерации) и 257 тыс. заявлений подано застрахованными лицами о выборе негосударственных пенсионных фондов (около 68 процентов от общего количества принятых заявлений в целом по Российской Федерации).
     Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, были переданы ПФР в доверительное управление государственной управляющей компании, назначенной Правительством Российской Федерации (Внешэкономбанку).
     В целом по итогам 2003—2004 гг. застрахованными лицами было подано около 1 млн. заявлений о выборе управляющей компании.
     По данным мировых социологических исследований, активное участие в проводимых государством нововведениях или реформах, как правило, принимает около 3 процентов населения страны.
     За прошедшие два года уже около 2,8 процента граждан воспользовались своим правом выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, что не только соответствует мировым показателям участия населения в государственных реформах, но и позволяет сделать вывод о постепенном росте самосознания граждан и желании занять более активную позицию в развитии пенсионной системы Российской Федерации.
     Согласно нормам действующего законодательства уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений (Федеральная служба по финансовым рынкам) должен ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчетность о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования.
     В настоящее время Министерством финансов Российской Федерации разработан проект приказа «Об утверждении стандартов раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений», которым будут установлены состав, порядок и сроки раскрытия информации по инвестированию средств пенсионных накоплений, о структуре и составе акционеров (участников) управляющих компаний и специализированного депозитария и иные положения в целях реализации застрахованными лицами права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании).
     Осуществление указанных мероприятий позволит каждому застрахованному лицу не только в полной мере реализовать свое право на получение информации о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений выбранной им управляющей компании, но и сравнить эффективность деятельности всех управляющих компаний.
     - Каким образом пенсионная реформа касается военнослужащих и военных пенсионеров? Многие военнослужащие до сих пор не получили извещений ПФР, в связи с чем задаются вопросом – скажется ли это на уровне их пенсий?
     - В рамках проводимой пенсионной реформы в Федеральном законе от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» реализован принцип обязательного пенсионного страхования, когда размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии работника (застрахованного лица) зависит от суммы начисленных и поступивших в бюджет ПФР страховых взносов.
     Ежегодно ПФР направляет застрахованным лицам – наемным работникам или самостоятельно уплачивающим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (индивидуальные предприниматели) - письма с извещениями о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования, в которых указаны суммы поступивших страховых взносов за каждый отчетный период (календарный год).
     Военнослужащие пенсионируются по нормам другого законодательства, где размер пенсии устанавливается по иным правилам. При этом пенсии выплачиваются из средств федерального бюджета. Таким пенсионерам извещения не направляются.
     В то же время военные пенсионеры могут продолжать работу в качестве наемных работников или осуществлять деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. В этом случае страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за наемного работника страхователем-работодателем, а также самостоятельно индивидуальным предпринимателем уплачиваются на общих основаниях. Таким лицам извещения ПФР направляются на общих основаниях.
     Военные пенсионеры с учетом времени работы в качестве наемных работников или осуществления деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей могут перейти с пенсии по категории военнослужащих на трудовую пенсию по Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
     - Поясните, пожалуйста, что означает право добровольной уплаты страховых взносов?
     - Действительно, в действующем законодательстве по обязательному пенсионному страхованию предусмотрена возможность добровольной уплаты страховых взносов. Право на добровольную уплату взносов предоставляется гражданам Российской Федерации, работающим за пределами Российской Федерации, за которых иностранные работодатели не перечисляют страховые взносы на трудовую пенсию, например морякам, плавающим на судах с иностранными флагами.
     Кроме того, физические лица имеют право добровольной уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не уплачиваются страховые взносы в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. Например, муж добровольно может уплачивать страховые взносы за свою неработающую жену, занимающуюся воспитанием детей, с тем чтобы она впоследствии смогла получать трудовую пенсию.
     Пенсионным фондом утвержден Порядок регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, добровольно вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
     - Как осуществляет ПФР размещение временно свободных средств резерва бюджета фонда и страховых взносов, поступающих на накопительную часть трудовой пенсии?
     - Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений строго регламентируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и нормативными правовыми актами, направленными на его реализацию.
     Суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в ПФР до момента их передачи негосударственным пенсионным фондам и в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурса, и государственной управляющей компании, временно размещаются ПФР в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 г. № 652 утверждены Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации.
     Согласно указанному постановлению средства страховых взносов могут быть размещены в государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации, государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации и обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.
     В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации», утверждаемым ежегодно, ПФР предоставлено право размещать временно свободные средства ПФР в разрешенные законодательством виды активов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а средства, полученные от их размещения, направлять на пополнение резерва бюджета ПФР.
     Временно свободные средства формируются за счет суммы фактического превышения доходов над расходами ПФР.
     В качестве объектов инвестирования временно свободных средств ПФР могут выступать государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте, ценные бумаги российских эмитентов, исполнение обязательств по которым гарантировано Российской Федерацией.
     - Геннадий Николаевич, какие категории военных пенсионеров и военнослужащих охватывает Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ о монетизации льгот?
     - Как известно, с 1 января 2005 г. гражданам, в том числе и представителям силовых структур, осуществлена замена основной части льгот в натуральной форме на ежемесячную денежную выплату. Вместе с тем, что особенно важно, указанные граждане по желанию могут получать набор социальных услуг, в состав которого включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
     При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
     Круг лиц, которым предоставляются меры государственной социальной поддержки, определяется законодательством Российской Федерации.
     Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, можно найти в приложении 1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 30.11.2004 г. № 294 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.12.2004 г. № 6216).
     К числу основных категорий относятся инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, а также из подразделений особого риска.
     Отдельные категории граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в числе которых представители силовых ведомств, имеют право на ежемесячную денежную выплату по двум основаниям, предусмотренным разными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     - Каким образом военнослужащий или военный пенсионер, имеющий право на льготы, может узнать, какие и в каком объеме ему положены соответствующие выплаты? Как и кем будет организована работа по осуществлению этих выплат?
     - Гражданам, состоящим на учете в силовых ведомствах, по всем вопросам, касающимся мер государственной социальной поддержки, в первую очередь следует обращаться в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Военные пенсионеры и военнослужащие могут получить соответствующие разъяснения в органах, осуществляющих их пенсионное обеспечение. Кроме того, они могут обратиться за соответствующими разъяснениями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
     Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты гражданам, проходящим (проходившим) военную и приравненную к ней службу, утвержден специальным нормативным правовым актом (приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 329, зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2004 г. № 6255).
     Согласно указанному нормативному правовому акту ежемесячная денежная выплата осуществляется в общеустановленном порядке. При этом по общему правилу граждане, проходящие военную и приравненную к ней службу, обращаются за ежемесячной денежной выплатой в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по линии силовых ведомств. Вместе с тем они могут обратиться по своему желанию и в территориальные органы ПФР.
     - С учетом того, что осуществление ежемесячной денежной выплаты имеющим на это право лицам из числа проходящих (проходивших) военную и приравненную к ней службу является принципиально новой для ПФР задачей, охарактеризуйте кратко состояние дел на этом направлении.
     - Как уже говорилось, ежемесячная денежная выплата силовикам осуществляется в общеустановленном порядке, с учетом некоторых особенностей. Суть этих особенностей заключается в ведении Пенсионным фондом Российской Федерации специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
     В помощь силовым структурам Пенсионным фондом Российской Федерации в их адрес направлены форматы предоставления данных в Федеральный регистр, разработаны классификаторы категорий лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, переданы на безвозмездной основе соответствующие программное обеспечение и электронная цифровая подпись.
     Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации обеспечены технологические и организационные условия, благодаря которым в настоящее время проводится сверка данных специального сегмента регистра с остальными данными Федерального регистра для предотвращения дублирования информации. Порядок этой сверки разработан в Пенсионном фонде Российской Федерации и определен в соглашениях, заключаемых между Пенсионным фондом Российской Федерации и министерствами и ведомствами, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба.
     Практические вопросы реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ постоянно рассматриваются на совместных совещаниях ответственных работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, МВД России, Минюста России, МЧС России.
     - А если, например, льготник не смог почему-либо реализовать свое право на ежемесячную денежную выплату с начала 2005 года, получит ли он эту выплату за пропущенные месяцы?
     - Пункт 2.1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 г. № 294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» предусматривает, что в том случае, если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 г., не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина, то есть с 1 января 2005 года, при условии, что обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г.
     - Каков порядок действия военнослужащих или военных пенсионеров, которые имеют право на получение государственной социальной помощи, но в силу каких-то причин оказались за пределами Федерального регистра лиц, имеющих право на эту помощь?
     - Сведения о военнослужащих, имеющих право на установление ежемесячной денежной выплаты, заносятся в специальный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 г. № 317 «Об утверждении Порядка ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (зарегистрирован Минюстом России 31.12.2004 г., регистрационный № 6257).
     Если сведения о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи до 1 января 2005 года, по какой-либо причине отсутствуют в Федеральном регистре, гражданину необходимо обратиться в соответствующее пенсионное подразделение силовых ведомств или территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
     - Геннадий Николаевич, будет ли осуществляться индексация ежемесячных денежных выплат с учетом реального уровня инфляции?
     - В соответствии с пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») индексация размера ежемесячной денежной выплаты в 2005 году будет осуществляться не ранее 1 июля 2005 года с учетом коэффициента, на который был проиндексирован размер базовой части трудовой пенсии за период с 1 января 2005 года по 30 июня 2005 года.
     - Спасибо за обстоятельный разговор.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex