на главную страницу

19 Марта 2005 года

Звезды

Суббота

Серьезный комедиант
Николай Караченцов

Валерия МОРОЗОВА.




     Утро 28 февраля встретило многих россиян ужасающей новостью: их любимец, народный артист России Николай Караченцов попал в серьезную аварию. Для его жены, актрисы Людмилы Поргиной, сообщение о случившемся стало вторым ударом. Незадолго до аварии умерла ее мама, и, как позже, выяснилось, актер спешил именно к супруге, но не справился с управлением. Результат - две операции и кома средней степени. И вот уже двадцатый день стоит один единственный вопрос: выживет ли Николай Караченцов?..

     Его можно считать ярко выраженным характерным актером, который одинаково владеет и трагедийными, и комедийными приемами. Особый профессионализм, выработанный прежде всего многолетней театральной практикой, позволяет Караченцову уверенно чувствовать себя в самых сложных или неординарных сценах. Герои Николая - совершенно разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся. Каждая роль актера «прожита» и пропущена через себя. В каждой - огромная концентрация внутренней энергии и таланта.

     Мир театра Николай открыл для себя в раннем детстве. Мама Николая Брунак Янина Евгеньевна в те годы оканчивала ГИТИС. Параллельно как балетмейстер-постановщик ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, таких как ГАБТ, Казанский музыкальный театр, Музыкальный театр Улан-Батора в Монголии. Она часто на репетиции брала с собой и маленького Колю. Неповторимый дух театра, красота балетного искусства с первой минуты заворожили мальчика. Он решил стать балетным танцовщиком, но Янина, с трудом отговорив сына от его выбора, отвела Николая в одну из спортивных секций. Однако увлечение пластикой и танцами осталось у Николая на всю жизнь.

     Когда Николай учился в 10-м классе, при Центральном детском театре была создана группа «Актив», которую набирали из старшеклассников московских школ. «За компанию» вместе со своим другом в «Актив» попал и Николай Караченцов. Жизнь снова столкнула его с театром. А вскоре при ЦДТ открылась и студия самодеятельности для школьников. Караченцов записался в нее одним из первых. Тогда же Николай твердо решил стать профессиональным актером.

     В 1963 году он с блеском прошел три тура в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Талант начинающего артиста сразу заметили. За первую студенческую работу, Дахно в спектакле Панова «Метелица», Караченцов был удостоен приза «за лучшую мужскую роль». Особую оценку получила и его дипломная работа - Милославский в «Иване Васильевиче».

     В 1967 году Николай с отличием окончил Школу-студию. Обычно выпускников школы автоматически распределяли во МХАТ. Но в 1967 году в московском театре имени Ленинского комсомола, с 1991 года – «Ленком», в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Васильевича Эфроса сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава. Поэтому впервые за всю историю существования школы, в виде беспрецедентного «исключения», десять ее лучших выпускников были направлены именно туда. Так Николай Караченцов стал актером театра и за 30 лет творчества ни разу не изменил «Ленкому».

     В театре Николай Караченцов сыграл десятки ролей в постановках всех жанров: драмы, мюзиклы, комедии, рок-оперы. Среди первых работ Николая - спектакли, поставленные еще Эфросом. Приход в 1973 году в театр Марка Захарова перевернул жизнь театра. После успешной пробы Николая в спектакле Марка Григорьевича «Автоград 21» Захаров пригласил актера на главную роль в своем следующем спектакле «Тиль». Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелый текст, новые решения театральной постановки. Великолепно сыгранный Николаем образ Тиля - шута, хулигана и бунтаря - стал кумиром советской молодежи 1970-х. «Тиль» имел оглушительный успех. Постановка стала вехой в культурной жизни общества, а имя Николая Караченцова - известным всей стране.

     Не меньший успех имела работа актера и в следующей постановке Захарова «Юнона и Авось». Граф Резанов в исполнении Николая - яркий и харизматичный образ путешественника, романтика и авантюриста, человека мужественного, волевого, в то же время ранимого и умеющего любить. Спектакль сразу же стал одной из самых знаменитых московских постановок. Революционный дух, новый жанр рок-оперы сделали «Юнону и Авось» классикой, культовым спектаклем 1980-х. Позже была выпущена и ставшая хитом аудиоверсия постановки. Вот уже 20 лет спектакль идет на сцене «Ленкома» и до сих пор собирает аншлаг.

     Активно сниматься в кино актер начал только после триумфа «Тиля». Сам Захаров не использовал Караченцова в своих экранных работах за исключением небольших ролей в «Двенадцати стульях» и «Доме, который построил Свифт». Тем не менее уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей - Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын».

     Караченцов, как театральный актер, с успехом сыграл и в костюмных фильмах. Многие зрители помнят его смешного и самодовольного маркиза Рикардо в известном фильме «Собака на сене», в котором он снялся еще в 1977 году. На следующий год актер с таким же успехом сыграл новую костюмную роль Злата в картине «Ярославна, королева Франции», а уже в 1997 снялся в роли Петра I в фильме «Тайны дворцовых переворотов».

     С режиссером Владимиром Бортко Николай работал над эксцентрической комедией «Удачи вам, господа!» и отчасти исповедальным фильмом «Цирк сгорел, и клоуны разбежались». В конце 1990-х годов Караченцов снимался в сериалах «Петербургские тайны» и «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского». Актер работал также на дублировании зарубежных фильмов. Именно голосом Караченцова говорят все герои Жан-Поля Бельмондо.

     Еще одно увлечение Караченцова - пение. Когда начал проводиться фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова, Караченцов не только вошел в его жюри, но стал также исполнять песни для широкой аудитории. Его немного хрипловатый, но необычайно выразительный голос легко запоминается и становится своеобразной визитной карточкой фильмов, в которых он поет и играет, -«Трест, который лопнул», «Батальоны просят огня», «Человек с бульвара Капуцинов».

     Игра актера требует не только психологической, но и физической выносливости, Николай Караченцов старается поддерживать физическую форму и занимается спортом. Какое-то время он серьезно занимался прыжками в воду, а лет двадцать назад увлекся теннисом. Несмотря на жесткое отношение к себе и своим привычкам, он продолжает много курить. Вероятно, так легче снимаются стрессы, которым так подвержены актеры.

     В одном из интервью, отвечая на вопрос, сколько же можно так пахать, Николай Караченцев сказал:

     - Меня научили этому выражению: мол, настоящий мужик не вправе жаловаться, стонать, ныть. Максимум, что может себе позволить, это фразу «Больше нет сил». И после этого - помереть. Поскольку на тот свет не тороплюсь, предпочитаю помалкивать об усталости. Какой смысл сетовать? Все равно мою работу за меня никто не сделает. Не скрою, есть страх, что остановишься на мгновение и тебя тут же обгонят, обойдут на повороте. Действительно, кого-то забывают, к кому-то жизнь поворачивается тыльной стороной. Знаю заслуженного, популярного артиста, очередной юбилей которого отметили орденом, а он пришел в дом правительства и сказал: «Заберите награду и лучше дайте мне хлеба. Я жрать хочу...» Или другой пример. У замечательного режиссера Алексея Коренева я снялся в двух картинах - «Ловушка для одинокого мужчины» и «Дура». Алексей Александрович хотел сделать третий фильм с моим участием, но не успел, умер. На похоронах ко мне подошел Анатолий Мукасей, один из лучших кинооператоров в стране, и сказал: «А ты знаешь, что последние полгода Коренев продавал газеты в переходе? Ему жить было не на что, нечем кормить молодую жену и маленького ребенка...»

     Так что разговоры, мол, надо остановиться, взвесить и переосмыслить прожитое, я не очень люблю. Хотя, не скрою, иногда возникает желание свалить куда-нибудь, скрыться от посторонних глаз, сбежать на край света. Так хочется порой упасть в высокую траву, задрать голову, смотреть на небо, слушать шум деревьев и ни о чем суетном не думать...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex