на главную страницу

15 Марта 2005 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Ирак: ситуация неопределенности

Марианна ГРИШИНА.



На 16 марта запланировано первое заседание нового иракского парламента – национальной ассамблеи. Она сформирована по итогам парламентских выборов, которые прошли 30 января и на которых победу одержала шиитская коалиция «Объединенный иракский альянс» (ОИА), созданная при участии шиитского духовного лидера аятоллы Али ас-Систани. На втором месте оказался альянс курдских партий - Патриотического союза и Демократической партии Курдистана, а возглавляемый премьер-министром шиитом Айядом Алауи «Иракский список» занял лишь третью позицию. Поскольку многие суннитские политические группировки объявили о бойкоте выборов в национальную ассамблею, сунниты получили абсолютно непропорциональное их численности число мест в парламенте – не более 20 мандатов из 275. Высшие органы власти в Ираке теперь будут формироваться на основе модели, близкой по форме к парламентской республике: состав правительства определяется парламентским большинством, должность премьер-министра будет главной в стране, а президент станет выполнять представительские функции. Сейчас в Ираке проходят консультации между шиитами и курдами по составу правительства. Они длятся уже более полутора месяцев, при этом сроки формирования правительства явно затягиваются. Как ведущие западные эксперты, так и многие иракские политики затрудняются прогнозировать, каким образом будет развиваться внутриполитическая обстановка.

     
«Непредсказуемая демократия»


     Поскольку иракские политические партии не могут договориться о том, кто займет ключевые посты, открытие парламентской сессии уже не раз откладывалось. «Если к 16 марта не будет сформировано новое правительство, дебаты по составу кабинета министров будут проходить уже в стенах парламента», - заявил на прошлой неделе зампред временного иракского правительства Бархам Салих. В то же время корреспондент Би-би-си Джим Мьюир озвучил менее оптимистичную точку зрения: по его информации, если широкого межпартийного соглашения не удастся достичь до 16 марта, парламент проведет церемониальное заседание, депутаты принесут клятву и разойдутся. В этом случае иракская национальная ассамблея даже не сможет выбрать спикера, поскольку и по этой должности также до сих пор нет никакой определенности.
     Главным камнем преткновения на переговорах между фракциями остается вопрос о кандидатуре премьер-министра. В результате выборов впервые в истории Ирака власть получило шиитское большинство, однако их небольшой перевес означает, что для формирования правительства шиитам придется вступать в коалицию с другими политическими силами. Шиитский «Объединенный иракский альянс», получивший 140 мест в парламенте, выдвинул на пост главы правительства Ибрагима Джаафари. Между тем побороться за премьерский пост решил и действующий глава правительства Айяд Алауи, партия которого на выборах получила 40 мандатов. Его выдвинул сформированный в конце февраля на основе депутатов из «списка Алауи» новый партийный блок, объединивший, согласно заявлениям его лидеров, «представителей демократических сил Ирака».
     Согласно временной иракской конституции для утверждения кандидатур президента и двух вице-президентов, которые в свою очередь должны назначить премьер-министра, требуется две трети голосов депутатов. Между тем соотношение сил между основными партийными фракциями в иракском парламенте сложилось очень непростое. Курды, у которых 77 депутатов, превратились в своего рода «третью силу», у них появилась возможность «балансирования» между шиитским альянсом во главе с руководителем Высшего совета исламской революции Абдель Азизом аль-Хакимом и фракцией премьер-министра Алауи. По всей видимости, они не преминут этим выгодным положением воспользоваться. Блок курдских партий пока так и не дал положительного ответа шиитской коалиции на предложение поддержать Джаафари: как и предполагали аналитики, политические амбиции курдов после выборов явно возросли.
     Это подтвердили переговоры Ибрагима аль-Джаафари с лидерами курдских партий, которые прошли в начале марта в Ирбиле. В ходе переговоров аль-Джаафари согласился поддержать выдвижение на пост президента Ирака главы Патриотического союза Курдистана Джалала Талабани. Между тем шиитский «Объединенный иракский альянс» отказался одобрить другие требования курдов, и в частности расширение контролируемых курдами территорий на юге от города Киркук. Напомним, курды добиваются конституционных гарантий неприкосновенности контролируемых ими регионов на севере страны и деарабизации Киркука и прилегающих к нему территорий.
     Что касается суннитов, то они де-факто по итогам выборов оказались исключены из процесса переговоров по составу нового правительства. Но в то же время для большинства иракских политиков очевидно, что суннитам нельзя не предоставить нескольких ключевых постов в новом кабинете, иначе это резко усилит межконфессиональные трения в стране. В связи с этим, как сообщается, лидер курдской Демократической партии Масуд Барзани и «Объединенный иракский альянс» договорились о предоставлении иракским суннитам нескольких мест в будущем правительстве. В настоящее время лидеры ОИА проводят соответствующие консультации с представителями Ассоциации иракских улемов (религиозных деятелей) относительно привлечения суннитов к подготовке иракской конституции. Айяд Алауи, заявивший недавно о необходимости «принять меры по национальному примирению в стране», также выступает за активное вовлечение суннитов в политический процесс. Однако ситуация пока выглядит неутешительно: попытки исправить постфактум ошибки, допущенные при проведении выборов, вряд ли помогут решить проблему суннитского представительства.

     
Боевики укрепляют позиции


     Между тем после парламентских выборов в Ираке резко увеличилось число терактов, нападений на блокпосты и межконфессиональных столкновений. Совершают теракты в основном суннитские экстремисты, поддерживаемые как баасистами, так и радикальными исламистскими группировками, такими как иракская «Аль-Каида». Череда нападений и взрывов, совершенных иракскими повстанцами, выявила их решимость вернуть себе инициативу, после того как выборы, которым они объявили бойкот, все же состоялись. И это им удалось: пока политиками ведутся затяжные переговоры по вопросу формирования правительства, боевики фактически стали хозяевами положения в стране.
     За последний месяц в Ираке произошло более десятка крупных террористических актов. 19 февраля в Багдаде 42 человека погибли и свыше ста были ранены при взрыве во время траурных церемоний шиитов в день поминовения имама Хусейна. 28 февраля в иракском городе Эль-Хилла смертник взорвал заминированный автомобиль перед толпой безработных, собравшихся перед зданием городского совета. В результате теракта, который признан одним из самых кровавых за два года американской оккупации, погибли 110 иракцев, 133 человека получили ранения. Теракты следуют один за другим, зачастую в Багдаде или других крупных городах происходит по нескольку взрывов за день, и в каждом случае имеются многочисленные жертвы.
     Ситуация фактически начинает выходить из-под контроля официальных властей и сил безопасности. «Повстанцы уже сейчас пользуются параличом в правительстве», - заявил недавно в интервью Би-би-си высокопоставленный представитель иракских служб безопасности. По его словам, если формирование новой администрации будет и дальше сталкиваться с задержками, это будет иметь тяжелые последствия для всей страны.
     Новому иракскому руководству в настоящий момент необходимо решить две основные задачи. Во-первых, включить суннитских лидеров в политическую жизнь. Это позволило бы выбить почву из-под ног повстанцев, опирающихся на поддержку среди суннитов, недовольных развитием ситуации в стране после выборов. И, во-вторых, усилить работу органов безопасности и армии, от которых зависит успех противодействия повстанческому движению. И если первую задачу можно решить с помощью заключения соответствующих политических договоренностей, то с реализацией второй задачи у иракских властей возникают непреодолимые сложности. Несмотря на то что Соединенные Штаты и другие страны - участницы коалиции оказывают помощь в подготовке и обучении солдат иракских сил безопасности, число желающих пойти в армию или на службу в полицию продолжает падать. Тем более что иракские боевики постоянно совершают нападения на вербовочные пункты, в результате которых погибают сотни новобранцев. По словам одного высокопоставленного представителя иракской полиции, в нынешней ситуации «никто не хочет принимать сложные решения, например о приеме в полицию бывших членов партии «Баас», и этот политический вакуум приводит к параличу власти». Между тем проблему рано или поздно решать придется: по оценкам иракских органов безопасности, около трех четвертей нападений на военнослужащих в Ираке совершается силами, верными свергнутому баасистскому режиму.
     «Решение Соединенных Штатов о роспуске иракской армии и гражданских служб с целью очистить их от членов партии «Баас» в 2003 году было ошибочным, поскольку осложнило процесс национального примирения в стране», - вынужден был признать в конце февраля в интервью «Уолл-стрит джорнэл» действующий иракский премьер Айяд Алауи. «Сейчас стало очевидным, что решения о начале процесса дебаасизации, принятые по идеологическим соображениям… привели к усилению подозрительности между этническими и религиозными группами, что затруднило выполнение задач в сфере безопасности», - заявил Алауи.
     По его словам, в ходе чисток из вооруженных сил и гражданских служб были изгнаны десятки тысяч человек, имевших низшие чины и занимавших незначительные должности. Считая себя несправедливо пострадавшими, многие из них пополнили ряды вооруженного сопротивления нынешнему режиму. В этой связи, отметил премьер-министр, иракские силы безопасности еще в течение длительного времени будут продолжать нуждаться в помощи Соединенных Штатов и других западных стран, хотя они и готовы продемонстрировать готовность «взять на себя больше ответственности в сфере обеспечения безопасности».

     
Американцы в тупике


     Учитывая сложность политической обстановки в Ираке, вокруг вопроса о начале вывода из Ирака американских войск сохраняется полная неопределенность. При этом можно заметить, что до иракских выборов у американцев был явно более оптимистичный настрой, нежели сейчас. Если в середине января госсекретарь Колин Пауэлл обещал, что американские войска в 2005 году начнут покидать Ирак, то уже в начале февраля министр обороны США Дональд Рамсфелд отказался даже хотя бы приблизительно сообщить о сроках возможного вывода американского контингента. Единственное, о чем сообщили в Пентагоне, – это что численность американских войск в Ираке будет сокращена со 155 до 138 тысяч человек, то есть примерно до того уровня, который сохранялся до начала иракской предвыборной кампании.
     У Белого дома продолжает возникать масса осложнений в связи с пребыванием в Ираке американских военнослужащих. Зону конфликта продолжают покидать воинские контингенты европейских стран: свои войска вывела Португалия, сокращать свой контингент начали Нидерланды, на прошлой неделе о начале вывода миротворцев из Ирака объявила Украина. После инцидента с итальянской журналисткой Джулианой Сгреной (ее машину обстрелял американский патруль, при этом был убит итальянский карабинер) испортились отношения Джорджа Буша с одним из главных его союзников по Ираку – итальянским премьером Сильвио Берлускони. Администрация Буша начала терять и другой важный козырь – поддержку американского общественного мнения. Так, в начале марта мэрия Нью-Йорка запретила проведение в городе 19 марта, во вторую годовщину начала военной операции в Ираке, массовой антивоенной манифестации. По подсчетам организаторов акции, она должна была собрать несколько десятков тысяч человек. Общественные организации, которые посчитали незаконным запрет демонстрации, уже заявили о намерении подать в суд на мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга.
     Число американских военнослужащих, по
     гибших в ходе военной операции в Ираке, в марте этого года перевалило за полторы тысячи. Расходы США на военные действия в Ираке и Афганистане, по данным Пентагона, достигли в феврале этого года 140 миллиардов долларов. Как сообщает «Вашингтон пост», в скором времени США планируют существенно изменить функции иностранных войск в Ираке, что, по мнению американских военных, должно решить проблему с выходом из иракской коалиции ее нынешних членов. Газета отмечает, что в администрации Буша «склоняются к тому, чтобы постепенно освободить иностранные войска от функций поддержания безопасности в Ираке» и сконцентрировать их внимание на подготовке иракской армии и полиции. Это косвенно подтверждает озвученные Айядом Алауи заявления о серьезном кризисе в иракских службах безопасности. В любом случае, учитывая развал в системе иракских силовых ведомств, подобный вариант решения проблемы кажется не более чем полумерой.
     Между тем американцы хотя и пытаются играть роль третейского судьи в иракской политической борьбе, на деле, пожалуй, впервые с момента начала конфликта не знают, как им следует дальше себя вести в Ираке. США могут, например, продолжать оказывать помощь «демократическому блоку» Айяда Алауи, однако для получения им поста премьера этих усилий вряд ли будет достаточно. В то же время американцы опасаются установления в Ираке политического режима, близкого к иранской модели, в случае прихода к власти поддерживаемого аятоллами Ибрагима аль-Джаафари. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер недавно напрямую заявил: «Американский опыт с шиитской теократией в Иране после 1979 года заставляет нас усомниться в своей способности предсказывать эволюцию шиитов или перспективы распространения блока, в котором господствуют шииты». Поэтому американцы, очевидно, постараются не допустить того, чтобы шииты в Ираке получили ничем не ограниченное правление. Вот только удастся ли им это? В ходе формирования переходного иракского правительства в июне 2004 года США уже попытались установить в Ираке некое подобие системы политического и межконфессионального равновесия, однако на поверку она распалась, как карточный домик.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex