на главную страницу

15 Марта 2005 года

Планета людей

Вторник

Китай настроен решительно

Владимир КУЗАРЬ.



     Принятием «Закона о предотвращении раскола страны» в Пекине завершила свою работу очередная сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Она работала с 5 марта и рассмотрела ряд вопросов, направленных на дальнейшее экономическое и политическое развитие Китая. Комментируя принятые сессией решения, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что 2005 год станет решающим в реформировании страны. Главные усилия, по его словам, будут направлены на устранение нездоровых и нестабильных факторов в экономике и закрепление результатов макроэкономического контроля; на разрешение экономических противоречий, реструктуризацию экономики и изменение модели экономического роста; достижение равноправия и социальной справедливости, построение гармоничного общества.
     При этом Китай намерен сохранять меры государственного регулирования экономики, способствовавшие на протяжении минувшего года «устойчивому и быстрому экономическому росту и стабилизации рыночных цен». Вэнь Цзябао признал наличие ряда проблем в народном хозяйстве Китая, в числе которых - растущие трудности с повышением производства зерновых и доходов крестьянства, серьезные сбои в энергетической и транспортной сферах.
     Премьер Госсовета КНР также сообщил, что планы по реформированию валютного режима находятся в стадии развития и что рынок может быть удивлен предпринятыми мерами и их сроками. Однако премьер не сообщил никаких подробностей относительно плана и сроков начала его реализации. Как известно, Китай уже давно находится под международным давлением с целью заставить его провести ревальвацию юаня или ослабить контроль за валютой и расширить ее торговый диапазон. Сейчас обменный курс жестко привязан к отметке 8,3 юаня за один доллар США, что, как считают торговые партнеры КНР, главным образом Соединенные Штаты, ставит китайский экспорт в привилегированное положение на мировом рынке. До настоящего времени правительство Китая отказывалось предоставить какой-либо план реформ. Вэнь Цзябао вновь подчеркнул, что в этом вопросе Китай будет действовать с учетом своих национальных интересов, а также интересов соседних стран и мировой экономики в целом.
     На прошедшей сессии ВСНП был завершен процесс передачи власти «четвертому поколению» руководства страны. Это произошло после того, как депутаты подавляющим большинством голосов избрали генерального секретаря КПК и президента страны Ху Цзиньтао на пост главы Центральной военной комиссии КНР. Таким образом он занял последний из высших постов, а комиссия осуществляет руководство вооруженными силами страны, в партии и правительстве КНР. Передача власти более молодому поколению китайских руководителей началась в 2002 году, когда Цзян Цзэминь передал Ху Цзиньтао пост председателя КПК, а в 2003 году - и президента страны.
     Новоизбранный глава Центрального военного совета обратился к вооруженным силам с призывом твердо исполнять взятую на себя историческую миссию в новом веке и защищать государственный суверенитет, территориальную целостность и национальные интересы Китая. Он подчеркнул важность понимания серьезности вызовов, перед лицом которых оказались Китай и его армия. «Нам необходимо ускоренными темпами продвигаться в военной реформе, повысить уровень информатизации нашей армии, нарастить наши возможности по противодействию кризисам и защите мира, по сдерживанию войны и достижению победы в случае войны», - отметил Ху Цзиньтао.
     По его словам, в военном строительстве надо неизменно отводить первое место идейно-политическому строительству, твердо и последовательно придерживаться коренного принципа «Армией руководит партия» и соответствующей системы. Ху Цзиньтао подчеркнул также важность баланса между экономическим развитием и военным строительством. Он призвал подходить к модернизации обороны и армии как к важному стратегическому направлению социалистической модернизации страны. «Нам нужно прилагать активные усилия к формированию на основе экономического развития вооруженных сил, которые должны соответствовать интересам безопасности и развития нашей страны, способны эффективно защищать безопасность и единство государства», - сказал Ху Цзиньтао.
     Нельзя не заметить в этой связи, что Народно-освободительная армия Китая может стать одним из главных аргументов в решении тайваньского вопроса. Особенно после того, как сессия ВСНП утвердила «Закон о предотвращении раскола страны», который допускает возможность применения военной силы в отношении Тайваня. Представляя его депутатам, замглавы Постоянного комитета ВСНП Ван Чжаого заявил, что закон предполагает использование «немирных» средств защиты государства в следующих случаях: если силы, стремящиеся к независимости острова, под любым предлогом или в любой форме сделают реальным факт отделения Тайваня от Китая; если произойдут какие-либо крупные инциденты, которые приведут к отделению Тайваня; если все возможности для мирного объединения будут исчерпаны.
     В свою очередь премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао отметил, что этот закон не является «законом о войне и не направлен против тайваньского народа». По его словам, закон нацелен на мирное воссоединение материка и острова, он будет способствовать укреплению и развитию связей между берегами Тайваньского пролива. Одновременно он предостерег иностранные государства от вмешательства в решение тайваньского вопроса. Эта проблема, сказал Вэнь Цзябао, является внутренним делом Китая. «Мы надеемся, что зарубежные государства не будут вмешиваться в решение этой проблемы, но и не боимся этого иностранного вмешательства», - добавил премьер Госсовета.
     Тем не менее Вашингтон уже попросил Китай пересмотреть закон, а японские власти заявили, что его принятие может отрицательно сказаться на стабильности в этом регионе. В случае вооруженного конфликта между Китаем и Тайванем в него может быть вовлечен и военный блок АНЗЮС, отметил министр иностранных дел Австралии Александер Даунер. По его словам, подписанный еще в 1951 году между США, Австралией и Новой Зеландией договор предусматривает принятие совместных действий против Пекина. С тех пор Новая Зеландия вышла из пакта, но оставшиеся в нем два союзника сохранили все взятые на себя обязательства. Почувствовав такую поддержку, власти Тайваня, где после прихода к власти администрации Чэнь Шуйбяня усилились настроения в пользу одностороннего провозглашения независимости острова и создания самостоятельного государства, заявили, что Китай «должен заплатить» за этот закон. И, как подчеркнул премьер-министр Тайваня Фрэнк Се, будет пересмотрена экономическая и торговая политика острова с материком.
     Что касается России, то она всегда рассматривала тайваньский вопрос как внутреннее дело Китая. Поэтому в Москве спокойно отнеслись к принятию сессией ВСНП «Закона о противодействии деятельности по расколу страны». Как отметили в департаменте информации и печати МИД РФ, очень важно, что в законе закреплена главная установка правительства КНР - безусловный приоритет мирных методов объединения родины в рамках политики «одно государство - две системы» и заявлено о готовности проявить во имя этого максимум доброй воли. «Мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань», - подчеркнули в МИД РФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex