Перейти на главную страницу

19 Марта 2005 года

Азимут

Суббота




Инженеры из Кстова

    Гость клуба

    В январе 1701 года на основании указа Петра I в Москве, на новом Пушечном дворе, была образована первая российская школа военных инженеров. С того времени и ведет свою историю Нижегородское высшее военно-инженерное командное ордена Ленина, Краснознаменное училище (военный институт). Сегодня в гостях у «Азимута» начальник этого вуза генерал-майор Николай БОНДАРЕНКО.
    
Визитная карточка

    Бондаренко Николай Иванович родился 20 сентября 1958 года в Ростовской области. Выпускник Каменец-Подольского высшего военно-инженерного командного училища и Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. Офицерскую службу проходил в Одесском и Дальневосточном военных округах. На нынешнюю должность был назначен в сентябре 2003 года, будучи командиром инженерно-саперной бригады.

    Свой рассказ о вузе я начну с его уникальной истории. В 1723 году учебное заведение из Москвы перебазировалось в Санкт-Петербург, где находилось до 1960 года. Исключение - годы Великой Отечественной войны, когда училище было эвакуировано в Кострому. Из города на Неве – переезд в Калининград. А с 1996 года учебное заведение находится в городе Кстово Нижегородской области. Менялась и организационно-штатная структура учебного заведения: вначале – инженерная школа, потом училище, 2-й кадетский корпус, в советское время – курсы, техникум, высшее военно-инженерное училище. До недавнего времени вуз был филиалом Военно-инженерного университета. Свое нынешнее название он получил несколько месяцев назад.
    Среди выпускников нашего учебного заведения было немало великих людей. Вот только некоторые из них. Русский полководец Михаил Кутузов, писатель Федор Достоевский, знаменитый ученый Павел Яблочков, композитор Цезарь Кюи, руководитель инженерных работ при обороне Севастополя 1854—1855 гг. Эдуард Тотлебен, руководитель обороны Порт-Артура генерал Роман Кондратенко, талантливый русский физиолог нижегородец Иван Сеченов, основатель Нижегородской радиолаборатории Михаил Бонч-Бруевич.
    В каких только отраслях науки и техники, искусства, видах воинской деятельности не приложили свои знания и организаторские способности талантливые выпускники вуза. Русский историк и государственный деятель Василий Татищев окончил учебное заведение в 1707 году, известный русский военный историк Генрих Леер - в 1850 году, генерал армии Дмитрий Сухоруков, бывший командующий Воздушно-десантными войсками, - в 1941 году.
    Небезынтересен тот факт, что выпускник училища 1878 года Александр Кованько в русско-японскую войну командовал 1-м Сибирским воздухоплавательным батальоном, а с 1910 года руководил офицерской воздухоплавательной школой. Ученый, министр путей сообщения России (в 1888—1889 гг.) Герман Паукер, выпускник 1842 года, в 1872 году разработал проект вертолета с соосным расположением несущих винтов, успешно воплощенный советской школой вертолетостроения в машинах фирмы «Камов».
    Воспитанники вуза, сражавшиеся за Родину на фронтах различных войн, своими подвигами и высоким воинским мастерством принесли ему заслуженную славу. Имена 88 Георгиевских кавалеров выгравированы на мраморных плитах в Георгиевском зале Инженерного замка - колыбели инженерного училища. В советский период 76 выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них - доктор военных наук, профессор генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев и маршал инженерных войск Алексей Прошляков, пять Героев Советского Союза - уроженцы Нижегородской области Иван Сергунин, Александр Смирнов, Александр Соломонов, Иван Усилов, Леонид Хомяков. Многие выпускники участвовали в выполнении боевых задач в Афганистане и Чеченской Республике, Абхазии, Приднестровье и других «горячих точках», внесли свой вклад в ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, спасали людей при стихийных бедствиях, катастрофах, разминировали местность от взрывоопасных предметов. 16 из них погибли, выполняя свой долг. Двум выпускникам – капитану Алексею Журавлеву и старшему лейтенанту Виталию Мариенко - за проявленные мужество и героизм при выполнении воинского долга в контртеррористической операции на Северном Кавказе посмертно присвоено звание Героя России.
    Сегодня в вузе обучается молодежь не только из Приволжского федерального округа, но и более чем из 50 регионов страны. Конкурс при поступлении составляет ежегодно не менее 2,2—2,5 человека на место. В 2004 году курсантом института стал 171 юноша. Наряду с гражданами России проходят обучение иностранные военнослужащие из стран СНГ: Армении, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана.
    Для качественного проведения учебных занятий есть необходимая учебно-материальная база. Организационно училище состоит из управления, 18 кафедр, 2 факультетов подготовки курсантов, подразделений обеспечения и обслуживания. На территории более 30 га располагаются 67 зданий общей площадью почти 70 тысяч квадратных метров.
    Здесь работают 5 докторов и 50 кандидатов наук, 8 профессоров, 42 доцента. 21 сотрудник - соискатели ученых степеней доктора и кандидата наук, 8 обучаются в очной и заочной адъюнктуре. Училище готовит специалистов по двум специальностям: «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» и «Электроснабжение». По завершении обучения курсантам выдается диплом с указанием гражданской специальности и квалификацией инженер.
    В состав вуза входит также школа прапорщиков, которой командует подполковник Вячеслав Швец. Срок обучения в ней - пять с половиной месяцев. Здесь преподаются 23 дисциплины. Выпускники приобретают среднее образование и специальность начальника инженерных складов или старших техников-механиков. В настоящее время в школе обучается 41 человек. Некоторые из них, как, например, старшина Сергей Яковлев и младший сержант Евгений Соколов, поступили сюда после службы в Чечне. Погоны прапорщиков они получат в июне одновременно с выпуском лейтенантов.
    В прошлом году училище подготовило 143 офицера для Вооруженных Сил РФ. По заключению государственной аттестационной комиссии уровень знаний и умений выпускников соответствует предъявляемым требованиям. По итогам защиты выпускных квалификационных работ средний балл в училище составил 4,07.
    Училище поддерживает научные связи со многими вузами. Среди них – Нижегородский технический университет, Академия водного транспорта, Волго-Вятская академия государственной службы, Калининградский политехнический пограничный институт. Успешному учебному процессу способствует активное участие преподавателей и курсантов в научно-исследовательской, военно-научной и рационализаторской работах. Курсантские работы регулярно представляются на различные конкурсы и олимпиады. К примеру, в состав военно-научного общества одной из ведущих кафедр училища – электроснабжения, на которой преподаются 15 учебных дисциплин, входят 48 курсантов. Курсантами под руководством преподавателей подготовлено несколько научно-исследовательских работ, отмеченных рядом наград, в том числе дипломами Министерства образования. Только сотрудниками этой кафедры, которую возглавляет полковник Михаил Хоптяр, кстати, выпускник училища 1982 года, издано 10 учебно-методических пособий. В некоторых из них отражен и опыт, полученный во время боевых действий на Северном Кавказе. Среди преподавателей училища немало тех, кто прошел Чечню и другие «горячие точки». На кафедре электроснабжения ветеранов боевых действий двое: подполковники Иван Мещеряков и Дмитрий Маслов.
    Я никогда не жалею добрых слов в адрес тех офицеров и преподавателей из числа гражданских, кто трудится на благо училища, что называется, не покладая рук. Как, например, кандидат военных наук, доцент кафедры двигателей и базовых машин полковник запаса Александр Жерелов. В училище он уже почти тридцать лет. Подготовил и выпустил около 90 дипломников, автор изобретения и 98 рационализаторских предложений, направленных на создание и совершенствование учебно-материальной базы, снижение трудозатрат на обслуживание и ремонт техники в войсковых и полевых условиях. А еще Александр Иванович - автор 35 научных статей, научно-исследовательских работ и учебно-методических пособий. Благодаря таким, как он, вуз по праву занимает ведущее место в системе подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил России.
    Но нельзя обойти вниманием и некоторые проблемы, с которыми сегодня столкнулось училище. Так, должность старшего преподавателя в военно-учебном заведении с точки зрения наращивания научного потенциала является абсолютно не приносящей никакой пользы, поскольку получить на ней ученое звание доцента (даже при наличии ученой степени у преподавателей) невозможно. А вот наши коллеги из Калиниградского пограничного института решили эту проблему. Если на должности старшего преподавателя находится специалист, не имеющий ученой степени, то после защиты им диссертации должность сразу становится «доцентской». То есть должность старшего преподавателя (как для гражданского персонала, так и для военнослужащих), по сути дела, «вилочная»: старший преподаватель – доцент. Так надо сделать и в нашем вузе, что послужит стимулом для научного роста преподавателя, престижа его работы и позволит рассчитывать на пускай небольшое, но все-таки увеличение его материального благосостояния.
    Учебного времени, отводимого для проведения различного рода практических занятий и тренировок, явно недостаточно. Это в первую очередь является прямым следствием серьезной зависимости образовательного процесса военных вузов от государственных образовательных стандартов, где военная составляющая формируется по остаточному принципу. Поэтому в преддверии разработки учебных программ 3-го поколения необходимо уже сегодня инициировать и в дальнейшем попытаться разрешить вопрос на соответствующем уровне о принятии государственного образовательного стандарта на военное образование по профилям подготовки. При невозможности решения вопроса таким путем необходимо увеличить объем военных дисциплин в учебных программах за счет сокращения объемов обязательных (гражданских) дисциплин на 30-40 процентов времени, отводимого на их изучение (сегодня училищу разрешается сократить их только на 5 процентов). В дополнение к этому в отдельных случаях (в зависимости от направленности обучения) вузу, мне кажется, должно быть предоставлено право исключать из обязательного изучения (по решению ученого совета) дисциплины целиком.
    Малочисленность подразделений обеспечения (80 человек переменного состава) в лучшем случае обеспечивает потребности учебного процесса на 40-50 процентов. Вследствие этого вопросы, касающиеся жизнедеятельности училища, решаются за счет привлечения курсантских подразделений, а это ведет к преднамеренному снижению качества подготовки будущих офицеров. Эта проблема общая для большинства вузов и по своей значимости является одной из первостепенных!
    В настоящее время из-за нехватки топлива не представляется возможным организовать практическое вождение автомобилей для всех курсантов. Так, в год училищу необходимо 970 тонн горючего, а выделяется довольствующим органом менее половины. Тревогу вызывает и состояние средств связи, востребованность которых при проведении практических занятий крайне велика. Нынешние прослужили не менее 20 лет (при сроке списания 15 лет), их ремонтнопригодность из-за длительного срока эксплуатации практически сведена к нулю. В аналогичном состоянии находится и аккумуляторное хозяйство службы связи. Выделение же денежных средств производится только для оплаты телефонных разговоров и только в пределах лимитов, которых также явно недостаточно.
    Мы надеемся, что все вышеперечисленные проблемы – временные. Рано или поздно они будут решены. От этого выиграет не только вуз, но и в целом все военное образование России, а следовательно, и Вооруженные Силы страны.
 ||  Записал Андрей ГАВРИЛЕНКО.



В Россию за знаниями

    В российских военных высших учебных заведениях, как известно, проходят обучение не только граждане нашего государства. Немало ребят и из стран СНГ. Участники нашей сегодняшней анкеты - представители Киргизии и Казахстана. Они курсанты 3-го курса факультета журналистики Военного университета Министерства обороны РФ. Будущие офицеры отвечают на вопрос, почему они поступили в это учебное заведение.

    Старший сержант Алексей Ситников. Киргизия.
    - Большую роль в том, что я принял решение связать жизнь с армией, сыграл мой дядя. Он полковник российских Вооруженных Сил. Служит в Краснодаре. Воевал в Чечне. Награжден орденом Мужества. До поступления в университет я учился в Национальном военном лицее в Бишкеке. В нашей стране второй государственный язык - русский. И обучение в лицее было на русском. Еще там я стал читать «Красную звезду», собирался поступать в Бишкекское высшее военное училище. Сдавал экзамены. Но, когда предложили поехать в Москву, долго раздумывать не стал. Здесь мне очень нравится. Получаю необходимые знания, которые пригодятся, когда стану офицером. В Киргизии несколько печатных военных изданий. В одном из них уже летом буду проходить свою первую стажировку. После выпуска планирую служить в газете.

    Чингиз Утебаев. Киргизия.
    - В нашей стране с большим уважением относятся к России. В Бишкеке есть улица Кизил жылгыз (в переводе – красная звезда). И никто не собирается ее переименовывать. Большим почетом пользуются и люди в погонах. Офицерские кадры готовятся не только в нашей стране и России. Некоторые юноши проходят обучение в Турции, Германии, США, Индии. Но, пожалуй, только здесь, в России, можно получить полноценную подготовку по военной журналистике. Тем более что наши военные издания выходят на двух языках: киргизском и русском.

    Каир Орзагельдинов. Казахстан.
    - Я родом из Алма-Аты. Родители у меня – люди гражданские и с армией никак не связанные. А вот мои дедушки - участники Великой Отечественной войны. Я буду первым в своем роду военным журналистом. А эталоном военной журналистики была и остается ваша газета - «Красная звезда». Ее читают и у нас в республике. Есть в нашей стране и свои издания. Среди них журнал «Воин Казахстана». Возможно, после окончания обучения в Военном университете я буду служить там.

    Старший сержант Радик Туранов. Казахстан.
    - У меня за плечами два года срочной службы в погранвойсках моей страны. Сам я из небольшого села Астраханка, что в 100 км от Астаны. О том, чтобы стать офицером, мечтал еще в детстве. Всегда с восхищением смотрел на людей в форме. Учиться в университете очень интересно, и я считаю, что приобретаемые здесь знания будут очень полезны в моей офицерской карьере.
    

На снимке: (слева направо) курсанты Военного университета Чингиз УТЕБАЕВ, Алексей СИТНИКОВ, Каир ОРЗАГЕЛЬДИНОВ, Радик ТУРАНОВ.
    

Рандеву


    23. Елена. Близнецы.
    Рост 153 см. Вес 46 кг.

    Из семьи военнослужащих, студентка 3-го курса Ростовской государственной экономической академии. Факультет мировой экономики. Изучаю английский, немецкий и испанский языки.
    Прекрасно танцую. Профессионально занималась бальными танцами. Увлекаюсь фотографией. Люблю читать. Хорошо готовлю. Коронное блюдо - мясо по-французски.
    В гороскопы верю, но при этом считаю, что нельзя сидеть сложа руки и ждать, когда по гороскопу сбудутся все прогнозы и жизнь наладится. По моему твердому убеждению, каждый человек - творец своей судьбы.

 ||  Дежурный по клубу Андрей ГАВРИЛЕНКО. Фото Олега ПЧЕЛОВА.


    

Новости из-за парты



Храм для будущих офицеров

    Православный храм планируется построить в Екатеринбурге на территории высшего артиллерийского командного училища. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и заместитель командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа Виктор Батмазов побывали в вузе, ознакомились с чертежами храма, который предполагается возвести, и осмотрели место будущего строительства. Духовником курсантов станет иеромонах Иероним (Миронов).

Подарок от МТС

    Стотысячным абонентом компании МТС на Сахалине стал курсант Дальневосточного юридического института МВД РФ Роман Русаков. Помимо звания почетного абонента МТС, будущий офицер милиции получил в подарок мобильный телефон.

Губернаторские стипендии

    В большом зале правительства Рязанской области состоялось награждение курсантов высших военных учебных заведений поощрительными стипендиями губернатора Рязанской области. Начиная с 1999 года поощрительная стипендия присуждается за отличные успехи в учебе и активное участие в общественной жизни учебного заведения и представляет собой единовременную выплату в размере трех тысяч рублей. В этом году обладателями стипендии стали 15 курсантов Рязанского высшего военного командного училища связи (военного института) имени Маршала Советского Союза М. В. Захарова, Рязанского филиала Московского университета МВД РФ, Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (военного института) имени В.Ф. Маргелова, Рязанского военного автомобильного института имени генерала армии В.П. Дубынина.

В поход на «Крузенштерне»

    Около 200 курсантов морских вузов, в том числе будущие офицеры Российского флота, примут участие в дальнем походе на паруснике «Крузенштерн», старт которого назначен на 16 июня. Барк отправится в кругосветное плавание в честь сразу трех знаменательных событий: 60-летия Победы, 750-летия Калининграда и 200-летия окончания первого российского кругосветного плавания Ивана Федоровича Крузенштерна.

Праздник училища

    В Благовещенске (Амурская область) торжественным возложением венков и праздничным концертом отметили 65-летие Дальневосточного военного общевойскового командного училища (военного института) имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. Со времени создания училища в 1940 году из его стен вышли более 25 тысяч офицеров. Из них 33 получили звание Героя Советского Союза и России.

Юмористы в погонах

    В Чебоксарах прошел IV республиканский фестиваль команд КВН «КИВИН Чувашии-2005». Если в 2004 году в фестивале приняли участие 44 команды, то в этом - уже 59. Высокую оценку зрителей и жюри завоевала команда «По барабану», состоящая из курсантов Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России.
 ||  По сообщениям информационных агентств.



Учить ли курсантов семейной жизни?

    Почта «Азимута»

    Дежурному по «Азимуту» приходит немало писем от читателей с разными мнениями, просьбами или вопросами. Есть и такие, после прочтения которых нельзя остаться равнодушным. Одно из них мы предлагаем вашему вниманию.

    Сегодня у России немало проблем. Катастрофически растет смертность, низкая рождаемость. А еще, по данным официальной статистики, в нашей стране распадается чуть ли не каждый второй брак. Касается это и семей военных. Почему так происходит?
    Конечно, не последнюю роль играет экономическая ситуация в России, неуверенность многих в завтрашнем дне. Денежное довольствие молодых офицеров пока оставляет желать лучшего. И все же, на мой взгляд, проблема не только в этом.
    После распада Советского Союза многое изменилось. Как грибы после дождя наплодились всевозможные высшие учебные заведения. Только журналистов в Москве готовит чуть ли не десяток вузов. Система высшего образования в России переживает бурные и, на мой взгляд, далеко не лучшие времена. Пожалуй, только военные вузы сохранили былой статус, оставаясь своеобразными центрами учебной и научной работы в стране. Будущих командиров, военных инженеров там и сегодня готовят на самом высоком уровне. Но не учат в них юношей тому, как вести себя… в семейной жизни.
    Может, кого-то удивит мое предложение, но мне кажется, что в военных вузах необходимо ввести курсы молодой семьи. Пусть они будут открытыми, чтобы посещать их могли не только курсанты, но и девушки. Там бы их обучали основам семейной психологии, в том числе психологии маленьких детей. Говорили бы и о том, что в России издревле люди берегли свои семьи, а то, что происходит сегодня, - аномально. Если возникли проблемы, это время испытания для вашей любви. Это проверка на прочность тех нитей, которые связывают супругов. Надо что-то делать, а с кого же еще начинать, как не с военных, будущих офицеров? На них одна надежда.
 ||  Майя ТИТОВА. Москва.



Президентский стипендиат

    Пьедестал

    Желание стать военным у Сергея Иващенко появилось еще в школе. Родом он из села Сакмара Оренбургской области. Родители – люди сугубо гражданские. Отец – железнодорожник, мама – бухгалтер. Решение сына они поддержали, и Сергей поступил в Ульяновское суворовское училище.
    Там был среди лучших. Успевал и отлично учиться, и в художественной самодеятельности заниматься, и о спорте не забывал. Когда пришло время поступать в высшее учебное заведение, выбрал Новосибирский военный институт (сейчас – Высшее военное командное училище), мотострелковый факультет. Сейчас уже на пятом курсе. Старшина роты, кандидат на получение диплома с отличием и золотой медали. А еще получает стипендию от Президента РФ.
 ||  Галина КАЗАРИНА, студентка факультета журналистики Новосибирского госуниверситета.



Наташа берет за живое

    Рубрика Анжелы Бориковой

    В Киеве вовсю готовятся к юбилейному конкурсу Евровидения. В Москве, похоже, к нему уже готовы. По крайней мере названо имя нашей конкурсантки - это финалистка «Фабрики звезд-5» Наталья Подольская.
    Ходили слухи, что голосование было необъективным, телезрители жаловались, что не могли дозвониться, так как многоканальная линия постоянно была занята. Именно это обстоятельство и наталкивало на мысль: а честно ли проходит отбор? Это, конечно, спорный вопрос. Сами организаторы конкурса объяснили все техническими возможностями студии. А раньше об этом нельзя было подумать?
    Самое же главное, что меня больше всего поразило, - каким образом некоторые группы, ранее мало кому известные, попали на отборочный тур? К примеру, группа «Playgirls». Кто вообще проводил этот отбор и решал, кому участвовать в нем?
    Еще в начале творческих испытаний вперед вырвался афро-американский дуэт, выдвиженцы Макса Фадеева – Елена Терлеева & Jam. Конечно, мило, но как-то не задевает. Нет в этом дуэте настоящей перчинки и экзотики, да и песня какая-то абсолютно не экспрессивная.
    С одной стороны, задумка, конечно, хорошая - право выбора лучшего из лучших исполнителей отдать телезрителям, но, с другой стороны, где гарантии объективности и профессионализма? Поэтому мне, например, в объективность этого выбора верится с большим трудом. Возьмем опять же афроамериканский дуэт. Победи он в отборочном туре – и провал на Евровидении нам обеспечен. Даже у мало кому известной группы «Санкт-Петербург» и то больше шансов победить.
    Много нелестных высказываний было в последнее время как в адрес участников и победителей «Фабрики звезд», так и конкурса в целом. Ведь многие артисты, участвовавшие в отборочном туре, выглядели на сцене оригинальнее и талантливее, но в финал не попали. Мало кому известное трио из «Фабрики звезд-3» меня вообще поразило. Первый вопрос, который я задавала себе и окружающим: «Откуда они появились?» Какие-то три мальчика-зайчика с тоненькими голосочками и незамысловатыми телодвижениями... Хотя бы рубашки яркие надели или танец поинтереснее придумали, может, тогда бы их кто-нибудь заметил и запомнил?..
    Провал в прошлом году Савичевой, как мне показалось, совсем не значит, что она не талантлива и не оригинальна. Ее основной проблемой, думаю, были расшалившиеся нервы и неопытность. Ведь не каждый день она выступает на европейской сцене. Следовательно, помимо сильного голоса, нужны еще такие бойцовские качества, как твердость характера и смелость. Наглядный пример тому – Руслана. Возможно, ей помог ее голос. Возможно, ее зажигательные танцы. Но самое главное – ее уверенность: пришла, показала себя и победила! Выступление Русланы стало предметом довольно пристального внимания телезрителей и музыкальных критиков. И все сошлись во мнении: давно на европейском конкурсе не было такой певицы. Да и были ли вообще подобные ей? В девушке присутствовало все: и харизма, и внешность, и огонь в душе. Она и бизнесом успевает заниматься, и творчеством, а во время «оранжевой революции» попробовала себя еще и на политическом поприще. Стоит ли удивляться тому, что она сумела выделиться на фоне других исполнителей заунывных «мыльных» песен. Нужны песни, которые «заведут» слушателя независимо от принадлежности к национальной культуре, политических и религиозных убеждений. Даже знание языка, на котором поет артист, необязательно. Язык таланта интернационален.
    А суждение о том, что победы нам не видать, кругом чуть ли не враги, далеко не справедливо. Все зависит от отечественного шоу-бизнеса. К сожалению, он у нас, мягко говоря, не на высоте. А других причин предыдущих наших провалов на Евровидении просто не существует.
    Из всех, кто участвовал в февральском шоу на Первом канале, мало кто впечатлял своим выступлением. Приятное исключение - «Чай вдвоем». Они действительно сумели преподнести телезрителям нечто новенькое. Парни показали свою творческую мощь и решимость покорять вершины шоу-бизнеса. Их песня полностью соответствовала европейскому стандарту. Но первое место досталось почему-то не им. Жаль, что это решение принимала не я, а кто-то, наверное, больше разбирающийся в музыке.
    Наталья Подольская - перспективная певица с сильным голосом. Ее исполнительский талант по-настоящему берет за живое. Посмотрим, как оценит ее выступление теперь уже международный телезритель.
Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex