на главную страницу

17 Марта 2005 года

Визит

Четверг

Миротворцы — только российские

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



На днях Москву посетил президент Абхазии Сергей Багапш. В ходе его первого - в президентском качестве - визита в Россию состоялись встречи с российскими министрами и представителями деловых кругов, где обсуждались экономические вопросы. На итоговой пресс-конференции абхазский лидер не обошел своим вниманием темы и сугубо политического характера. В частности, он дал положительную оценку роли российских миротворцев, выполняющих задачи в республике, и высказался категорически против их замены.

     Незадолго до первого визита в Москву президент Абхазии Сергей Багапш и вице-президент Рауль Хаджимба, а также спикер парламента Нугзар Ашуба и премьер-министр Александр Анкваб провели встречу с Советом старейшин республики. Значение этого органа в Абхазии не стоит преуменьшать, поскольку абхазцы и в настоящее время не отказались от традиции прислушиваться к советам умудренных жизненным опытом представителей самого старшего поколения. Члены Совета старейшин на встрече с президентом отмечали, что никакие проблемы не удастся решить, пока правительство всерьез не займется поднятием экономики страны. Таким образом, перед убытием в Москву Багапш и Хаджимба получили своего рода наказ и во время визита в Москву обсуждению экономических проблем уделили наибольшее внимание.
     Некоторые из экономических проблем республики (оживление чайной и табачной отраслей, развитие курортного хозяйства, туризма и т.п.) можно было бы решить с привлечением российских инвесторов. Однако есть и такие экономические вопросы, которые крепко-накрепко связаны с политикой. Одним из них является возобновление железнодорожного сообщения Сочи – Сухуми – Тбилиси.
     Высказавшись на итоговой пресс-конференции за возобновление переговорного процесса с Грузией, абхазский лидер отметил, что «за основу переговорного процесса необходимо взять сочинские соглашения, касающиеся налаживания экономических связей между Сухуми и Тбилиси». «Мы предлагаем, в частности, решить вопрос по железной дороге и по энергетике. Затем можно будет приступать к решению политических проблем», - заявил президент Абхазии.
     Это заявление Багапша прокомментировала в Тбилиси спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе. «Мы не против того, чтобы задействовать экономические механизмы в отношении Абхазии, но этому должны предшествовать или идти параллельно позитивные процессы с точки зрения политического урегулирования», - заявила она. «Мы не раз выражали готовность к этому, когда говорили о восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию параллельно с началом возвращения беженцев, - отметила Бурджанадзе. - Это тот шаг, о котором мы можем заявить и сегодня».
     Кстати, в Москве на пресс-конференции президент Абхазии напомнил, что процесс возвращения беженцев в Гальский район продолжается непрерывно. Однако реальных шагов по восстановлению железнодорожного сообщения через Абхазию грузинское руководство, как известно, не предпринимает, ограничиваясь лишь заявлениями о намерениях. На деле же продолжаются усилия по установлению экономической блокады Абхазии или хотя бы ее элементов.
     Принцпиальные разногласия Тбилиси и Сухуми проявляются и по отношению к российским войскам. Кампанию против российских военных баз на территории Грузии, начатую грузинским парламентом, в Абхазии тоже услышали. И буквально сразу же из Сухуми поступило предложение разместить российскую военную базу на абхазской территории. «Российская база в Абхазии - это фактор стабильности», - заявил президент Абхазии на пресс-конференции. «Грузия и Россия договариваются о создании антитеррористического центра, и я думаю, что гудаутская база могла бы им стать - все условия для этого есть», - сказал он.
     Что касается нахождения российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта, то в Грузии, как известно, на этот счет не существует абсолютного единства мнений. Однако голоса тех грузинских политиков, которые призывают к замене наших миротворцев «голубыми касками» из других стран СНГ или натовским контингентом, звучат все настойчивее.
     В Сухуми на этот счет позиция однозначна: никаких других миротворческих сил, кроме российских, на территории Абхазии быть не должно.
     «Конечно, одна сторона конфликта может потребовать вывода российских миротворцев, и они уйдут,– заметил в этой связи Сергей Багапш.– Но, чтобы ввести туда новый миротворческий контингент, нужно мнение двух сторон. Так вот, у нашей стороны на этот счет мнение совершенно определенное. Оно простое. И не надо тут говорить о какой-то агрессии России на Кавказе и так далее. Просто дело в том, что, когда нам было тяжело после войны в 1992-1993 годах, никто не пришел и не встал по этой полосе – только Россия встала. Ни одна республика СНГ сюда своих солдат не прислала. И самое сложное российские миротворцы вынесли на своих плечах. И оставили убитыми 96 человек. Поэтому не надо этого забывать. И это значит, что на свою территорию никакие другие миротворческие силы, кроме российских, мы пускать не будем. А если сложится так, что уйдут российские миротворцы, мы сами там будем стоять на этих позициях. Но это будет означать обострение».
     По словам Багапша, абхазская сторона все же надеется на мирный сценарий диалога с Тбилиси, хотя готова «к развитию любых сценариев». Именно поэтому в Абхазии постоянно ведется подготовка резервистов. И Сергей Багапш не видит в этом ничего необычного.
     Ничего сверхъестественного нет и в стремлении непризнанных государственно-территориальных образований на постсоветском пространстве координировать свои действия. По словам Багапша, в ближайшие дни будет определено время встречи руководителей четырех непризнанных республик - Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья и Южной Осетии. Багапш отметил, что необходимость в такой встрече вызвана, в частности, ситуацией вокруг Приднестровья и Южной Осетии.
     Журналисты поинтересовались, продолжается ли в Абхазии выдача российских паспортов. Абхазский лидер ответил утвердительно, заметив при этом, что и большинство руководителей Абхазии, и он сам являются гражданами и Абхазии, и России. Что же касается возвращающихся в Гальский район беженцев, то им будут выдаваться внутренние абхазские паспорта. Введение для них двойного (грузино-абхазского) гражданства не исключено, однако, по мнению Багапша, этот вопрос необходимо специально обговаривать.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex