на главную страницу

16 Марта 2005 года

Армия сегодня

Среда

Технари

Андрей ЛУНЁВ, «Красная звезда».



Военно-транспортные Ил-76 с надсадным ревом взмывали в небо, унося людей в район десантирования. Один за другим самолеты возвращались за новыми подразделениями и опять уходили на «точку» – зимнее учение по плану министра обороны, как говорится, набирало обороты. В воздухе одновременно находились несколько транспортников и сотни белоснежных куполов, на земле – сотни «голубых беретов», готовых выполнить учебно-боевую задачу, и еще столько же ожидающих своей очереди на площадках аэродрома. Казалось, уже ничто не могло помешать этой вовсю раскрутившейся карусели, но...

     В 11 утра, готовя Ил-76 к повторному вылету, техники обнаружили разрушение одного из трубопроводов двигателя. В полете это неминуемо привело бы к пожару, ведь температура в трубопроводе поднимается до 490 градусов, а давление достигает 15 атмосфер. Необходимо было срочно менять его, иначе нештатная ситуация могла серьезно нарушить планы учений. Верное решение приняли незамедлительно. В течение следующих восьми часов майоры Андрей Быков, Игорь Белоусов и старший прапорщик Евгений Лобов прямо на стоянке на двадцатиградусном морозе заменили трубопровод. И уже вечером Ил-76 с десантом уходил в небо. Специалисты объединенной технико-эксплуатационной части (ОТЭЧ) военно-транспортной авиации в который раз делом доказали свое мастерство.
     Сформированная в 1999 году при ивановском Центре боевого применения и переучивания летного состава ВТА, ОТЭЧ – уникальное по своим боевым задачам и техническим возможностям подразделение. Только здесь могут обслуживать и ремонтировать несколько типов военно-транспортных и специальных самолетов, включая русские «Аваксы» – самолеты радиолокационной разведки и обнаружения А-50.
     Основные работы – регламентные. Для самолетов это своеобразная профилактика, которой они подвергаются после налета определенного количества часов. Воздушный корабль тщательно осматривают, как говорится, «с головы до пят». Причем специалисты для каждого вида оборудования здесь свои, будь то радиоэлектронное, авиационное или десантно-транспортное. Проверяют также двигатель и планер. Процедура длится от 10 до 22 дней в зависимости от типа самолета. И после этого машина готова к новым подвигам до следующего регламента.
     Устранению неисправностей – особое внимание. Ведь в авиачастях специалисты групп обслуживания могут лишь заменить тот или иной блок, например авиаоборудования. А ремонтируют эти блоки уже в ОТЭЧ. В условиях повсеместного дефицита запчастей, ставшего типичным для наших ВВС с конца 1990-х, на самолеты здесь нередко ставят блоки, снятые с заштатных, доживающих свой век на «приколе» бортов. Однако делают это выборочно и крайне осторожно. Кстати, на местной стоянке нашел последнее пристанище самый старый Ил-76 в военно-транспортной авиации – 1974 года выпуска, прекративший летать лишь в 2004-м.
     - Для нас главное – безопасность полетов, – говорит начальник ОТЭЧ подполковник Михаил Козлов. – Не верьте, если кто-то скажет, что из нескольких «заштатников» можно собрать один летающий борт. С таких самолетов мы берем лишь детали, которые исправны, и главное – не выслужили отпущенные им сроки эксплуатации. Поэтому и за каждый побывавший в наших руках самолет спокойны.
     В прошлом году здесь вернули в строй семь машин, из которых только три свои. Остальные – из других частей ВВС. Отсюда самолет должен уйти полностью исправным, поэтому авиационные инженеры, механики и техники демонтируют с него отдельные узлы и блоки, чтобы на специальных стендах снять необходимые параметры. И, если потребуется, отремонтировать или заменить тот или иной элемент оборудования.
     Аэромобильный стенд по проверке и ремонту блоков системы программного управления выработки топлива по-своему уникален. И существует только здесь, в единственном экземпляре. Это изобретение ветерана части Александра Григорьева. Долгие годы авиамеханик вынашивал идею, прежде чем появилась возможность ее реализовать. Все сделано так, чтобы один человек, не вставая с рабочего места, мог проверить параметры датчиков, которые в полете через спецблоки выдают пилоту данные о количестве имеющегося на борту топлива. На стенде параметры сравниваются с уже имеющимися эталонными. Практически сразу же специалист определяет исправность изделия. И выносит свой вердикт – оставить датчик, ремонтировать или же требуется замена всего блока.
     Есть в ОТЭЧ и этакий отряд быстрого реагирования – полковая ремонтная группа. В нее входят около двадцати человек по каждой специальности: двигатель, авиавооружение, радиоэлектронное оборудование и т.д. Если свой транспортник совершает где-либо вынужденную посадку, отряд незамедлительно вылетает на подмогу. На вооружении у группы – своеобразная лаборатория на колесах, сделанная на базе Зил-131. Плюс крытый спецприцеп. В этом ремонтном комплексе есть все, что необходимо людям для автономной работы в полевых условиях. В реальной обстановке спецам, к сожалению или к счастью, действовать еще не приходилось – лишь на учениях. Однако полковая ремонтная группа считается самой подготовленной и оснащенной как в военно-транспортной авиации, так и, пожалуй, во всех ВВС. Кроме того, она всегда готова оказать помощь самолетам других частей.
     С Чем ассоциируется у человека, несведущего в технике, техчасть? Наверняка с пропахшими бензином или солярой помещениями, где работают в промасленных «техничках» рабочие. Но здесь даже в помещениях, где ремонтируют различные узлы и агрегаты, идеальная чистота и порядок. Что называется, винтик под ногами не заваляется. Из года в год весной на территории части разбивают клумбы, а в небольшой фонтан около штаба запускают карасей. Тут до сих пор ходит байка, как один генерал из проверки, посещавший часть дважды с разницей в год, всерьез заметил, что «карасики-то подросли», подумав, что они перезимовали в фонтане...
     Для личного состава и членов их семей, а не только для начальства работают сауна с бассейном, бильярдный и тренажерный залы. А вокально-инструментальный ансамбль ОТЭЧ под руководством капитана Ивана Галкина выступает не только в части, но и выезжает с благотворительными концертами по всей Ивановской области. Есть здесь и своя хоккейная команда, которая всерьез подумывает потягаться в национальном первенстве с профессионалами.
     В технико-эксплуатационной части действительно подобрался на редкость сплоченный коллектив. И в этом велика заслуга подполковника Козлова. Инженер-механик по специальности, он начинал службу в Венгрии, в известной всей стране по фильму «В бой идут одни старики» «поющей» эскадрилье 5-го гвардейского истребительного авиаполка. Затем перевелся в Иваново, в часть ВТА. Здесь от старшего техника силовых установок на Ан-22 и дошел до начальника. Кстати, сам же и формировал в 1999 году родную ОТЭЧ.
     - К подбору специалистов мы тогда отнеслись очень серьезно, – вспоминает Михаил Владимирович, – многих приглашали из других городов, порой с «гражданки», убеждая, что их знания и опыт необходимы именно здесь, при ремонте сложнейшей военной техники.
     Идеальный порядок и жесткая дисциплина здесь тесно переплелись с атмосферой человечности и взаимного уважения. Это своеобразная гарантия качества ОТЭЧ. И пока оно так, смело и уверенно уходят в небо самолеты...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex