на главную страницу

23 Марта 2005 года

Армия сегодня

Среда

Каким растить командира

Обстоятельный разговор на эту тему состоялся в Общевойсковой академии

Генерал-полковник Владимир ПОПОВ, начальник Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ.



Пять лет назад в процессе реформирования системы высшего военного образования перед Общевойсковой академией была поставлена задача готовить слушателей по специальности «Управление воинскими частями и соединениями (Сухопутные войска)» с присвоением квалификации «специалист в области управления». За прошедшее время в академии накоплен немалый опыт в этом плане. Вместе с тем выявились и недостатки. Чтобы критически оценить достигнутые результаты и определить пути повышения эффективности подготовки офицеров по профилирующей специальности, в академии недавно провели научно-методическую конференцию.

     На ней, в частности, отмечалось, что программу подготовки обогатили новые учебные дисциплины: «История государственного и военного управления», «Теория военного управления», «Управление войсками в боевых условиях», «Основы управления повседневной деятельностью войск» и другие. И тем не менее, как показывают результаты итоговых государственных аттестаций выпускников, а также отзывы из войск, в управленческой подготовке слушателей имеется немало недоработок. В частности, необходимо более активно формировать творческое мышление слушателей как военных руководителей, их профессиональные навыки по управлению войсками в нестандартной и боевой обстановке. В ряде случаев содержание учебных дисциплин отстает от развития способов боевых действий. Мало издается инициативных трудов по тактике.
     Назрела необходимость разработать специальный курс лекций и цикл занятий по подготовке слушателей к организации контртеррористических операций. Офицеры должны знать, как боролись с диверсиями и терроризмом в Великую Отечественную войну, как диверсионно-террористическая деятельность противника может отразиться на характере современного общевойскового боя. Важно выработать практические рекомендации командирам и штабам по организации и ведению борьбы с терроризмом и диверсиями в ходе боевых действий, разработать учебные пособия по этой теме.
     Опыт двух чеченских военных кампаний показал, что управление войсками в деятельности офицеров далеко не всегда было на высоте. Типичные недостатки тут - плохое ориентирование в нестандартной обстановке, слабое знание тактики противника, неумение организовать борьбу с засадами, огневыми налетами, управлять огнем и подразделениями при разведывательно-боевых, ударно-штурмовых и рейдовых действиях. Не всегда командиры могут проявить волевые качества, добиться претворения в жизнь принятого решения.
     Следует признать, что, анализируя войсковую практику, мы видим и недостатки, упущения в академическом учебно-воспитательном процессе. На занятиях, командно-штабных учениях организаторская деятельность слушателей порой исчерпывает себя постановкой боевых задач подразделениям и отдачей указаний по взаимодействию. Не всегда детально отрабатываются вопросы обеспечения боевых действий - ведение разведки, защиты войск, РЭБ, инженерного, технического и тылового обеспечения. К сожалению, забыт, растерян опыт Великой Отечественной войны, который свидетельствует, что из-за плохой разведки, слабого материального обеспечения, отсутствия маскировочной дисциплины нередко срывались операции, допускались неоправданные потери в людях. Не случайно советские военачальники самого высокого ранга лично вникали во все детали подготовки боя и операции. По выражению маршала К.К. Рокоссовского, иногда приходилось «ползать на животе на переднем крае», чтобы убедиться, как подготовлены подразделения к бою, проверить знание командирами и рядовыми боевой задачи, ощутить их боевой настрой, оценить работу тыловых подразделений.
     Основное внимание участники конференции сосредоточили на том, как повысить уровень фундаментальной подготовки слушателей при двухгодичном сроке обучения, не допустить разрыва между теорией и практикой. Отмечалось, что в этих условиях возрастает значение творческих качеств офицера, способного своим интеллектом, глубиной предвидения, военной хитростью, решительностью, обеспечением внезапности нанесения удара, умелым сосредоточением усилий в неожиданном для противника месте, согласованностью боевых усилий всех сил и средств, твердостью и непрерывностью руководства войсками добиться успеха в бою с наименьшими потерями в живой силе и технике.
     Много нареканий прозвучало в выступлениях по поводу методического уровня занятий. И не случайно. В академии сейчас более 70 процентов преподавателей имеют педагогический стаж 3—4 года и менее. Не каждое занятие способствует развитию интеллектуального потенциала обучаемых. Подчас слушатель чувствует себя на занятиях пассивным школяром, которому преподносят готовые выкладки. Ему остается лишь работа «на прием». Все это ведет к тому, что среди выпускников академии порой встречаются «полуфабрикаты» - инертные, безынициативные офицеры, не стремящиеся к постоянному самосовершенствованию, непрерывной учебе в течение всей службы.
     Для повышения качества методологического обеспечения мы создали в академии учебно-методический центр. Уже можно сделать вывод, что благодаря ему уровень многих занятий заметно повысился, активизировался обмен опытом между кафедрами.
     Тормозом по-прежнему остаются неразвитая, устаревшая учебная материально-техническая база, крайне ограниченные возможности по использованию новых информационных технологий в обучении. Слушатели получают недостаточные навыки в моделировании боевых действий, применении средств телекоммуникаций для передачи информации, электронно-вычислительной техники в деятельности органов управления. Из-за ограничений в материально-техническом обеспечении мы вынуждены сократить количество полевых занятий, отменить стажировку слушателей в войсках. В этих условиях стараемся, чтобы каждое командно-штабное учение в поле непременно содержало нечто новое, поучительное, было динамичным, нестандартным.
     Все участники конференции были единодушны в том, что обучение в академии должно быть направлено на подготовку военных руководителей, у которых глубокие профессиональные знания органично сочетаются с творческим мышлением, на интеллектуальное, культурное и нравственное развитие личности слушателей.
     Фундаментальную подготовку следует строить на основе глубокого изучения опыта управленческой деятельности командного состава во время Великой Отечественной войны, осваивать искусство борьбы с сильным и опытным противником. Необходимо также в полной мере использовать опыт боевых действий в Афганистане, двух чеченских военных кампаний, всех без исключения мировых военных конфликтов.
     В современных условиях управленческий фактор по значимости в достижении успеха в бою приравнивается к материальному - количеству и качеству войск и вооружения. Мы видим задачу в том, чтобы наши питомцы не только были всесторонне подготовлены теоретически, но и могли умело, твердо и решительно управлять войсками в самой сложной боевой обстановке, эффективно использовать все средства борьбы и обеспечивать победу. На этом пути предстоит сделать больше, чем сделано.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex