на главную страницу

22 Марта 2005 года

Армия и общество

Вторник

Алгоритм возрождения

Записал Андрей КУРНЯЕВ, «Красная звезда».



Перспективы строительства и развития Вооруженных Сил, а также перехода с 2008 года на их комплектование гражданами по призыву с одногодичным сроком службы стали основным ориентиром и для деятельности организаций РОСТО (ДОСААФ). Очевидно, что назрела необходимость повысить качество и увеличить объемы подготовки военнообученных специалистов вне сроков службы и численности войск, то есть в системе Оборонного общества. Задачи по дальнейшему совершенствованию образовательной деятельности РОСТО (ДОСААФ) поставил министр обороны РФ Сергей Иванов, ознакомившись с работой Томской областной оборонной организации. В ближайшие полтора-два года предполагается вдвое увеличить количество обучаемых призывников по значительно большему, чем сейчас, числу военно-учетных специальностей. Значительная роль в этой работе отводится штатным авиационным организациям Оборонного общества. В частности, рассматривается вопрос о возобновлении доподготовки военнообученных специалистов для Воздушно-десантных войск, есть перспективы для работы в интересах Военно-воздушных сил. Однако сегодняшняя организационная структура, материально-техническая оснащенность и нормативно-правовая база авиации РОСТО (ДОСААФ) отнюдь не в полной мере соответствуют характеру и масштабу продиктованных жизнью задач. В сложившихся условиях есть только один путь сохранения авиации как традиционного структурного звена, необходимого для решения важнейших уставных задач Оборонного общества: привести все стороны жизнедеятельности в соответствие с «Основами государственной политики в области авиационной деятельности на период до 2010 года», утвержденными Президентом России, уровнем сложности решаемых задач, а также реалиями рыночной экономики. Центральный совет РОСТО (ДОСААФ) принял решение разработать соответствующую «Стратегию развития авиации РОСТО (ДОСААФ) на 2005 – 2009 годы». С основными положениями проекта этого документа знакомят его авторы – начальник Калужского авиационного летно-технического училища РОСТО (ДОСААФ) заслуженный военный летчик России генерал-майор Алексей ФЕСЕНКО и заместитель председателя Московского областного совета РОСТО (ДОСААФ) летчик-снайпер Герой Российской Федерации полковник Сергей СОКОЛОВ.

     

     

Визитная карточка

     Соколов Сергей Александрович родился в 1959 году в г. Туле. В 1980 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в Туркестанском военном округе на летных должностях. Участник боевых действий в Афганистане в 1983 - 1984 гг. В апреле 1984 г. получил тяжелое ранение.
     Окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.
     С 1989 по 1995 г. проходил службу в центральном аппарате ВВС. С 1995 по 2002 г. – начальник Егорьевского, затем 1-го Московского городского аэроклубов РОСТО. Имеет общий налет более 2.500 часов. Освоил 24 типа летательных аппаратов.




     
Визитная карточка

     Фесенко Алексей Максимович родился в 1952 году в г. Электросталь. В 1973 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в Северо-Кавказском военном округе в качестве летчика-инструктора Качинского ВВАУЛ. С 1980 по 1990 г. – командир эскадрильи испытательного полка особого назначения Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. С 1991 года по настоящее время – в РОСТО (ДОСААФ) в должности начальника Калужского авиационного летно-технического училища.
     Окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.
     Летчик 1-го класса. Общий налет – около 6.000 часов. Освоил более 30 типов летательных аппаратов (спортивная, истребительная, транспортная, вертолетная авиация).

     




     - Почему авиации РОСТО (ДОСААФ) уделяется столь пристальное внимание в контексте решаемых сегодня задач по укреплению обороноспособности страны?

     А. Фесенко: На мой взгляд, вопрос стоит шире – не только о подготовке специалистов по ряду авиационных военно-учетных специальностей, но и о дальнейшей судьбе всей авиации страны. Вопрос, разумеется, не узковедомственный, а общегосударственный. В системе Оборонного общества работают 138 авиационных организаций. Парк воздушных судов составляет около 1,5 тысячи самолетов и вертолетов, численность штатного летно-подъемного состава – около 1 тысячи, обслуживающего персонала – около 4 тысяч человек. Столь внушительный потенциал десятилетиями служил делу развития авиации страны. В 1920 – 1930-е годы, когда, по сути, создавалась авиация в нашей стране, мощным стимулом ее популяризации и развития послужила деятельность Осоавиахима. В авиационные клубы и секции Оборонного общества массово устремилась молодежь, возник лозунг «От модели – к планеру, с планера – на самолет!» Аэроклубы, где юноши и девушки получали первоначальную летную и парашютную подготовку, появились как минимум в каждом областном центре и стали «учебной партой» кадров для авиации страны.
     Чрезвычайно важно, что в структурах Осоавиахима, а затем и ДОСААФ – РОСТО молодежи не только прививали профессиональные навыки, но также учили любить авиацию и воспитывали патриотами Отчизны. С тех пор благодаря Оборонному обществу в отечественную авиацию пришли тысячи и тысячи целеустремленных, эрудированных, мужественных, преданных Родине людей, которые на протяжении многих лет составляют цвет нации, гордость Вооруженных Сил.
     Воспитание таких граждан было и остается целью Оборонного общества. Ее достижение в предвоенные годы рассматривалось государством не как локальная техническая задача, а как идеология оборонного строительства. Во многом результатом предпринятых тогда усилий было то, что наша страна выстояла и победила в тяжелейшей схватке с фашизмом. И первыми покорителями космоса, как мы знаем, стали воспитанники Осоавиахима – ДОСААФ.
     Но последние 20 лет, к сожалению, нельзя назвать периодом поступательного развития отечественной авиации. Если ее количественные показатели пошли «в минус» в основном вследствие распада СССР и физического старения техники без надлежащей ее замены, то качественные снижаются главным образом в силу нарастающего дефицита квалифицированных кадров. Эти процессы ощутимо затронули и саму кузницу таких кадров – авиацию РОСТО (ДОСААФ). В работе штатных организаций наблюдается спад: снижается количество часов налета и выполняемых парашютных прыжков, уменьшился парк исправной и отправляемой в ремонт авиационной техники. Значительно сократилось число обучаемых в организациях. Спортивные соревнования в регионах почти не проводятся. Сегодня чемпионаты России – это по сути чемпионаты сборных команд страны.
     Между тем современные реалии не располагают к благодушию, допускающему такое положение дел. Три недавних военных конфликта с участием США – на Балканах, в Афганистане и Ираке – показали, что в боевых действиях все больший удельный вес приобретает выполнение задач силами авиации. И в то же время обнаружилась практически полная беззащитность обороняющихся сторон, не обладающих средствами отражения нападения с воздуха. Есть о чем тут задуматься и нам, хотя Россия сейчас в полной мере располагает возможностями для того, чтобы эффективно отразить нападение воздушного агрессора. Проблема состоит в том, что эти возможности могут оказаться под вопросом, если в ближайшие годы не удастся сохранить, а кое-где заново воссоздать «учебную парту» для авиации страны, каковой пока еще остаются авиационные организации Оборонного общества.

     - Решение каких конкретно задач предполагает понятие «учебная парта»?

     А. Фесенко: Они предусмотрены Уставом РОСТО (ДОСААФ), и важнейшая из них остается неизменной: это патриотическое воспитание граждан России и развитие авиационных видов спорта. Одно из приоритетных направлений – деятельность аэроклубов и спецшкол с первоначальной летной подготовкой в рамках реализации федеральной, региональных и муниципальных программ патриотического воспитания граждан.
     Не секрет, что начинать растить кадры для авиации нужно не с приема в летные и технические училища юношей, до этого ни разу не побывавших в кабине самолета. Исходным моментом тут должен быть набор 12-15-летних подростков в аэроклубы и спецшколы с первоначальной летной подготовкой и в аэроклубы Оборонного общества. В нескольких таких спецшколах сейчас обучаются около 800 человек. Речь – о ребятах, изъявивших желание со временем стать офицерами: летчиками, техниками, иными авиационными специалистами. Получая необходимые для последующего поступления в училище знания и летную практику, они одновременно проходят и профессиональный отбор. Ведь по результатам первоначальной подготовки молодого человека можно сделать вывод о степени его профпригодности. И тогда на стадии поступления в училище уже видно, на кого ему целесообразно дальше учиться – на летчика-истребителя или пилота бомбардировщика, штурмана или технического специалиста. Профотбор на ранней стадии, осуществляемый на легких спортивных самолетах (типа EV-97), намного рациональнее, чем в вузе на реактивном самолете за 15 – 20 часов налета, которые обойдутся государству в 1 миллион рублей. Набор в эти школы, думается, должен осуществляться по разнарядке от каждой области, а финансирование – за счет средств заказчика (Минобороны) и госбюджета (Минобразования и науки).
     На повестке дня также возрождение авиа- и ракетомодельных кружков, парашютных, дельталетных и дельтапланерных секций для молодежи, предоставление авиационной, парашютной базы при организации летних подростковых лагерей отдыха, а также проведение авиационных показательных выступлений на праздниках.
     Развитие авиационных видов спорта должен возглавить в РОСТО (ДОСААФ) Центральный аэроклуб имени В.П. Чкалова, который объединит все авиационные спортивные федерации. Ключевым здесь видится решение двуединой задачи – по развитию массового спорта и спорта высших достижений. Подлинная массовость, достигнутая за счет широкого вовлечения молодежи в аэроклубы по всей стране, обеспечит отбор и воспитание наиболее талантливых спортсменов для сборных команд.
     Подготовка специалистов для государственной, гражданской и экспериментальной авиации также может стать важным направлением деятельности авиационных структур Оборонного общества при условии, если будут заключены соответствующие соглашения или между ЦС РОСТО (ДОСААФ) и министерствами и ведомствами РФ на возмездной основе. С этой целью необходимо разработать, согласовать с заказчиками и утвердить смету подготовки каждого специалиста.

     При условии заключения соответствующего генерального соглашения с Минобороны могут также осуществляться мобилизационная подготовка и работа по поддержанию мобилизационной готовности резерва авиационных специалистов. В этом плане Оборонное общество располагает поистине уникальными возможностями. Если авиационные структуры РОСТО (ДОСААФ) предоставят частной малой авиации аэродромы для базирования и условия для полетов, то получится, что ее представители, регулярно летая на собственных самолетах и вертолетах, сами за собственные средства будут поддерживать себя в мобилизационной готовности. Наша задача – совместно с военными комиссариатами определить для данной категории летчиков соответствующие военно-учетные специальности и раз в несколько лет в каждом федеральном округе проводить с ними сборы для выполнения учебных полетов (за средства обучаемых) на реактивных самолетах L-29, L-39 и вертолетах Ми-2 и Ми-8.

     - Что же сейчас мешает авиации РОСТО (ДОСААФ) «включить форсаж» в работе по выполнению всего комплекса стоящих перед ней задач?

     С. Соколов: Существует ряд нерешенных проблем, первая из которых – это несовершенство нормативно-правовой базы, определяющей порядок организации и проведения летной работы. Думаю, нет необходимости объяснять более подробно, что это значит, когда дело касается получения возможности поднимать в воздух летательные аппараты. Без такой возможности вся наша работа теряет смысл. Нельзя посредством одних лишь теоретических занятий научить человека летать. В результате наши руководители, специалисты и обучаемые лишены условий, при которых они могли бы выполнять свои обязанности качественно, с наименьшими затратами и в минимальные сроки, не нарушая при этом основных законов летной деятельности. Поэтому исходным пунктом всей нашей деятельности должно стать ее четкое юридическое обоснование. В противном случае все усилия привести авиационное хозяйство в порядок окажутся безрезультатны.
     Общеизвестна еще одна, может быть, самая наболевшая за последние 15 лет проблема – недостаточное обеспечение авиационных организаций финансовыми средствами, техникой и материальными ресурсами. Из-за постоянного дефицита страдают абсолютно все сферы жизнедеятельности наших авиационных организаций. Вот вам конкретный пример: на выплату заработной платы в последние годы аэроклубы получали из бюджета средства в размере до 5 процентов от потребных. Неудивительно, что происходит ежегодная утечка высокопрофессиональных, много лет проработавших в системе специалистов инженерно-технического и летного состава, практически нет им смены из молодежи.

     - Где же теперь взять деньги, новую технику?

     А. Фесенко: В настоящее время нет и не может быть какого-то единого источника, способного полностью удовлетворить потребности организаций РОСТО (ДОСААФ), как это было во времена СССР, когда все финансирование и снабжение шли за счет государства. Безусловно, основные расходы на обучение специалистов по военно-учетным специальностям и на функционирование спецшкол с первоначальной летной подготовкой должны покрываться по линии госбюджета. В то же время, если юридический статус Оборонной организации изменится и она будет не общественной, а общественно-государственной, у нас появится возможность получать из бюджета средства на деятельность аэроклубов, обладать правом использования и получения государственной собственности.
     Повышение статуса позволит администрациям областей совместно с советами РОСТО (ДОСААФ) стать учредителями авиационных организаций на основе существующих аэроклубов. И тогда эти вновь созданные структуры смогут получать из областного и муниципальных бюджетов по линии программ патриотического воспитания средства на обеспечение комплексной работы с молодежью. Вплоть до оснащения вновь созданных структур авиационной техникой. В частности, при финансировании в размере 3-5 млн. рублей ежегодно можно будет закупать 1-2 сверхлегких спортивных самолета типа EV-97 «Евростар». Этот самолет, будучи вдвое дешевле традиционного Як-52, обладает втрое большим ресурсом и межремонтным сроком эксплуатации.
     Особого внимания заслуживает опыт подобной работы в Калуге, где областная администрация, не дожидаясь изменений в федеральном законодательстве, нашла возможность создать и финансировать городской аэроклуб на базе Калужского авиационного летно-технического училища РОСТО (ДОСААФ). Например, уже не первый год на средства, предоставленные местной администрацией, для калужан в возрасте от 15 до 20 лет аэроклуб организует на училищном аэродроме до 2.000 прыжков с парашютом.
     Открытие доступа частной авиации на аэродромы Оборонного общества тоже сулит ощутимый выигрыш. За предоставляемую возможность эксплуатировать воздушное пространство, средства связи, средства управления, стоянку, а также за обслуживание и ремонтно-восстановительные работы физические и юридические лица готовы не только платить, но предоставлять свои летательные аппараты для начальной летной подготовки воспитанников аэроклубов. Даже если по всей России сегодня наберется до 1,5 тысячи готовых с нами сотрудничать хозяев воздушных судов, то экономический эффект от такой работы (наряду с финансированием из областных бюджетов) сможет обеспечить рентабельность авиационных организаций РОСТО (ДОСААФ). Иными словами, предоставив гражданам России возможность выполнять полеты на их собственных воздушных судах, мы намерены использовать полученные взамен средства, ресурсы и возможности для подготовки кадров отечественной авиации.

     - Но возможно ли это при нынешней организационно-штатной структуре, которая предусматривает многоступенчатое согласование и утверждение всех решений инстанциями, некоторые из которых по сути ничего и не могут решить?

     С. Соколов: Авиация РОСТО (ДОСААФ) – структура в значительной степени самодостаточная, она располагает сетью организаций, аэродромами, органами управления, авиационным парком, штатом авиационных специалистов, авиаремонтными заводами и летно-техническим училищем. Поэтому все ее основные элементы сохранились и, надо признать, продолжали функционировать даже в экстремальных постперестроечных условиях. Надо, чтобы авиация Оборонного общества смогла дать импульс к возрождению и дальнейшему развитию всей отечественной авиации, надо заставить эффективно работать ее собственный механизм. А для этого потребуется заново создать систему управления периферийными организациями.
     Предполагаемая структура регионального управления (отдела) и Департамента авиации РОСТО имеет целью непосредственное управление всеми авиационными организациями в территориальном административном округе, координацию их действий для выполнения задач в регионе, сосредоточения сил и средств под конкретные задачи для получения наибольшего экономического эффекта от авиационной деятельности. В ее функции также входит представление и защита интересов авиационных организаций в федеральном округе.
     Подчиняется региональное управление (отдел) непосредственно начальнику Департамента авиации РОСТО. Оперативно подчиняется представителю ЦС Оборонного общества в федеральном округе. Цель – обеспечить их тесное взаимодействие в округе и повысить эффективность совместной работы.
     Силы и средства, входящие в состав регионального управления (отдела), включают все аэродромы и базируемые на них авиационные штатные организации РОСТО, а также существующие авиационно-технические спортивные клубы, личный состав, авиационную и другую технику.
     Место создания регионального управления (отдела) – наиболее сильный штатный аэроклуб общества в федеральном округе. Ему в подчинение поступают все остальные авиационные организации. Личный состав регионального управления (отдела) – это специалисты из числа работников данных подчиненных организаций.

     - Если обновленная структура авиации РОСТО (ДОСААФ) предусматривает базирование и эксплуатацию техники, разнородной по ее принадлежности и предназначению, то как предусмотреть все возникающие в этой связи организационные нюансы?

     С. Соколов: Нужно, не откладывая, переходить на гибкие стандарты внутри системы авиации РОСТО (ДОСААФ). В ряду причин – уменьшение численности авиационной и парашютной техники, полученной от Минобороны, в связи с выработкой ее сроков эксплуатации и рост парка приобретенной физическими и юридическими лицами авиационной и парашютной техники, которая может быть зарегистрирована в РОСТО (ДОСААФ).
     Таким образом, решение авиацией РОСТО (ДОСААФ) задач в интересах силовых министерств и ведомств должно основываться на требованиях их руководящих документов: летная работа и парашютная подготовка регламентируются федеральными авиационными правилами, установленными для министерств. Соответственно и эксплуатация авиационной техники должна осуществляться по требованиям и нормативам госавиации.
     Деятельность авиации РОСТО (ДОСААФ) в интересах силовых ведомств и министерств (государственной авиации) на авиационной технике, привлекаемой от физических лиц, должна осуществляться на основе требований, разрабатываемых в самой авиации РОСТО (ДОСААФ) в соответствии с требованиями ИКАО и особенностями российского законодательства.
     Кроме того, предстоит создать в Департаменте авиации РОСТО (ДОСААФ) с привлечением соответствующих специалистов экспертный отдел для проверки и оценки поступающей в организации авиационной техники. Соответственно будут разрабатываться курс летной подготовки и программа переучивания на данный тип летательного аппарата. Только после этого он может быть введен в эксплуатацию приказом председателя ЦС РОСТО (ДОСААФ).
     Решение еще одной важнейшей, но крайне затратной задачи – по оснащению авиационных организаций новой техникой – может быть значительно облегчено, если удастся наладить на авиаремонтных заводах Оборонного общества сборку летательных аппаратов. Например, на таком заводе в г. Шахты можно создать условия для сборки тех же спортивных самолетов EV-97, а на Московском авиаремонтном заводе – легких вертолетов.
     В то же время нужно изыскивать возможности для продления сроков эксплуатации воздушных судов. Нецелесообразной представляется практика, когда списанную по сроку эксплуатации крылатую машину отказываются регистрировать. Пусть этот вопрос будет отдан в компетенцию отдела экспертного анализа, и на основании его решения осуществляется допуск к эксплуатации с условием ежегодного технического контроля.

     - Какова же последовательность реализации столь масштабной реформы, если она будет утверждена?

     А. Фесенко: Мы прекрасно понимаем, что многие из накопившихся, первоочередных по важности проблем вряд ли удастся решить быстро и беспрепятственно. Но в любом случае пора браться за дело и поэтапно, шаг за шагом, преодолевать их нагромождение. Политическое решение о возрождении и дальнейшем развитии «крыльев» РОСТО (ДОСААФ) предстоит принять на сборе руководящего состава авиационных организаций. А затем в ближайшее время можно будет провести слет частных владельцев малых воздушных судов.
     Далее алгоритм нашего движения вперед таков:
     - обеспечение юридической базы нашей дальнейшей деятельности и последующее переучреждение всей структуры Оборонного общества и каждой отдельно взятой авиационной организации;
     - насыщение аэроклубов техникой за счет привлечения средств федерального бюджета и заказчиков – силовых министерств и ведомств, а также летательных аппаратов физических и юридических лиц;
     - введение единых правил полетов и единых правил регистрации, сертификации и эксплуатации, контроля, подготовки персонала;
     - информирование широкой общественности о ходе преобразований в авиации РОСТО (ДОСААФ);
     - подключение авиаремонтных заводов к оснащению авиационных организаций новой техникой.
     Реализовать данную стратегию можно только при желании и активной работе всего личного состава и в первую очередь – руководящего органа авиации РОСТО, а также творческом подходе к решению поставленных задач.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex