на главную страницу

18 Марта 2005 года

Планета людей

Пятница

Россия и Казахстан:

пограничное сотрудничество продолжается

Николай НАЗАРОВ.



В январе 2004 года Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым был подписан в Москве Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе. Подписание договора стало результатом более чем пятилетнего напряженного труда правительственных делегаций наших государств по делимитации границы. Напомним, что делимитацией называют «словесное описание линий границы по картам». Не стоит путать делимитацию с демаркацией - процессом обозначения границы специальными знаками на местности.

     Для скептиков, считающих, что подписание договора должно было состояться гораздо ранее, стоит напомнить, что граница между нашими странами является самой большой среди стран Содружества - свыше 7,5 тысячи км. Вполне естественно, что в ходе работы российской и казахстанской рабочих групп необходимо было согласовать множество вопросов, чтобы это не сказалось на жизнедеятельности жителей приграничья России и Казахстана.
     В свое время об этой работе журналистам рассказал посол по особым поручениям МИД Казахстана Мурат Атанов. По словам дипломата, российско-казахстанская граница в неизменном виде сохранилась со времен Советского Союза. Поэтому особых проблем с ее описанием (делимитацией) не ожидалось. Однако всем известно, что межреспубликанские границы в СССР - это совсем не то же самое, что нынешние границы. Обнаружилось, что разделение России и Казахстана по «советскому» административно-территориальному принципу (когда границы оставались прозрачными для граждан) может болезненно ударить по жителям приграничных населенных пунктов.
     Так, в частности, и случилось в одном из поселков, расположенном на челябинском участке границы. В ходе делимитации этот населенный пункт, где проживают граждане России, оказался на казахстанской территории. Вполне естественно, что его жители-россияне справедливо требовали отнесения его к российской территории. В ходе переговоров эту проблему удалось решить положительно. И подобных примеров немало. В настоящее время благодаря принятым решениям не осталось ни одного спорного участка и вместе удалось сделать границу достаточно открытой.
     Владимир Путин особо подчеркнул, что урегулирование пограничной проблемы будет означать решение всех вопросов для того, чтобы люди, которые проживают по обе ее стороны, чувствовали себя комфортно. Но для этого необходимо приложить немало сил и средств. В этой связи серьезную тревогу вызывает отмечаемое в последние годы нарастание угроз пограничной безопасности России на центрально-азиатском направлении, в том числе и на российско-казахстанском участке границы. В частности, здесь по-прежнему продолжаются контрабанда наркотиков, незаконный провоз в обход пунктов пропуска товаров и грузов через границу и другие противоправные действия.
     Одним из основных маршрутов транспортировки наркотических средств в Россию и далее в Европу (порядка 30 процентов наркооборота) продолжает оставаться так называемый северный коридор. Он проходит из Афганистана через Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Киргизию и Казахстан. По данным Комиссии ООН по контролю за наркотиками и преступностью, Афганистан занимает первое место в мире по производству наркотических средств. На его долю приходится порядка 75 процентов всего производимого в мире опия-сырца. Причем в последнее время вновь отмечается ежегодный прирост производимых в стране наркотиков. Объемы производства наркотиков в Афганистане возросли в 2004 году на 17 процентов и составили свыше 4,2 тыс. тонны опия-сырца. Значительно возросли в Афганистане масштабы посевных площадей под опиумный мак - 131 тыс. га в прошлом году (против 80 тыс. га в 2003 году).
     Все эти цифры говорят о том, что в перспективе, судя по накопленным запасам наркотических средств и количеству посевов опийного мака в Афганистане, а также, учитывая изменение формата российско-таджикского пограничного сотрудничества (передача таджикско-афганской границы под охрану таджикским пограничникам), следует ожидать увеличения контрабанды наркотиков на центрально-азиатском направлении. В ООН подчеркивают, что ни правительство Таджикистана, ни отдельные государства-доноры не смогут оперативно предоставить необходимые ресурсы для ликвидации негативных последствий такого вывода. «Вывод российских пограничников с таджикско-афганской границы сделает ее незащищенной и открытой для незаконного транзита наркотиков, и это беспокоит международное сообщество», - заявил координатор Европейской комиссии по вопросам юстиции и внутренних дел Пьер Клеострат.
     В этом случае существенно возрастают роль и значение так называемого второго пояса безопасности, которым является российско-казахстанская граница. Так, в период с 2000 года на этом участке границы было задержано более 2.250 кг различных видов наркотиков.
     Помимо них, контрабандисты пытаются провезти из Казахстана в Россию товары народного потребления китайского производства, лом металлов, сельскохозяйственную продукцию и спиртосодержащие жидкости. Из года в год растут объемы контрабандной деятельности на границе. Так, если в 2003 году на российско-казахстанском участке границы задержано контрабандных грузов и товаров народного потребления на общую сумму более 117 млн. рублей, то уже в 2004 году - 162 млн. рублей, а с начала этого года - свыше 22 млн. рублей.
     Вместе с тем, по оценке специалистов, на российско-казахстанской границе задерживается лишь некоторая часть из всего потока наркотических веществ, контрабанды грузов и товаров народного потребления. По мнению экспертов, это связано с рядом объективных причин и прежде всего с большой протяженностью участка, нехваткой материальных и финансовых средств на ее обустройство.
     Сегодня в соответствии с решениями Президента и Совета Безопасности Российской Федерации осуществляется широкий комплекс мер по реформированию Пограничной службы. С этой целью в Федеральной службе безопасности разработана и реализуется Концепция формирования пограничных органов ФСБ России на период до 2007 года. Стратегическая задача реформы состоит в том, чтобы с учетом существующего состояния охраны границы, имеющихся финансовых и материально-технических возможностей сосредоточить основные усилия Пограничной службы ФСБ России на прикрытии необустроенных участков Государственной границы (это касается прежде всего российско-казахстанского участка), а на оборудованных участках последовательно переходить к новым формам и способам пограничной деятельности.
     Для решения задач по усилению охраны границы и приданию ей современного облика требуется создание новой пограничной инфраструктуры. Вместе с тем ситуацию с обустроенностью границы, особенно на ее новых участках, иначе как критической назвать нельзя.
     Проектом федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)» предусматривается обустройство к 2011 году участков границы с Казахстаном, Украиной и странами Балтии. При этом основные усилия сосредотачиваются на российско-казахстанской границе, где предусматривается построить более 40 межрайонных и около 200 линейных подразделений пограничной службы. Строительство первых 36 объектов на казахстанском направлении начнется уже в этом году.
     Наряду с этим будут здесь решаться и вопросы, связанные с модернизацией, реконструкцией и строительством новых автомобильных пунктов пропуска. Эти и другие меры позволят значительно укрепить границу с Казахстаном.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex