на главную страницу

18 Марта 2005 года

Юбилеи

Пятница

НЕ РАДИ СЛАВЫ

выполняет свой долг коллектив научно-популярного массового журнала «Военные знания», который 22 марта отметит свое 80-летие

Анатолий ЛУКАШОВ, полковник запаса.



Да, одному из старейших периодических изданий России исполняется восемь десятилетий. Журнал появился на свет в далеком 1925-м, и его нарекли «Доброхим» в честь учредителя – Общества друзей химической обороны и химической промышленности. Через полгода, после объединения этого общества с Обществом друзей воздушного флота СССР, он стал именоваться «Химия и жизнь».
В те годы шло динамичное развитие государства, и эта динамика в полной мере находила свое отражение на журнальных страницах. Отсюда частая смена и учредителей, и названий: «Авиация и химия» (с января 1926 г.), «Химия и оборона» (с января 1932 г.), «За оборону» (с января 1941 г.), «Военные знания» (с августа 1948 г.).
Учредителями журнала, помимо названных выше, были легендарный Осоавиахим, Главное управление МПВО НКВД СССР, ДОСААФ и Гражданская оборона СССР.
Сегодня «ВЗ» выходят под эгидой Российской оборонной спортивно-технической организации – правопреемницы ДОСААФ и продолжают успешно решать стоящие перед ними творческие задачи.
В канун знаменательной в истории журнала даты наш корреспондент встретился с главным редактором журнала Геннадием ЧЕРНЫШЕВЫМ и взял у него интервью.

     - Геннадий Яковлевич, мне нередко приходится встречаться с руководителями и работниками печатных СМИ и почти всегда слышу о том, как нелегко живется газетам и журналам. Особенно ведомственным, бюджетным. Причина, как правило, одна – отсутствие достойного финансирования учредителями, низкие тиражи. Вы-то как живете-можете?
     - Нам грех жаловаться на кого-либо. Крыша над головой, то бишь служебные помещения, имеется. Интеллектуальный потенциал у коллектива, на мой взгляд, вполне приличный. Все мои заместители, редакторы отделов имеют по одному, а то и по два высших военных специальных образования, в свое время не один десяток лет попахали на журналистской ниве, в «горячих точках» пороху понюхали. Трое коллег – заслуженные работники культуры России, один – член Союза писателей. Под стать акулам пера и большинство других сотрудников журнала. С такими людьми горы можно свернуть. Ну а финансируем себя сами: зарабатываем на подписке, на реализации издаваемых помимо журнала учебно-методических и наглядных пособий, книг, альбомов…
     - Как, кстати, обстоит с подпиской?
     - В последние годы тиражи многих изданий резко пошли вниз. Оно и понятно: растут цены на бумагу, типографские, почтовые услуги, на экспедирование газет и журналов, на коммуналку. Некоторые СМИ не платят авторам гонорары. Кое-кто из руководителей пытается выживать за счет увеличения подписной цены и т.д. и т.п. Тем не менее тиражи продолжают падать. А тут еще и льготы по НДС у нашего собрата отобрали: вместо 10 теперь 18 процентов платим.
     «Прелести» рыночных отношений, постперестроечных реформ не обошли стороной и нас. Ходить с протянутой рукой мы не привыкли. В сложившихся условиях важно было определиться с тактикой и стратегией существования и развития журнала, удержать его на плаву, не допустить резкого падения тиража…
     - И что же вы предприняли?
     - Велосипеда не изобрели. Ноу-хау не родили. Зато четко расставили акценты и определили основные приоритеты: объективное и взвешенное освещение вопросов военной истории, жизни армии и флота, организаций РОСТО (ДОСААФ), патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, обучения населения умелым действиям во время аварий и катастроф, при ликвидации их последствий… Мы категорически не приняли на вооружение так называемую чернуху, не запели под дудку некоторых одиозных политиков, предлагавших нам руку и сердце, суливших финансовое благополучие. Как говорится, Бог миловал. Жизнь показала: поступили правильно. Теперь, как говорится, одних уж нет, а те далече. А мы есть, и это факт! Есть потому, что даже в те времена, когда патриотическая тема всячески замалчивалась, когда слово «патриот» было чуть ли не ругательным, когда из учебных заведений страны изгоняли начальную военную подготовку (НВП), поливали грязью наши Вооруженные Силы, творческий коллектив «Военных знаний» ни на шаг не отступал от своих принципов, активной жизненной позиции.
     - Да, те годы вспоминаются как кошмарный сон. Но они стали своеобразным моментом истины, показали, «кто есть кто» в нашей стране.
     - «Военные знания» не ушли в глухую оборону. На страницах журнала из номера в номер появлялись актуальные материалы под ставшими традиционными рубриками «В патриотизме – будущее России», «Патриотическое воспитание», «Армия и флот», «Твои герои, Россия», «Российская оборонная», «Основы военной службы» и другими.
     Наши журналисты, многочисленный авторский актив смело давали отпор тем, кто в угоду недругам России пытался очернить ее историческое прошлое, подвергнуть сомнению и ревизии нравственные ценности и идеалы, сформировавшиеся в обществе, ослабить страну, свернуть молодежь на путь пьянства, наркомании, негативного отношения к военной службе.
     Ответом «Военных знаний» на такие попытки были и остаются острые публикации-отповеди, открытые письма некоторым чиновникам от образования и депутатам. А еще – ставшие уже традиционными журналистские десанты (выездные редакции) в регионы России с целью обобщения и распространения опыта патриотического воспитания, подготовки молодежи к военной службе, развития технических и военно-прикладных видов спорта. В частности, в журнале были опубликованы и с одобрением встречены читательской аудиторией целевые подборки материалов из Краснодарского и Ставропольского краев, Липецкой, Ярославской, Оренбургской областей и ряда других регионов. А зародились наши творческие десанты на брянской земле, богатой истинными патриотами и защитниками Отечества, славными боевыми и трудовыми традициями. Спасибо тогдашним руководителям области, совету областной РОСТО (ДОСААФ), поддержавшим наше начинание.
     Для сведения: региональные выпуски мы делаем своими руками – журналисты «Военных знаний» лично выезжают на места в составе выездных редакций. Сами организуют и добывают материал. Встречаются с руководителями регионов, с чиновниками, молодежью, ветеранами, работниками и активистами общественных организаций, специалистами различного профиля, военнослужащими… Читатели высоко ценят такой подход к делу.
     - А что, есть какой-то другой?
     - Разумеется. Вам, опытному военному журналисту, хорошо известно о существовании категории наших коллег, которые не любят утруждать себя черновой работой. Такие, как правило, засылают в республику, край или область письма-задания по различным инстанциям и получают нужные материалы. Хорошо, если там есть эффективные пресс-службы или яркие творческие личности среди исполнителей. В противном случае все статьи и корреспонденции, как говорится, близнецы-братья: по тематике, форме подачи, языку и стилю… А читателю, простите за банальную истину, нужен «забойный», интересный, читаемый материал, отчетливое видение автором освещаемых вопросов и проблем. Если этого нет, о каких тиражах речь?
     - Но то, что вы сказали, Геннадий Яковлевич, – это одна сторона медали…
     - Согласен. Есть и другая. Журнал или газета должны быть не только злободневными, содержательными и интересными для читателей, но и броскими, яркими по оформлению, оригинальными по форме подачи публикаций. Вот почему мы несколько лет назад «украсили» наш черно-белый журнал объемной цветной вкладкой, а затем, когда немного нарастили «финансовые мышцы», перешли на его полноцветный выпуск. И это тут же было замечено читательской аудиторией, авторским активом. Как и то, что мы вступаем в переписку с теми, кто обращается в «Военные знания», даем выход на журнальные страницы молодежи и ветеранам, боремся за действенность своих публикаций.
     - Гонорар авторам платите?
     - Платим, и довольно приличный. Публикуйтесь, и вы убедитесь в этом сами.
     - Геннадий Яковлевич, согласитесь, что сегодня на деньги, полученные за подписку, прожить периодическому изданию крайне сложно, а то и вовсе невозможно. Не секрет, что не каждый учредитель СМИ вкладывает в него достаточно средств. А ведь за все, как мы уже говорили, надо платить. Да еще налоги в госказну, зарплату и т.д. А вы вот «финансовые мускулы» наращиваете. За счет чего?
     - Наряду с выпуском журнала занимаемся издательской деятельностью. Когда-то ее развитие мы отнесли к числу одной из стратегических наших задач. Стремимся решать ее последовательно и наступательно, прочно занимаем свою нишу на рынке печатной продукции. Наши издания – брошюры, книги, плакаты, альбомы, подготовленные при непосредственном участии опытных специалистов Минобороны, Генштаба, МЧС, Минобразования и науки, МВД и ФСБ России, ЦС РОСТО (ДОСААФ), других ведомств и организаций, широко известны и востребованы во многих регионах страны.
     В начале этого года их перечень пополнился новыми изданиями – вышли в свет альбом «Великая Победа» и плакаты «Маршалы Великой Победы». Готовятся к изданию и скоро будут опубликованы комплекты плакатов «Твои герои, Россия», «На службе Отечеству».
     Реализация печатной продукции приносит тот необходимый доход, который позволяет журналу держаться на плаву, не иметь задолженностей по выплатам зарплаты, гонорара, налоговым отчислениям, стимулировать труд журналистов и технического персонала редакции, проводить благотворительные акции.
     Следует отметить, что журнал, его коллектив и редакционная коллегия заблаговременно начали подготовку к 60-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками. На страницах «Военных знаний» регулярно появляются публикации, посвященные ярким событиям минувшей войны, разоблачающие фальсификаторов военной истории, обстоятельно рассказывается о тех, кто ковал Победу над врагом на фронте и в тылу…
     В прошлом году мы объявили о благотворительной акции для ветеранов. Ныне более 200 из них бесплатно получают журнал.
     Помимо ветеранов, наш журнал в порядке благотворительной помощи получают и некоторые военные учебные заведения, сельские школы, детские дома, не имеющие пока возможности подписаться на него и издаваемую редакцией другую печатную продукцию из-за острой нехватки денежных средств.
     - Геннадий Яковлевич, наша беседа проходит в канун 80-летия «Военных знаний». В редакцию наверняка поступают поздравления…
     - Да, они поступают. Из разных регионов России, стран СНГ. Наши читатели в целом высоко оценивают труд редакционного коллектива. Большое сердечное спасибо всем за добрые слова и пожелания.
     - А вам спасибо за беседу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex