на главную страницу

17 Марта 2005 года

Армия и общество

Четверг

Расплата за халатность

Андрей ЛУНЁВ, «Красная звезда».



     В крушении под Читой 7 августа 2003 года фронтового бомбардировщика Су-24МР новосибирской армии ВВС и ПВО и гибели членов экипажа Безреченский гарнизонный военный суд признал виновными двух офицеров группы руководства полетами. Руководителю полетов аэродрома Бада Сергею Еремину и руководителю зоны посадки Александру Седых назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком. Кроме того, в качестве компенсации морального вреда они выплатят родственникам погибших по 200 тысяч рублей.
     Именно халатность этих людей привела к столь трагичным последствиям как для экипажа, так и для них самих, не говоря уже о материальном ущербе ВВС, оцененном экспертами в 75 млн. рублей.
     Тогда для выполнения планового учебного упражнения в воздух был выпущен абсолютно неподготовленный по условиям метеообстановки экипаж. При заходе на посадку группа руководства полетами не только не оказала пилотам помощь, но своими непрофессиональными командами еще больше усложнила ситуацию. Самолет не наблюдался на экране посадочного радара, и руководитель зоны посадки обязан был отправить его на второй круг и на запасной аэродром, а он этого не сделал, нарушив тем самым руководящие документы.
     Надо сказать, что в последнее время и летный состав довольно часто переоценивает свои профессиональные возможности и из-за этого попадает во внештатные ситуации. Так было и на этот раз. Экипаж бомбардировщика, понадеявшись на свои силы, не доложил, что погода не соответствует его уровню подготовки, снизился, и при заходе на посадку самолет врезался в гору. Группа руководства полетами конечно же бездействовала. Сложные метеоусловия стали для пилотов роковыми. Этого могло не случиться, если бы и летчики, и группа руководства полетами добросовестно выполнили свои обязанности.
     Пять лет назад в авиаполках ВВС была введена должность начальника службы безопасности полетов. К сожалению, до последнего времени кардинальных результатов в борьбе с авиапроисшествиями это не принесло. Многие специалисты на этой должности работают не так эффективно, как рассчитывали в Военно-воздушных силах. Она считалась бесперспективной и не пользовалась в войсках популярностью. Штатная категория – майор, низкий тарифный разряд – меньше, чем у заместителя командира эскадрильи, да еще к тому же никакого карьерного роста. Некоторые командиры авиаполков и вовсе пошли по пути наименьшего сопротивления, назначая ответственными за безопасность полетов офицеров, фактически не имеющих не то что знаний о безопасности летной деятельности, но и опыта летной работы. Например, командиров звена. Хотя контролировать безопасность полетов должен человек, имеющий опыт в их организации, и минимум в ранге командира эскадрильи. Кстати, начальником службы безопасности полетов авиаполка, чей Су-24МР разбился, был только что назначенный с должности старшего летчика молодой капитан, не имеющий опыта полетов на этих типах фронтовых бомбардировщиков. Естественно, не то что предупредить катастрофу, а даже оказать помощь пилотам он не мог.
     - Министр обороны России недавно утвердил разработанный в ВВС комплекс мероприятий, направленный на обеспечение безопасности полетов, - говорит начальник службы безопасности полетов Военно-воздушных сил генерал-майор Олег Коляда. Теперь штатная категория у начальника этой службы авиаполка будет подполковник, одновременно у должности появится статус заместителя командира полка, а значит, и дополнительные полномочия, и весомое право голоса. Думаю, для профессионалов она станет привлекательной и перспективной, так как появится возможность карьерного роста. Кроме этого, службы безопасности полетов в дивизиях и корпусах ПВО усиливаем инженерами, а в армиях ВВС и ПВО еще и инспекторами по безопасности полетов.
     После расследования катастрофы под Читой был выполнен перечень профилактических мероприятий, для того чтобы в будущем руководители полетов и иные должностные лица не допускали аналогичных ошибок. Кстати, отныне в отношении всех должностных лиц, хотя бы косвенно причастных к авиапроисшествиям, будут возбуждаться уголовные дела. Так что добросовестное выполнение своих служебных обязанностей как для руководящего состава и групп руководства полетами, так и для летного состава станет лучшей гарантией безопасных полетов. Уроки авиакатастроф не должны пройти бесследно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex